Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:53, реферат

Краткое описание

Вопросы экспорта образования рассматриваются странами в положениях национальной образовательной политики в рамках процесса интернационализации, которая определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.
К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный рынок образовательных услуг и национальные стратег.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Гороховатская Н.В.

директор

Международный институт образовательных инноваций

Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

 

Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования

 

1. Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг. Вопросы экспорта образования рассматриваются странами в положениях национальной образовательной политики  в рамках процесса интернационализации, которая определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.

К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Интернационализация образования все в большем числе стран становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение конкретных национальных политических, социальных и экономических проблем.

 

2. Факторы, влияющие  на разработку стратегий интернационализации, включая экспорт услуг. Различные факторы, особенно скорость экономической глобализации и распространения ИКТ, а также внедрение рыночных механизмов оказывают все более возрастающее влияние на интернационализацию высшего образования в отдельных странах.

Интернационализация высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничная деятельность вузов дают экономическую выгоду, связанную с рыночной стоимостью предоставления услуг на международном образовательном рынке. Политика по вопросу платы за обучение является ключевым элементом общего воздействия интернационализации на торговый баланс. Фактически, ряд стран сделали международное образование существенной частью своих стратегий социально-экономического развития, а взимание полной платы за обучение иностранных студентов используется как источник получения дохода. Однако рыночная стоимость интернационализации выходит за рамки доходов от платы за обучение, которые вместе с наличием сопутствующих расходов, связанных с пребыванием  иностранных студентов в стране и составляющих существенный вклад в национальную экономику принимающей страны, можно рассматривать как преимущества краткосрочного характера. Существуют также преимущества долгосрочного характера, выражающиеся в появлении новых рабочих мест, развитии инфраструктуры и потенциала системы образования.  

Исходя из характеристик процесса интернационализации высшего образования в эру глобализации и учитывая позиционирование стран относительно направлений участия в процессе предоставления образовательных услуг на международном рынке, можно определить три типа  ориентации стран: ориентация на импорт,  ориентация на импорт-экспорт и ориентация на экспорт (см. Таблица 1).

В последнее десятилетие появились новые формы трансграничного высшего образования. Они включают не только международную мобильность студентов, но также мобильность образовательных программ и образовательных институтов. Такое развитие событий явилось следствием действия четырех различных, но не исключающих друг друга подходов: согласованный подход, миграция квалифицированной рабочей силы, получение дохода, расширение возможностей, которые определяют стратегические направления интернационализации высшего образования с учетом экспортно-импортной составляющей, а также роли экономических аспектов (см. Таблицу 2).

Каждая страна разрабатывает стратегию интернационализации высшего образования исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

Большой интерес представляет наличие геополитических аспектов в стратегиях интернационализации стран (см. Таблица 3). Большинство стран вполне конкретно определяет не только географию приложения усилий в развитии экспорта образовательных услуг, но и указывает структуры, посредством которых планируется реализация этих замыслов.

Практически в каждой из рассмотренных стратегий подчеркивалось значение языковой политики для успешного развития процессов интернационализации и усиления экспортного потенциала высшего образования стран. С одной стороны, внимание к вопросам изучения иностранных языков, в первую очередь английского, представлено в стратегиях как непременное условие участия в международной деятельности. С другой стороны, каждая страна испытывает потребность в распространении своего родного языка, но масштаб этой деятельности может служить показателем истинных планов относительно характера присутствия страны на рынке образовательных услуг (см. Таблица 4).

За последнее десятилетие экономическая составляющая стратегических планов развития становится все более важной для стран-участниц процесса интернационализации, поскольку экономическая выгода все чаще становится целью развития международного сотрудничества в сфере образования.  Таким образом, роль торговли образовательными услугами постоянно усиливается. Экономические стимулы заставляют совершенствовать национальные системы образования с тем, чтобы делать их более привлекательными для иностранного потребителя, улучшать качество предоставляемых образовательных услуг, усиливать конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

3.Сравнительный  анализ содержательных аспектов стратегий интернационализации. Подробный анализ положений стратегий интернационализации проведен на примере четырех стран (Финляндия, Великобритания, Китай, Казахстан), которые различаются практически по всем параметрам – географическое положение, размер территории, численность населения, уровень экономического развития, уровень развития систем высшего образования и т.д., с тем, чтобы определить общие характеристики и тенденции развития интернационализации в этих странах, а также выявить особенности, которые могут представлять интерес для планирования и реализации подобного направления деятельности.

Сравнение ключевых положений, которые лежат в основе разработки стратегий, показывает, что все четыре страны нацелены на совершенствование своих систем образования для расширения своей конкурентоспособности и влияния в мире, а стратегии интернационализации являются тем политическим инструментом, который определяет пути их движения к намеченным целям (см. Таблица 6).

Были рассмотрены конкретные цели стратегий образования этих стран (см. Таблицу 7). Для удобства сравнения цели были сгруппированы по 6  направлениям:

  1. Позиционирование на международной арене.
  2. Степень готовности к рынку.
  3. Развитие национальных систем образования.
  4. Международная деятельность.
  5. Межкультурное взаимодействие.
  6. Этика международных отношений.

Данные, представленные в таблице, позволяют заключить, что цели развития интернационализации у четырех стран достаточно близки, различия же в них соответствуют различиям в развитии систем образования в целом и в опыте международной деятельности как таковой. Следует отметить более четкую направленность на экспорт услуг у Великобритании; менее, но тоже достаточно ясные перспективы, обрисованные  Финляндией. Китай и Казахстан по заявленным целям намерены заниматься расширением своих возможностей за счет импорта образовательных услуг.

В Таблице 8 отражены группы задач, посредством которых страны намерены реализовывать цели развития своих систем образования; три страны (за исключением Казахстана) считают себя готовыми и намерены работать над развитием экспортного потенциала с целью более активного внедрения на рынок образовательных услуг; полное согласие наблюдается у всех четырех стран в постановке задач по развитию, совершенствованию и диверсификации программ академической мобильности как непременного условия устойчивости процесса интернационализации систем образования и как эффективного средства расширения экспортного потенциала в сфере оказания образовательных услуг.

Наблюдаемое в последние десятилетия развитие трансграничного образования явилось прямым следствием  того, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется сфера использования новых информационно-коммуникационных технологий,  возникла и получила признание идея развития экономики, основанной на знаниях, увеличилась интернационализация рынка труда и потребность в квалифицированной рабочей силе, все большее число частных фирм начинает предоставлять образовательные услуги и все более явно проявляет себя на международном рынке образовательных услуг. Соответственно происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг (см. Таблица 9) где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов.

  Международная студенческая мобильность в мире значительно увеличилась за последние три десятка лет с 0,6 миллионов человек в 1975 году  до 2,7 миллионов в 2005. Эта тенденция указывает на то, что в ближайшие годы рост сохранится, чему способствуют процессы глобализации экономики и общества. Прогнозы исследований рынка показывают увеличение мобильности студентов к 2020 году до 5,8 миллионов, а к 2025 году – до 8 миллионов человек. В настоящее время большая часть потока локализуется в 6 странах: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония. Более половины (54%) всех иностранных студентов обучается в четырех ведущих англоязычных странах: США, Великобритания, Австралия и Канада. Европа остается регионом, принимающим самое большое число иностранных студентов. Северная Америка принимает меньше студентов в абсолютном отношении, но занимает первое место по количеству регионов-поставщиков, среди которых азиатские студенты составляют почти две трети (60%). Азия возглавляет список регионов, направляющих студентов за рубеж для получения высшего образования, и составляет почти половину (43%) всех иностранных студентов, обучающихся на территории стран ОЭСР. Европа идет на втором месте (35%), за ней следует Африка (12%), Северная Америка (7%), Южная Америка (3%) и Азиатско- Тихоокеанский регион (1%).

В последние 15 лет возникли новые формы интернационализации, заключающиеся в перемещении через границу институтов и программ. Эти формы международных поставок, получившие название транснационального образования, соответствуют образовательной деятельности, при которой обучающиеся находятся не в той стране, где расположено высшее учебное заведение, выдающее дипломы.

Мобильность образовательных программ включает курсы дистанционного образования, предлагаемые вузом, расположенным за границей; совместные курсы или программы, предлагаемые внутренним вузом и его зарубежным вузом-партнером; а также франчайзинговые курсы и программы.

Мобильность институтов предполагает прямые инвестиции зарубежных партнеров. Наиболее полными формами мобильности институтов являются: открытие иностранных кампусов университетами и/или коммерческими поставщиками или создание нового высшего учебного заведения, в котором иностранный капитал принимает участие либо самостоятельно, либо в партнерстве с национальным вузом.

 

4. Направления  развития процесса интернационализации  как основы укрепления экспортного  потенциала. Определен ряд направлений, представляющих перспективу развития процесса интернационализации и влияющих на процесс формирования экспортного потенциала (см. Таблица 10).

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о включении образовательных услуг в переговоры в рамках Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), который проводит ВТО. Вопрос либерализации в сфере образовательных услуг вызвал горячие дискуссии, а многие страны до сих пор не выразили желания принять участие в этих переговорах. Но, несмотря на различие точек зрения, образование все больше рассматривается как потенциальная коммерческая ставка на будущее, в связи с чем взаимодействие в рамках ГАТС представляется перспективным направлением работы для стран, ориентирующихся на активное участие в международном рынке  образовательных услуг.

Кроме этого, на современном этапе развития систем образования все большую важность приобретают вопросы, связанные с качеством высшего образования, выраженного в развитии системы определения рейтингов ведущих мировых университетов. Однако имеющиеся рейтинги имеют свои недостатки, поэтому - и в связи с важностью представления достоверной информации – процесс совершенствования механизмов и методологии сравнительных исследований требует дальнейшего объединения усилий национальных образовательных структур. Эффективные и прозрачные процедуры оценки качества, а также аккредитации и лицензирования важны и в смысле обеспечения защиты потребителя от рисков получения неверной информации, низкого качества поставляемого образовательного продукта, а также  получения квалификаций сомнительной достоверности.

Деятельность высших учебных заведений в современном контексте неотрывно связана с исследовательской работой, возможность проведения которой на соответствующем научном и организационном уровне вносит свой вклад в развитие экспортного образовательного потенциала. Современное состояние науки и стремление вузов соответствовать все убыстряющемуся темпу ее развития вызывает к жизни новые формы организации исследовательской деятельности, одной из самых перспективных из них является создание межвузовских международных центров передовых исследований.     

Информация о работе Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг