Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

В сентябре 1997 года состоялся официальный визит в Алматы Премьер-министра Турецкой Республики Месута Иылмаза. В ходе трехдневного пребывания в южной столице глава Турецкого правительства был принят Президентом Казахстана. Итогом визита стали три документа, подписанные премьер-министрами обеих стран. Были подписаны совместная декларация о дальнейшем развитии, углублении отношений и сотрудничества между РК и ТР, а также два соглашения - о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве; о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения /88/.

14 июня с официальным визитом, третьим по счету со времени установления контактов на высшем уровне в Турцию прибыл Президент Н.Назарбаев.

В аэропорту Есенбога у трапа самолета его встретил Президент Турции. После торжественной церемонии встречи, президенты обменялись приветственными речами. Оба президента подчеркнули мысль об укрепляющихся дружбе и сотрудничестве  между двумя странами. Эти отношения закреплены договором 1994 г. и подтверждены 60-ю соглашениями, подписанными на различных уровнях.

Президент Н.Назарбаев отметил, что в экономике нашей страны успешно работают 160 казахстанско-турецких СП, а всего в Казахстане разрабатывается свыше 40 проектов на сумму 2 млрд. долл.

Главнейшее условие сотрудничества – культурно-информационный обмен. В шести крупных городах Турции обучаются 23-м приоритетным специальностям более тысячи казахстанских юношей и девушек. В Турции получают военное образование 93 казахстанских курсанта, а 19 человек обучаются в полицейской академии в Анкаре.

Кроме того, около 200 казахстанцев направлены на учебу в Турцию общественными и религиозными фондами.

15 июня 1998 г. в резиденции Президента  Турции состоялись переговоры  официальных делегаций Казахстана  и Турции во главе с   президентами  Н.Назарбаевым и С.Демирелем.  /89/.

Лидер Турции высоко оценил эффективность двусторонних отношений   с Казахстаном, он считает, что установившийся за последние годы график встреч на высшем уровне должен быть таким и в дальнейшем. С.Демирель отметил, что, по его мнению, достойно удивления то, что столь короткий срок Казахстан смог показать миру свой высокий потенциал и Астана – один из ярких примеров этого.

Затем в резиденции «Джамлы кошк» состоялось подписание соглашения между правительствами Турции и Казахстана о сотрудничестве в области туризма, с казахстанской стороны документ подписал министр иностранных дел К.Токаев, с турецкой – министр  туризма И.Гюрдал.

После окончания протокольных мероприятий президенты провели пресс-конференцию, на которой Н.Назарбаев подчеркнул, что этот визит придает сотрудничеству двух народов новый импульс.

Необходимым условием успешных и планомерно развивающихся отношений, как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, без которого нельзя построить многопрофильное «сооружение», называемое успешным сотрудничеством.  На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних  документов составляет более 60 – декларации, договоры, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения. Этот широкий спектр документов можно сравнить с такими державами, как США, КНР и  Россия.

За период с 1991 по 1999 год получили качественное развитие казахстанско-турецкие отношения в области гуманитарного сотрудничества, которые строятся и развиваются на основе соглашения о дальнейшем развитии сотрудничества в области науки, культуры и образования, подписанном в 1994 году.

Однако, несмотря на качественный и количественный прогресс, возможности расширения двустороннего сотрудничества используются в недостаточной мере. Реализация соглашений и намеченных договоренностей зачастую сталкивается с преодолением бюрократических препон и межведомственной несогласованности, а порой - с бездействием отдельных ведомств.

Неизменный интерес Турции к нашей стране подтвердил недавний визит Президента Турции в Казахстан. Особую значимость этому визиту придал тот факт, что он состоялся в связи с участием в праздновании 1500-летия Туркестана. Президент Турции уверил казахстанцев в том, что Туркестан является для турков такой же святыней, как и для них. Визит Президента Турции Ахмета Недждета Сезера.состоялся в октябре 2000 года /90/. Главы Казахстана и Турции встретились один на один. Во время встречи руководители государств подтвердили, что Анкара и Астана едины в стремлении укреплять атмосферу стабильности на Евразийском пространстве. Затем стороны провели переговоры в расширенном составе по вопросам региональной безопасности, взаимодействия в торговле и инвестициях. Президенты подписали Декларацию о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом. Ахмет Сезер изложил свою позицию по афганской проблеме. После официальных встреч Президент Турции возложил цветы к Мемориалу жертв политических репрессий,  а также  посадил ель на Аллее глав государств. Итак, анализируя вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Во-первых, следует отметить, что самостоятельная внешняя политика Казахстана и его равноправное вхождение в международное сообщество насчитывают короткий промежуток времени. Другим молодым независимым государствам пришлось затратить целые десятилетия для того, чтобы получить признание в мировом сообществе. Тем не менее, Республике Казахстан уже удалось определить свое место в мировой геополитической структуре.

Во-вторых, исходя из своих национальных интересов, Казахстан определил стратегические   направления, приоритеты и главных партнеров своей внешнеполитической деятельности. Среди них, прежде всего, выделяются группы стран, близких по географическому расположению, историческому прошлому, тесным экономическим связям и духовной ментальности. К ним, в первую очередь относятся страны СНГ и Центральноазиатского региона, которые можно назвать странами ближнего круга.

В-третьих, среди стран ближнего круга одним из самых главных стратегических партнеров Казахстана является Турция. С Турцией Казахстан объединяют не только близость географического расположения. Это партнерство определяется общностью исторических корней, единством конфессиональной принадлежности, близостью духовно-культурной сферы. В то же время следует обратить внимание на тесную связь геополитических и экономических интересов Турции в отношении Казахстана.

В-четвертых, Казахстан и Турция обоюдно заинтересованы в дальнейшем развитии и углублении взаимовыгодного сотрудничества в экономической, внешнеполитической, социальной и культурной сферах. Более того, стороны отмечают совпадение или близость позиций по многим вопросам международного и двустороннего сотрудничества. Это неоднократно подтверждалось руководителями обоих государств на самом высоком уровне.

Итак, уже сегодня можно говорить о широком и разнообразном спектре взаимоотношений между Казахстаном и Турцией, важное место среди которых занимает  сотрудничество в области экономики. Именно этим отношениям и будет посвящен следующий параграф нашего исследования.

2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции

История внешнеэкономических отношений между СССР и Турцией  представляла развитие системных отношений в области экономического сотрудничества. Вместе с тем этот опыт имел и ряд специфических черт, связанных с ходом развития политических отношений. 

Так, в начальный период немалое значение для Турции имела  советская экономическая помощь.

В конце 20-х - начале 30-х годов отношения между Турцией и СССР получили определенное развитие. В марте 1927 г. между Советским Союзом и Турцией был заключен договор о торговле и мореплавании, который способствовал расширению товарооборота между обеими странами.

В первый период взаимоотношений  финансовая помощь СССР имела большое значение для развития турецкой экономики. В 1932 г. во время пребывания в Москве турецкой правительственной делегации во главе с премьер-министром Исмет-пашой правительство СССР предоставило Турции долгосрочный  беспроцентный кредит на сумму 8 млн. долларов для приобретения нового советского оборудования. В счет кредита турецкой стороной при активной помощи советских специалистов были построены два крупнейших текстильных комбината – в Кайсери и Назилли. При этом советская сторона  помогла Турции в подготовке квалифицированных кадров для работы на этих комбинатах, организовав обучение турецких рабочих на специальных курсах в Москве и Кайсери. /91/.

Торговые отношения Турции и СССР  регулировались долгосрочным договором о торговле и мореплавании и приложенными к нему торговым и платежным соглашением, заключенным 8 октября 1937 г. Этими актами было предусмотрено развитие торговли и экономического сотрудничества.  При решении вопросов поселения, мореплавания, взимания налогов и таможенных пошлин действовал принцип наибольшего благоприятствования. Торгово-платежное соглашение предусматривало льготную взаимовыгодную клиринговую систему расчетов. Объем поставок определялся  ежегодными протоколами.

Затем экономические отношения двух стран прекращаются на несколько десятилетий в связи с ухудшением политических отношений. Вновь  и на более высоком уровне они возобновляются в 60-е гг. Так,  в это время при техническом содействии советских специалистов было осуществлено строительство ряда жизненно важных промышленных объектов в Турции.

Советско-турецкое экономическое сотрудничество базировалось на соглашении между правительствами СССР и Турции о поставках оборудования, материалов и оказании услуг для строительства некоторых промышленных предприятий и об условиях их оплаты.

В соответствии с соглашением, которое было подписано 25 марта 1967 г. Советский союз взял на себя обязательство оказать Турции экономическое содействие в сооружении металлургического завода в Искендеруне, алюминиевого завода в Сейдешехире, нефтеперерабатывающего завода в Измире, завода по производству серной кислоты в Бандырме, завода древесноволокнистых плит в Артвине, линии  электропередач Сейтомир-Сейдешехир.

В соответствии с вышеуказанным соглашением турецкая сторона оплачивала стоимость оборудования, материалов и технических услуг, предоставленных советской стороной. Оплата  же производилась в виде дополнительных закупок в Турции продукции традиционных товаров турецкого экспорта (табак, фундук, изюм, маслины и т.д.), а также некоторых других сельскохозяйственных товаров. /92/.

В соответствии с соглашением 1967 г. СССР оказывал Турции содействие в строительстве крупных промышленных предприятий и линий электропередач, что сыграло существенную роль в развитии турецкой экономики.

Кроме того, советско-турецкое соглашение о сотрудничестве предусматривало не только экономическое, но и широкое техническое содействие. Так, советской стороной были разработаны и переданы Турции технические проекты на строительство металлургического комбината, алюминиевого, нефтеперерабатывающего, сернокислотного заводов и завода древесноволокнистых плит.

В то же время техническое сотрудничество двух стран не ограничивалось рамками соглашения от 25 марта 1967 г. К примеру, в соответствии с контрактом, подписанным в апреле 1968 г.  Техноэкспортом и Институтом по изучению минеральных ресурсов, в Турцию были направлены три советских специалиста по исследованию нефтяных месторождений, которые провели значительную работу и подготовили доклад. По контракту, подписанному в июне 1969 г. с фирмой «Алачам» в Турцию был командирован специалист-геолог для изучения месторождения асбеста. Геологом были проведены  оценки запасов асбеста и даны рекомендации по их разработке.

В течение 1969 г. были подписаны контракты на командирование геологов для исследования медных месторождений Турции, а также на составление технико-экономического доклада по строительству метрополитена в Стамбуле и завода стационарных двигателей.

Кроме того, советскими специалистами был разработан технический проект строительства плотины на р. Ахурян (Арпачай). Осуществление этого проекта позволило Турции оросить значительную площадь засушливых земель. /93/.

В 60-х гг. предприятия Казахстана   начинают поставлять свою продукцию в Турцию. К примеру, продукция Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, поставляемая в семнадцать стран Европы, Азии и Африки, пользовалась большим успехом и в Турции. На многих нарядах-заказах на цинк, свинец и другие металлы, поставляемых в Турцию значилась выразительная надпись "УК СЦК". Кроме экспорта промышленной продукции и участия в научно-техническом сотрудничестве Казахстан экспонировал свою продукцию на международных выставках и ярмарках. Так, только в 1962 году Казахстан участвовал в тридцати выставках и ярмарках, в том числе и в Турции. На выставке республика экспонировала оригинальную машину для разлива свинца производства Усть-Каменогорского металлургического комбината, комбинированный токарный станок, изготовленный на Алма-Атинском заводе "20 лет Октября", медикаменты Чимкентского химико-фармацевтического завода, медицинскую аппаратуру завода "Актюбрентген" и Кокчетавского завода кислородно-дыхательной аппаратуры, образцы цветных металлов и многое другое /94/. Однако, не будет преувеличением констатировать практически полное отсутствие участия  Казахстана в советско-турецких экономических отношениях.

Ситуация в области экономического сотрудничества кардинально изменилась после провозглашения независимости Казахстана.

Известно, что национальная экономика  в условиях рыночных отношений видит во внешнем факторе возможность занять не только достойное место в мировой экономике, но и оказать воздействие на развитие отечественной промышленности. Для многих стран переходной экономики внешняя сфера стала практически единственным фактором, способствующим выходу национальной экономики из кризиса. Поэтому не случайно проблема развития внешнеторговых связей находится в центре  торговой политики Казахстана и других стран постсоветского пространства.

Особое  значение в этих условиях придается современному пониманию и адекватной трактовке содержания внешнеторговой политики. Именно от ее акцентов зависит та или иная тенденция  во внешнеторговой политике, ее эффективность. В этой связи обращают на себя внимание  новые нотки в реализации внешнеторговой политики, когда среди ее функций на первое место выдвигается функция оперативного регулирования  международного обмена. Эта тенденция наблюдается и среди сторонников резкого ограничения роли рыночных механизмов и государства и среди их радикальных оппонентов. Именно последние отводят внешнеторговой политике функцию оперативного регулирования на сбои макроэкономических мероприятий.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия