Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:53, реферат

Краткое описание

Вопросы экспорта образования рассматриваются странами в положениях национальной образовательной политики в рамках процесса интернационализации, которая определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.
К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный рынок образовательных услуг и национальные стратег.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с мерами, улучшающими привлекательность национальных систем образования и создающих тем самым условия для расширения экспортного потенциала, существует необходимость регулирования потоков мобильности студентов и преподавателей для гарантии сохранения позитивного влияния этих процессов на развитие национальных систем образования. Следует развивать «культуру мобильности» посредством расширения обменов как постоянных элементов образовательных программ, создания программ «двойных» дипломов с зарубежными вузами, развитием схем зачета кредитов и механизмов признания степеней и дипломов и т.д.

 

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ключевыми параметрами для обеспечения конкурентоспособности страны в рассмотренных нами положениях стратегий являются: высокий уровень развития национальных систем образования, освоение нового и передового опыта, полученного в процессе сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение качества предоставляемых на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, наличие качественной образовательной и исследовательской инфраструктуры, развитие стратегических партнерств в различных видах, развитие мобильности, внимание к вопросам языкового образования и  межкультурного взаимодействия. Национальные стратегические документы, учитывающие эти положения, имеют хорошие шансы на укрепление экспортного потенциала страны и на достижение высокого уровня успешности ее деятельности на международном рынке образовательных услуг.

 

 Таблица 1. Три типа интернационализации высшего образования

 

Ориентированные на импорт

Ориентированные на импорт-экспорт

Ориентированные на экспорт

Страна

Большинство развивающихся стран или страны с колониальным прошлым

Большинство неанглоязычных стран и некоторые развивающиеся страны со своими культурами и традициями

Особенно англоязычные развитые страны

Характеристика

Испытывающие потребность в компетентных профессиональных кадрах

Импортирующие продукты на английском языке для усиления качества обучения или исследований, экспортирующие образовательные программы с определенными характеристиками

Привлекающие иностранных студентов из развивающихся стран и неанглоязычных стран; экспортирующие транснациональные образовательные услуги как предмет торговли

Аспекты и проблемы

Утечка мозгов и потеря национальной идентичности

Конфликт между иностранным импортом и национальными особенностями

Проблема обеспечения качества и отрицательные последствия коммерциализации высшего образования


 

Таблица 2. Четыре подхода в стратегиях интернационализации высшего образования

 

Стратегии импорта

Стратегии экспорта

Слабая

Экономическая

Направленность

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД

Цели:                                                     Основные политические

                                                               механизмы:

Образовательные                               программы студенческой

Культурные                                          мобильности

Геостратегические

Политические

Социальные                                           Примеры: Мексика,

Экономические (посредством              Корея, Польша, Италия,

Сетей взаимодействия элит и               Норвегия…

Развития человеческого капитала)

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД

 Цели:                                                   Основные политические

                                                               механизмы:

Образовательные                              программы студенческой

Культурные                                          мобильности;

Геостратегические                               программы содействия

Политические                                       развитию

Социальные                                           Примеры: Япония,

Экономические (посредством              Испания, Чехия…

Сетей взаимодействия элит и              

Развития человеческого капитала)

Сильная экономическая направленность

РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Цели:                                                     Основные политические

Те же, что в Согласованном               механизмы:

подходе, плюс:                                    стимулирование работы

учет потребностей высшего              зарубежных ученых и

образования;                                       институтов в стране;

развитие человеческого                     направление студентов

капитала;                                             на учебу за рубеж и

совершенствование системы             стимулирование их

высшего образования                        возвращения

                                                           

                                                              Примеры:

                                                              Малайзия, КИТАЙ,

                                                              Сингапур, Индонезия, КАЗАХСТАН

МИГРАЦИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

Цели:                                                    Основные политические

Те же, что в Согласованном               механизмы:

подходе, плюс:                                     маркетинг системы

привлечение кадров                            высшего образования;

высокой квалификации                       специальные

для развития экономики                     программы для

знаний;                                                  иностранных студентов;

усиление                                                обеспечение занятости

конкурентоспособности                      и миграции после

сектора высшего                                  завершения

образования                                         Примеры:Германия, Франция,

                                                  Великобритания (в рамках ЕС),

                                                 Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия

ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА

Цели:                                                       Основные политические

Те же, что в Миграции, плюс:              механизмы:                                                         

Развитие высшего образования            плата за обучение иностранных

как индустрии экспертизы;                  студентов;

финансирование высшего                    коммерческая деятельность

образования и улучшение его             вузов за рубежом

менеджмента                                         Примеры: Австралия, Новая                

                                                 Зеландия, Великобритания (вне ЕС), США


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Геополитическая направленность стратегий интернационализации

 

 

Финляндия

Великобритания

Китай

Казахстан

Регионы

Страны ЕС

Страны Северной Европы (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия)

-----

Россия

Азия (Китай)

Страны ЕС

 

 

 

----

Россия

Азиатско-тихоокеанский регион (Австралия, Бангладеж, Китай, Индия, Индонезия, Япония. Корея, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам)

Средний Восток (включая Саудовскую Аравию и Турцию)

Латинская Америка (Бразилия)

Африка (Гана, Нигерия)

Германия, Франция, Великобритания, Испания, другие страны  Европы

США, Канада

Россия

Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Корея,  Австралия, Новая Зеландия и  другие страны региона)

Великобритания, Германия, Франция,

Чешская республика, Польша

США

Россия , страны СНГ

Структуры

для реализации стратегий

Центр международной мобильности  (CIMO);

Алексантери Институт – Финский Центр исследований России и Восточной Европы (Aleksanteri Institute)

Британский Совет (British Council) и его

Группы агентов по поддержке британского образования за рубежом (EducationUK agents) – более 5000 в 40 странах мира

Сеть Конфуцианских институтов (500 в более чем 50 странах мира);

Сеть исследовательских центров по изучению России (при китайских университетах)

Центр международных программ (в рамках Президентской стипендиальной программы Болашак)


 

Таблица 4. Языковая политика в стратегиях интернационализации

 

 

Язык, на котором ведется преподавание

Язык используемых образовательных продуктов

Развитие и распространение родного языка за рубежом

Развитие языков иностранных студентов/иммигрантов

Финляндия

Финский, шведский;

Увеличивается доля преподавания на английском языке

Финский, шведский, английский

Незначительные программы по поддержке изучения финского языка в России на уровне средней школы (Национальное управление образованием Финляндии).

Вузы расширяют программы изучения национальных языков и культуры с тем, чтобы они лучше соответствовали нуждам студентов, преподавателей и исследователей, прибывающих из-за рубежа или имеющих иммигрантское происхождение.

Великобритания

Английский язык

Английский язык

Программа деятельности по распространению программ обучения английскому языку и программ тестирования по определению уровня владения английским языком во всем мире (Британский Совет)

Нет информации

Китай

Китайский + 10% курсов на английском языке в ведущих университетах страны

Китайский,

Английский (учебники, используемые в университетах США и Великобритании),

Переводы на китайский язык с английского  учебной, научной и методической литературы

Программы изучения китайского языка и культуры; тестирование на уровень владения китайским языком (Конфуцианские институты – 500 институтов более чем в 50 странах мира)

Нет информации

Казахстан

Казахский и русский;

В перспективе: использование английского языка

Русский, казахский

Нет информации

Нет  информации


 

Таблица 5. Экономический эффект, получаемый Великобританией от экспорта образовательных услуг:

 

  • От экспорта образования и программ подготовки в экономику Великобритании более 12,5 миллиардов ₤
  • От иностранных студентов в секторе высшего образования (за исключением трансграничного образования) в экономику Великобритании более 5,6 миллиардов ₤
  • От трансграничного высшего образования в экономику Великобритании  около 200 миллионов ₤
  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе высшего образования (включая трансграничное) около 6 миллиардов ₤
  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе постдипломного образования (за исключением английского языка) более 1,2 миллиарда ₤
  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе изучения английского языка более 1 миллиарда ₤
  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе независимых школ около 315 миллионов ₤
  • в экономику Великобритании от иностранных студентов около 8,5 миллиардов ₤

 

Таблица 6. Основополагающие идеи стратегий интернационализации

 

страна

содержание

Финляндия

Укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и исследований, активное участие в строительстве европейского высшего образования и исследований и расширение собственных возможностей для выхода на международный образовательный рынок.

Великобритания

Позиционирование страны как лидера в международном образовании и на международном образовательном рынке.

Китай

Целью интернационализации является не получение прибыли, а расширения влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов с тем, чтобы реализовать идею создания китайских университетов мирового класса.

Казахстан

Расширение возможностей: развитие системы образования и исследовательской инфраструктуры; вхождение в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.


 

Таблица 7. Цели интернационализации, обозначенные в стратегиях четырех стран

 

 

Финляндия

Великобритания

Китай

Казахстан

Приоритеты позиционирования  на международной арене

Создание международного сообщества высшего образования

 

Развитие стратегий маркетинга и коммуникаций для поддержания роста спроса на услуги британского образования, оказываемые как в стране, так и за рубежом.

Расширение влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов

Интеграция в общеевропейское образовательное пространство

Степень готовности к  рынку

Развитие экспорта экспертизы

Диверсификация международных рынков образовательных услуг

Изучение, освоение и получение информации о развитии передовых наук и технологий, а также об успешном опыте образовательного развития и управления в разных странах.

Расширение возможностей системы высшего образования

Приоритеты институционального развития

Совершенствование качества и привлекательности системы высшего образования.

Обеспечение качества пребывания иностранных студентов в стране.

Усиление открытости китайского образования и укрепление международного сотрудничества и обменов.

 

Либерализация высшего образования.

Приоритеты международной деятельности

 

Установление стратегических устойчивых партнерств и союзов между университетами Великобритании и других стран.

 

Интернационализация учебных планов и создание совместных образовательных программ.

Содействие развитию мобильности студентов и преподавателей.

Актуальность межкультурного взаимодействия

Поддержка поликультурного общества.

   

Развитие поликультурного общества.

Этика международных отношений

Расширение глобальной ответственности.

     

 

Таблица 8. Группы задач, обозначенных в стратегиях интернационализации четырех стран

 

 

Развитие национальных систем высшего образования

Создание условий для экспорта образовательных услуг

Развитие академической мобильности

Развитие общества

Финляндия

                  +

                     +

                    +

                     +

Великобритания

                  +

                     +

                    +

                     -

Китай

                  +

                     +

                    +

                     -

Казахстан

                  +

                     -

                    +

                     -

Информация о работе Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг