Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, политические и культурные процессы, проходившие в Казахстане и Турции на рубеже веков, были во многом похожи. Происходило постоянное взаимодействие идей, их обогащение, как в казахской, так и в турецкой среде.

Во-вторых, общность происхождения оказывала большое влияние на развитие социальных, философских и конфессиональных направлений и течений в общественной жизни казахского и турецкого народов. Если идеи панисламизма и пантюркизма были принесены в Казахстан из Турции, то и казахские политические деятели и деятели культуры внесли свой вклад в развитие этих идей, сумели вывести их на новый уровень.

В-третьих, незаслуженно забыты имена многих казахов, отстаивавших идею родства тюркских народов. Еще предстоит по-настоящему исследовать их наследие.

В-четвертых, говоря о пантюркизме и панисламизме, не следует забывать ту позитивную роль, которую они сыграли в истории тюркских народов, защитив самобытность    и    уникальность    их    культуры,    противостояв стандартизированной культуре Запада. Безусловно, не все в современный период в этих идеях может восприниматься позитивно. Но никогда не следует и однозначно говорить о их реакционности и ненужности.

 В-пятых, небольшой экскурс в период, когда наиболее активно шел процесс взаимообмена идеями, культурными и духовными достижениями между казахским и турецким народами, позволяет говорить о длительности и многогранности казахско-турецких отношений. История этих отношений знала периоды подъема и упадка,   и только   к настоящему времени казахстанско-турецкие отношения перешли на качественно новый уровень и в определенной степени можно сказать, что они достигли апогея.

    1.   Казахская и турецкая диаспоры, как   фактор

развития отношений между Казахстаном и Турцией

Турецкая диаспора в Казахстане возникла в результате насильственной депортации турок-месхетинцев с Кавказа в период второй мировой войны. Советская историография обосновывала факт депортации объективными причинами. В частности, указывалось, что советское правительство опасалось возникновения "пятой колонны" в стратегически важном Закавказском регионе в период наступления немецких войск в 1942 году.  Мотивы депортации турок тщательно обосновывались и проходили своеобразную идеологическую обкатку. Как известно, в период второй мировой войны Турция, объявив нейтралитет, все же поддерживала экономические отношения с гитлеровской Германией. Более того, в этот период советско-турецкие отношения были очень настороженными. Натянутые советско-турецкие отношения привели к тому, что СССР вынужден был держать на границе большое количество военных сил, преобразовав Закавказский военный округ в Закавказский фронт. Однако, в 1944 году Турция отказалась от позиции нейтралитета и объявила войну Германии. Таким образом, даже гипотетический факт военной угрозы народам СССР со стороны Турции был снят с повестки дня.

Поэтому говорить о том, что турки Месхетии к моменту депортации в ноябре 1944 года могли бы стать «пятой колонной» в тылу советских войск, абсурдно. Тем не менее, советское правительство сочло необходимым, чтобы месхетинские турки покинули приграничную с Турцией зону.

Документы свидетельствуют о том, что Сталин и Берия выселение турок из Грузии готовили заранее. Еще в то время, когда шла массовая депортация народов в восточные районы страны, в высшие партийные органы и правительства Казахстана, Узбекистана и Киргизии были направлены секретные циркуляры о подготовке к приему и размещению спецпереселенцев из Грузии. Впоследствии стало ясно, что это были турки Месхетии и оставшаяся часть курдов, ассирийцев, караимов, других «нежелательных элементов». В ночь на 14 ноября 1944 года всех жителей турецкой национальности четырех районов южной Грузии (Ахалцихского, Аспиндзинского, Адыгейского, Ахалкалакского) выгнали из домов и, окружив вооруженными солдатами, объявили, что рано утром их вывезут из родных мест. В декабре 1944 года эшелоны прибыли в Среднюю Азию и Казахстан. Депортации подверглись ни в чем неповинные мирные жители, общее их число по сводкам МВД составило 110-120 тысяч /68/.

Они были рассеяны по четырем республикам, по несколько десятков семей на каждое село. В пути погибли 13 тысяч человек. На новых местах, вплоть до 1956 года, для них  был введен комендантский режим. Прибывшие в Казахстан спецпереселенцы, размещались не только в колхозах и совхозах, но и на промышленных предприятиях. В частности, в колхозах -62436 семей; в совхозах и промпредприятиях - 46 903 семей /69/.

До сих пор в научной литературе идут споры о том, считать ли месхетинцев подлинными турками. Сами представители турецкой диаспоры в Казахстане считают себя одной из ветвей турецкого народа, образовавшейся в результате русско-турецкой войны 1829 года, когда несколько северо-восточных регионов Османской империи перешли в состав России. После Октябрьской революции, согласно Московскому и Батумскому договорам, в 1921 году эти земли вошли в состав Грузии. Некоторые исследователи называют их просто месхами, перенося географическое название на целый этнос, обезличивая характерные черты народа, игнорируя при этом его культуру и язык, активно отстаивают теорию грузинского происхождения. Другие считают, что месхетинские турки - это не «отуреченные грузины», а все же турки.  При этом в качестве аргумента приводят наличие общих антропологических, культурных и языковых сходств данного этноса и населения собственно турецкой Восточной Анатолии, имеющей общую границу с районом юго-западной Грузии - Месхетией - исторической родиной народа. Само название этого народа «ахысха турклери» в переводе с турецкого означает   ахалцихские турки и часть этого словосочетания происходит от турецкого варианта названия административного центра. Мы в своем исследовании не собираемся вступать в спор о том, являются ли месхи истинными турками или нет. В данном случае, мы исходим из факта национальной самоидентификации самих представителей турецкой диаспоры в Казахстане, и будем придерживаться этой версии.

Как считают турки-месхетинцы, по существу, они являются особой этнографической группой турецкого этноса. Эта этническая группа, как и многие другие этнические образования, складывалась в пограничной зоне двух этнических территорий - Грузии и Турции. В некоторой степени она соединила в себе черты культуры этих народов, но при этом доминирующей составляющей являлась турецкая. Это подтверждает не только восточно-анатолийский диалект турецкого языка, но и наличие турецкой культурной основы. Ученым-диаспорологам известно,   что подобные маргинальные этнографические группы с ярко выраженным двойственным этнокультурным началом, обычно с преобразованием одного из этногенетических факторов -обычное и распространенное явление для пограничных районов всего мира.

Компания за искоренение из лексикона народов СССР понятия «турок» началась в 1924 году, когда Сталин предложил Омару Фаику, лидеру турок Месхетии сменить национальность и этим показать пример другим - абхазам и аджарцам. За период с 1925 по 1940 годы туркам насильственно меняли фамилии и национальность, практически обезглавили народ, уничтожая всех грамотных.  В дальнейшем при наличии в документах у родителей записи национальность «турок», их ребенок не мог получить паспорт с указанием в нем национальности отца и матери. «Инородцу» из спецпереселенцев перекрывался путь к трудовой карьере, отказывалось в других элементарных правах. Несмотря на исключительное трудолюбие и тягу к знаниям, рост турецкой интеллигенции всегда оставался слабым. Турецкой молодежи с высшим образованием практически трудно было найти работу. А учеба в аспирантуре и докторантуре была практически недоступна для любого, даже самого талантливого представителя этой диаспоры. В годы Великой Отечественной войны в Красную Армию ушли более 40 тысяч из 150 тысяч турок, проживающих на юге Грузии. В этой войне они потеряли свыше 26 тысяч человек

«Спецпереселенцы» не могли посещать даже своих близких в соседних селах. Любая отлучка без разрешения каралась штрафом и арестом. За нарушение режима избивали и судили. Вопрос о том, какова же истинная причина этого вандализма, до сих пор без ответа. После заключения Пакта между СССР и Германией в 1939 году, Турция предложила союз с СССР, но Кремль ответил отказом. Никакими материалами о предательстве со стороны турок во время войны или о их враждебном отношении к советской власти компетентные органы и поныне не располагают. Как уже указывалось, более 26 тысяч турок сражавшихся за Родину, не вернулись с поля боя. Среди представителей этого народа восемь Героев Советского Союза, три кавалера трех степеней ордена Славы, двое защитников Брестской крепости и много орденоносцев.

Итак, о существовании турецкой диаспоры в Казахстане можно говорить после вынужденного переселения турков с Кавказа в период сталинских репрессий. С тех пор турецкая диаспора активно участвует в экономической и общественно-политической жизни Казахстана. Как уже говорилось, в советский  период  существовали  определенные  ограничения  прав спецпереселенцев, к которым были отнесены и турки. После образования Республики Казахстан ситуация стала меняться в положительную сторону. Сегодня турки в Казахстане обладают всей полнотой гражданских прав. Происходят позитивные изменения и в культурно-духовной сфере. Свидетельством тому является динамично развивающаяся деятельность национально-культурных центров, которые стали активно создаваться во всех областях республики.  В феврале 1991 года в Алматы была создана общественная организация - Республиканский национальный культурный центр «Туркия» /70/. Центр поставил перед собой следующие задачи:

способствовать тесному сближению двух братских народов - казахского и турецкого;

- всестороннему взаимному обогащению  народов Казахстана, улучшению межнациональных отношений;

- подготовке национальных кадров (педагогов, литераторов, работников  культуры и духовенства) посредством  обучения турецкой молодежи в  учебных заведениях Казахстана  и Турции.

Центр «Туркия» сейчас является единственным социальным, культурным и экономическим органом турецкой диаспоры, проживающей в Казахстане. Он был создан с целью духовного и культурного возрождения 150-тысячной турецкой диаспоры, проживающей в Казахстане.

В настоящее время идет активный процесс возвращения турков  на историческую родину. Сегодня 65 семей из Казахстана и 350 - из стран СНГ по решению правительства Турции переехали жить на постоянное местожительство в Турцию. Более 4000 семей, в ожидании переезда, оформляют документы в посольстве о выезде на историческую Родину - в Турцию. Однако, с учетом общей численности турецкого населения, проживающего в Казахстане, количество желающих выехать не так уж велико. Тем более, что в последние годы в Казахстане создаются условия для развития полиэтнического общества. При Президенте РК создана и действует Ассамблея  народов  Казахстана,   коллективно  решающая  вопросы межнационального согласия  и  культурно-духовного возрождения.  В работе Ассамблеи принимает участие и турецкая диаспора. В Алматы в 1999 году открыт общественный фонд культуры тюркских народов. Инициаторами создания фонда явились доктор философских наук, директор института философии А.Нысанбаев и гражданин Турции Ахмет Даудуран. В работе фонда участвуют и представители местной турецкой диаспоры /71/. Несмотря на экономические и финансовые трудности был проведен ряд мероприятий по развитию и пропаганде турецкого языка и культуры. Так,    на радиостанции «Шалкар» с мая 1992 года два раза в месяц велись передачи на турецком  языке.     Временно  из-за  финансовых  трудностей  и неподготовленности кадров передача была прекращена, но с февраля 1996 г. передача на турецком языке была возобновлена. В 15 школах Алматинской, в 8-ми - Жамбылской, в 1-ой - Кызылординской и в 3-х - Южно-Казахстанской областей созданы начальные классы турецкого языка. В марте 1994 - январе 1995 года в Институте усовершенствования учителей в Алматы были организованы семинары для преподавателей турецкого языка с привлечением педагогов из Турции. Самым сложным вопросом на сегодняшний день является подготовка национальных кадров в области литературы, журналистики, искусствоведения. Сегодня в вузах Турции обучаются более 80 юношей и девушек турецкой национальности из Казахстана.

Национально-культурный центр «Туркия» проводит работу по сохранению и развитию турецкой культуры.  В октябре 1992 года Совет культурного Центра, совместно с Домом народного творчества Казахстана провели фестиваль турецких творческих коллективов Алматинской, Жамбылской, Шымкентской и Кзыл-Ординской областей. Совместно с отделом культуры Посольства Турции в Казахстане был проведен фестиваль турецких кинофильмов. Прошла встреча с режиссером Вели Нергизом. В июне 1995 года был организован вечер, посвященный 150-летию Абая. При культурном Центре действуют курсы по изучению турецкого языка. После завершения учебы студенты получают удостоверения. Таким образом, в Казахстане на сегодняшний день проживает достаточно многочисленная турецкая диаспора, активно стремящаяся к изучению и сохранению своей национальной культуры, тесным контактам с культурой казахского народа и развитию культурных и гуманитарных связей Казахстана и Турции.

В Турции также существует хотя и немногочисленная, но динамично развивающаяся казахская диаспора. Точкой отсчета в ее существовании являются 50-е годы, когда первые семьи казахских переселенцев из Китая появились в Турции. Казахская диаспора создавалась в результате довольно длительного периода и в большинстве случаев носила насильственный характер. Политические и религиозные причины, вызванные Октябрьской революцией,  привели к массовому оттоку казахского населения сначала из Казахстана в Китай, Афганистан и Иран, а затем далее - по всему миру. Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела вынужденный характер миграций, вплоть до 1960-х гг., когда начала развиваться трудовая иммиграция в страны Западной Европы и региона Персидского залива. Кроме того, до начала 1960-х гг. отличительной чертой миграции казахов в странах мира являлась их массовость.

По данным Г.Мендикуловой, около 4 млн. 500 тыс. казахов проживают в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира, из которых лишь около 800 тыс. представляют собой диаспору, остальные 3 млн. 700 тыс. являются казахской ирредентой, т.е. проживают на сопредельных с Казахстаном землях, оторванных от него и присоединенных к России, Китаю, Узбекистану в разные исторические периоды /72/. Казахская диаспора в Турции является   довольно многочисленной и составляет около 30 тысяч человек. Для казахов, населяющих страны Востока, в том числе Турцию, характерно компактное расселение, вызванное не только желанием в совместном проживании, но и политикой страны-реципиента по отношению к ним.

Исходя из этого, можно сказать, что незначительная часть казахов, проживающих в Турции, относится к мобильной диаспоре. В то же время она не относится к диаспорам, обладающим политическим влиянием в странах-реципиентах. Однако, она играет довольно значительную роль в экономической сфере Турции, благодаря высоким коммуникативным и адаптационным способностям, а также использованию традиционных знаний. Именно в результате использования традиционных знаний и навыков в кожевенном деле она сумела выжить в инокультурной среде обитания и приспособиться к новой экономической системе. Казахской диаспоре Турции удалось создать и развить самостоятельную нишу в бизнесе.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия