Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:53, реферат
Вопросы экспорта образования рассматриваются странами в положениях национальной образовательной политики в рамках процесса интернационализации, которая определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.
К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.
Наряду с мерами, улучшающими привлекательность национальных систем образования и создающих тем самым условия для расширения экспортного потенциала, существует необходимость регулирования потоков мобильности студентов и преподавателей для гарантии сохранения позитивного влияния этих процессов на развитие национальных систем образования. Следует развивать «культуру мобильности» посредством расширения обменов как постоянных элементов образовательных программ, создания программ «двойных» дипломов с зарубежными вузами, развитием схем зачета кредитов и механизмов признания степеней и дипломов и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ключевыми параметрами для обеспечения конкурентоспособности страны в рассмотренных нами положениях стратегий являются: высокий уровень развития национальных систем образования, освоение нового и передового опыта, полученного в процессе сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение качества предоставляемых на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, наличие качественной образовательной и исследовательской инфраструктуры, развитие стратегических партнерств в различных видах, развитие мобильности, внимание к вопросам языкового образования и межкультурного взаимодействия. Национальные стратегические документы, учитывающие эти положения, имеют хорошие шансы на укрепление экспортного потенциала страны и на достижение высокого уровня успешности ее деятельности на международном рынке образовательных услуг.
Ориентированные на импорт |
Ориентированные на импорт-экспорт |
Ориентированные на экспорт | |
Страна |
Большинство развивающихся стран или страны с колониальным прошлым |
Большинство неанглоязычных стран и некоторые развивающиеся страны со своими культурами и традициями |
Особенно англоязычные развитые страны |
Характеристика |
Испытывающие потребность в компетентных профессиональных кадрах |
Импортирующие продукты на английском языке для усиления качества обучения или исследований, экспортирующие образовательные программы с определенными характеристиками |
Привлекающие иностранных студентов из развивающихся стран и неанглоязычных стран; экспортирующие транснациональные образовательные услуги как предмет торговли |
Аспекты и проблемы |
Утечка мозгов и потеря национальной идентичности |
Конфликт между иностранным импортом и национальными особенностями |
Проблема обеспечения качества и отрицательные последствия коммерциализации высшего образования |
Таблица 2. Четыре подхода в стратегиях интернационализации высшего образования
Стратегии импорта |
Стратегии экспорта | |
Слабая Экономическая Направленность |
СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОДЦели: Образовательные Культурные Геостратегические Политические Социальные Экономические (посредством Корея, Польша, Италия, Сетей взаимодействия элит и Норвегия… Развития человеческого капитала) |
СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД Цели: Образовательные Культурные Геостратегические Политические Социальные Экономические (посредством Испания, Чехия… Сетей взаимодействия элит и Развития человеческого капитала) |
Сильная экономическая направленность |
РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙЦели: Те же, что в Согласованном механизмы: подходе, плюс: учет потребностей высшего зарубежных ученых и образования; развитие человеческого капитала; совершенствование системы стимулирование их высшего образования |
МИГРАЦИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВЦели: Те же, что в Согласованном механизмы: подходе, плюс: маркетинг системы привлечение кадров высокой квалификации для развития экономики программы для знаний; усиление конкурентоспособности сектора высшего образования ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДАЦели:
|
Таблица 3. Геополитическая направленность стратегий интернационализации
Финляндия |
Великобритания |
Китай |
Казахстан | |
Регионы |
Страны ЕС Страны Северной Европы (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия) ----- Россия Азия (Китай) |
Страны ЕС
---- Россия Азиатско-тихоокеанский регион (Австралия, Бангладеж, Китай, Индия, Индонезия, Япония. Корея, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам) Средний Восток (включая Саудовскую Аравию и Турцию) Латинская Америка (Бразилия) Африка (Гана, Нигерия) |
Германия, Франция, Великобритания, Испания, другие страны Европы США, Канада Россия Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия и другие страны региона) |
Великобритания, Германия, Франция, Чешская республика, Польша США Россия , страны СНГ |
Структурыдля реализации стратегий |
Центр международной мобильности (CIMO); Алексантери Институт – Финский Центр исследований России и Восточной Европы (Aleksanteri Institute) |
Британский Совет (British Council) и его Группы агентов по поддержке британского образования за рубежом (EducationUK agents) – более 5000 в 40 странах мира |
Сеть Конфуцианских институтов (500 в более чем 50 странах мира); Сеть исследовательских центров по изучению России (при китайских университетах) |
Центр международных программ (в рамках Президентской стипендиальной программы Болашак) |
Язык, на котором ведется преподавание |
Язык используемых образовательных продуктов |
Развитие и распространение родного языка за рубежом |
Развитие языков иностранных студентов/иммигрантов | |
Финляндия |
Финский, шведский; Увеличивается доля преподавания на английском языке |
Финский, шведский, английский |
Незначительные программы по поддержке изучения финского языка в России на уровне средней школы (Национальное управление образованием Финляндии). |
Вузы расширяют программы изучения национальных языков и культуры с тем, чтобы они лучше соответствовали нуждам студентов, преподавателей и исследователей, прибывающих из-за рубежа или имеющих иммигрантское происхождение. |
Великобритания |
Английский язык |
Английский язык |
Программа деятельности по распространению программ обучения английскому языку и программ тестирования по определению уровня владения английским языком во всем мире (Британский Совет) |
Нет информации |
Китай |
Китайский + 10% курсов на английском языке в ведущих университетах страны |
Китайский, Английский (учебники, используемые в университетах США и Великобритании), Переводы на китайский язык с английского учебной, научной и методической литературы |
Программы изучения китайского языка и культуры; тестирование на уровень владения китайским языком (Конфуцианские институты – 500 институтов более чем в 50 странах мира) |
Нет информации |
Казахстан |
Казахский и русский; В перспективе: использование английского языка |
Русский, казахский |
Нет информации |
Нет информации |
Таблица 5. Экономический эффект, получаемый Великобританией от экспорта образовательных услуг:
Таблица 6. Основополагающие идеи стратегий интернационализации
страна |
содержание |
Финляндия |
Укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и исследований, активное участие в строительстве европейского высшего образования и исследований и расширение собственных возможностей для выхода на международный образовательный рынок. |
Великобритания |
Позиционирование страны как лидера в международном образовании и на международном образовательном рынке. |
Китай |
Целью интернационализации является не получение прибыли, а расширения влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов с тем, чтобы реализовать идею создания китайских университетов мирового класса. |
Казахстан |
Расширение возможностей: развитие системы образования и исследовательской инфраструктуры; вхождение в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. |
Таблица 7. Цели интернационализации, обозначенные в стратегиях четырех стран
Финляндия |
Великобритания |
Китай |
Казахстан | |
Приоритеты позиционирования на международной арене |
Создание международного сообщества высшего образования
|
Развитие стратегий маркетинга и коммуникаций для поддержания роста спроса на услуги британского образования, оказываемые как в стране, так и за рубежом. |
Расширение влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов |
Интеграция в общеевропейское образовательное пространство |
Степень готовности к рынку |
Развитие экспорта экспертизы |
Диверсификация международных рынков образовательных услуг |
Изучение, освоение и получение информации о развитии передовых наук и технологий, а также об успешном опыте образовательного развития и управления в разных странах. |
Расширение возможностей системы высшего образования |
Приоритеты институционального развития |
Совершенствование качества и привлекательности системы высшего образования. |
Обеспечение качества пребывания иностранных студентов в стране. |
Усиление открытости китайского образования и укрепление международного сотрудничества и обменов.
|
Либерализация высшего образования. |
Приоритеты международной деятельности |
Установление стратегических устойчивых партнерств и союзов между университетами Великобритании и других стран.
|
Интернационализация учебных планов и создание совместных образовательных программ. |
Содействие развитию мобильности студентов и преподавателей. | |
Актуальность межкультурного взаимодействия |
Поддержка поликультурного общества. |
Развитие поликультурного общества. | ||
Этика международных отношений |
Расширение глобальной ответственности. |
Развитие национальных систем высшего образования |
Создание условий для экспорта образовательных услуг |
Развитие академической мобильности |
Развитие общества | |
Финляндия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Великобритания |
+ |
+ |
+ |
- |
Китай |
+ |
+ |
+ |
- |
Казахстан |
+ |
- |
+ |
- |
Информация о работе Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг