Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Реализация этого проекта связана с большими политическими сложностями, поскольку вопрос о пути транспортировки каспийской нефти стал ключевым в геополитических интересах крупнейших мировых держав. Россия и США активно старались привлечь Казахстан на свою сторону, но в результате руководство республики пришло к выводу, что экономическая безопасность и национальные интересы страны требуют проведения политики на строительство трубопроводов в нескольких направлениях. Поэтому в ноябре 1999 г. Казахстан подписал так называемую Стамбульскую Декларацию, в которой выразил намерение присоединиться к реализации проекта Трубопровода Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан. В Декларации он обязался в развитие Анкарской декларации по реализации проекта Баку - Тбилиси -Джейхан, подписанной Турцией, Грузией и Азербайджаном «предпринять все действия для реализации проекта к 2004 г...» /110/.

Активно действуют в Казахстане и другие турецкие фирмы, среди которых выделяются «Аксель», «Финтрако» и другие, финансирование проектов которых осуществляется или планируется к реализации с использованием кредитных ресурсов Эксимбанка Турции.

Укрепляются связи в области банковского дела. В декабре 1995 г. состоялся визит делегации Национального банка Казахстана, в ходе которого стороны подписали протокол об обмене специалистами.

Крупнейшие банки Турции «Зираат Банкасы» и «Эмлак Банкасы» учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Активно начал работать «Демир Казахстан Банк», который находится на стадии перехода к международным стандартам. В 1999 году ДКБ с начала года увеличил свои активы на 400 % - с 10 млн. долларов США до 50 млн. долларов США. Собственный капитал был увеличен с 7 млн. долларов до 12 млн. долларов США. ДКБ на сегодняшний день является крупнейшим банком с турецким капиталом. В 1999 году Национальный банк Казахстана перечислил ДКБ к категории банков международного стандарта. Банк получил лицензию Первичного Дилера с правом участия в торгах государственными ценными бумагами, стал членом биржи, от имени клиентов осуществляет инкассацию денег. Открыт первый филиал ДКБ в гипермаркете «Рамстор», а второй - в Атырау. Банк принимает участие в системе страхования вкладов населения.

 В качестве основных сфер  сотрудничества между Казахстаном  и Турцией следует выделить, прежде всего, транспорт и коммуникации: автомобильные и авиа перевозки, организация пассажирского вагоностроения, производство средств связи, АТС и др.

   Согласно подписанному в 1992 г. двустороннему межправительственному соглашению о воздушном сообщении, авиакомпаниями обеих стран совершаются рейсы по маршруту Алматы - Стамбул.

Автомобильный транспорт - это основной вид грузовых торговых перевозок между Казахстаном и Турцией. С 1994 года автоперевозки проводятся в соответствии с так называемой разрешительной системой, основанной на обмене сторонами бланками разрешений в одинаковом количестве. Сущность ее заключается в обеспечении паритета грузовых автоперевозок, что можно рассматривать как протекционистские меры по защите казахстанских автоперевозчиков. Статистика 1994-1997 гг. свидетельствует о явном увеличении активности и конкурентоспособности турецкой стороны. Поэтому в последующие годы Турция не раз выступала с предложениями увеличения количества выдаваемых Казахстаном бланков, либо полной отмены этой системы.

 Также в настоящее время  прорабатывается вопрос о проведении  тендера по проекту организации  пассажирского вагоностроения, модернизации  тепловозного парка в Казахстане. В этом тендере помимо американских  и японских компаний планируется участие турецких фирм «Тювасаш» и «Туломсас».

В области железнодорожных коммуникаций важное значение придается стыковке линии Мешхед - Серакс - Теджен Трансазиатской железнодорожной магистрали, которая даст Казахстану возможность выхода к турецким морским портам и далее на территорию Ближнего Востока. В связи с этим, а также с  расширением морских перевозок, Казахстан и Турция планируют создание совместной судоходной компании.

Активно развивается сотрудничество двух стран в области связи. Так, уже пущены в эксплуатацию автоматические телефонные станции в Павлодаре и Талдыкоргане, в их строительстве и монтировании ведущую роль сыграли турецкие фирмы.  Кроме того, в настоящее время ведут производство телефонных станций, современных средств связи, оптико-волоконного кабеля такие казахстанско-турецкие совместные предприятия, как «Веснет» в Павлодаре, «Комтел» в Уральске, «Хесбайланыс» в Семипалатинске.

За последние 2 года на казахстанском телекоммуникационном рынке Казахстана лидирует первый GSM оператор ТОО «GSM Казахстан ОАО Казахтелеком». Компания «Kcell» начала свою коммерческую деятельность в Казахстане в марте 1999 года. В сентябре 1999 года была открыта еще одна торговая марка «Activ» - карточная система сотовой связи, которая имеет несколько преимуществ. К примеру, таких как моментальное подключение к сети GSM, абсолютная конфиденциальность, возможность контролировать расходы и др. На данный момент компания все еще является лидером на телекоммуникационном рынке Казахстана по некоторым показателям, таким как количество абонентов, темпы роста, объем инвестиций, качество и количество предлагаемых услуг. Сеть компании «GSM Казахстан»  обслуживала абонентов в следующих городах республики: Алматы, Астана, Актау, Актюбинск, Атырау, Тараз, Караганда, Кустанай, Кокчетав, Капчагай, Уральск, Шымкент, Темиртау, Петропавловск, в районе городов Кульсары и Тенгиз. В дальнейшем были открыты филиалы для обслуживания городов Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Лисаковск, Аксай, Рудный и Туркестан. Трасса Алматы - Бишкек за границы Казахстана так же была введена в зону покрытия сети.

Сотовая сеть формата GSM, предоставляемая «K-Mobile» тоже ничем не уступает «Kcell». В экономику Казахстана для создания современной сотовой сети формата GSM «K-Mobile» инвестируется более 160 миллионов долларов. В 2000 году инфраструктура сети «K-Mobile» была расширена вдвое.

 Сеть «K-Mobile» создана по лучшим мировым стандартам на базе оборудования признанных лидеров телекоммуникационных систем «Nokia» и «Motorolla» и была введена в коммерческую эксплуатацию 19 февраля 1999 года. На сегодняшний день сеть «K-Mobile» является наиболее распространенный сетью сотовой связи на территории Казахстана, обслуживающей 24 города Казахстана и обеспечивающей связь с 51 страной мира. Во многих регионах республики «K-Mobile» поддерживается через космические спутники.

«K-Mobile» планирует довести услуги сотовой связи до более широких масс населения и предоставить международный роуминг с более 160 операторами в мире, расширив вдвое инфраструктуру своей сети. В целях обеспечения бесперебойной связи компания начала покрытие основных автомагистралей республики. Высококвалифицированный местный персонал компании, насчитывающий  150 человек,  проходит специальное обучение и практическую подготовку на телекоммуникационных предприятиях в России, Германии и Турции.

В области металлургии сотрудничество Казахстана и Турции представлено проектом создания совместных предприятий по производству на АО «Жезказганцветмет» медной катанки. А в Семипалатинске уже создано СП по производству кабельной продукции.

Активно развивается сотрудничество и в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Создано 14 совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления. В легкой и пищевой промышленности созданы совместные предприятия для производства и реализации продуктов питания. Так, в Усть-Каменогорске создано СП по производству кисломолочной продукции, в Петропавловске -макаронных изделий, в Алматы - прохладительных напитков, моющих средств и косметики. Продукцией макаронного завода в Петропавловске, заполнен весь казахстанский рынок. Продукция марки "Султан" производится в Казахстане самыми передовыми технологиями без использования ручного труда. Значительная часть продукции приходится на экспорт и вывозится в соседние страны. В настоящее время завод производит 45000 тонн макарон, 9000 тонн печенья Хамле, 1800 тонн вафель и 1800 тонн жевательных резинок в год.

Широкое поле деятельности для расширения делового сотрудничества открылось в связи с переносом столицы Казахстана в Астану. Особенно значительно участие турецких строительных компаний в застройке новой столицы. Так, фирмой «Окан Холдинг» осуществлено строительство суперсовременного отеля «Интерконтиненталь», фирма «Аксель» построила комплекс жилых домов. Фирма «Финтрако» сдала в эксплуатацию два офисных здания и провела реконструкцию здания министерства иностранных дел. Крупная строительная фирма «Джейлан Холдинг» ведет работы по строительству главного корпуса Евразийского    университета имени Л.Гумилева. Помимо строительных работ в Астане ряд крупных, средних и мелких турецких фирм занимаются строительством в других городах и регионах Казахстана. К примеру, фирмой «Юксель-Иншаат» в Алматы построен гипермаркет «Рамстор», а финансирование проекта осуществили совместно крупная турецкая фирма «Коч холдинг» и казахстанская компания «Бутя». В Алматы   было создано совместное предприятие «Рамстор», учредителями которого стали турецкие фирмы «RAM» и «Мигрос» и казахстанская  «Бутя».   Вновь  созданное  совместное  предприятие организовало в Алматы сеть супермаркетов. Аналогичные супермаркеты сооружены также в Астане, Караганде и еще один в Алматы в микрорайоне Тастак-1.

Турецкие предприниматели, осуществляя инвестиции в казахстанскую экономику,    стараются максимально использовать    существующие инвестиционные и торговые возможности. Примером этому может послужить торжественное открытие совместной казахстанско-турецкой типографии «Тамос Принтхаус» в Алматы. Являясь первым капиталовложением турецкого печатного сектора в экономику Казахстана, типография «Тамос Принтхаус» ставит перед собой цель обеспечить рынки Казахстана и стран Центральной   Азии    полиграфической    продукцией,    отвечающей международным стандартам качества. Для достижения этой цели компанией было  установлено  новейшее  высокотехнологическое,   типографское оборудование. Местный персонал прошел стажировку в Турции. Общий размер капиталовложений составил 2 млн. долларов. Типография «Тамос Принтхаус» предоставляет полный комплекс услуг по печати и подготовке (включая цветоделение, вывод фотоформ, цветопробу) к печати, а после печатной обработки производит следующие виды полиграфической продукции: брошюры, плакаты, журналы, каталоги, папки и многое другое. Данные капиталовложения в печатный сектор Казахстана являются новым шагом в казахстанско-турецком сотрудничестве и свидетельствуют о их постоянном расширении.

Итак, рассматривая казахстанско-турецкие отношения можно сказать, что они принимают интенсивный характер. На сегодняшний день инвестиции турецких компании в Казахстане превышают миллиард долларов. До сегодняшнего дня приводилось немало приблизительной и подсчитанной информации о капиталовложениях турецких компании в Казахстан. С целью подвести окончательный итог этим предположениям и определить истинный масштаб турецких инвестиции в Казахстане было проведено анкетирование. Анкетирование было организовано обществом KATIAD (Общество бизнесменов Казахстана и Турции) и DEIK (Комитет внешнеэкономических связей) с июля по август 2000 года. Цифры, полученные в процессе анализа анкет, оказались достаточно интересными. Сумма инвестиций турецких компаний в Казахстане составляет 1176858500 долларов США. Также в ближайшее время турецкими   компаниями планируется привлечение дополнительных инвестиций в размере 340050000  долларов США. На сегодня в турецких фирмах работают 10162 человека. Из них 8730 человек являются гражданами Республики Казахстан, а 1432 -гражданами Турции. Средняя ежемесячная заработная плата гражданина РК составляет 260 долларов США.

Однако, несмотря на значительные достижения, развитие двусторонних деловых связей сдерживают слабо налаженные прямые контакты между министерствами и ведомствами двух стран. Остаются невостребованными возможности турецких компаний в модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства.

В то же время нельзя не отметить, что действующие в Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются малыми и средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию, не спешит делать крупные и долгосрочные инвестиции. Причина этой сдержанности крупного турецкого капитала, по-видимому, заключается, прежде всего, в осмотрительности турецких бизнесменов, помнящих о целых десятилетиях, в течение которых у Казахстана и Турции полностью отсутствовали какие-либо контакты.  Также, вызывает озабоченность тот факт, что большинство турецких компаний, работающих в Казахстане, ограничиваются в основном строительством и торговлей. Они совершенно не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля, в чем особенно заинтересованы казахстанские партнеры. В свою очередь, казахстанский бизнес   практически не представлен в Турции. Кроме авиакомпании «Эйр Казахстан» ни одна казахстанская компания не работает в Турции. Хотя инвестиционное законодательство Турции вполне благоприятно для работы иностранных компаний.

Также значительный урон инвестиционной активности крупного турецкого капитала наносит еще не полностью законодательно и административно оформленный инвестиционный климат в Казахстане. Однако, следует отметить, что в последнее время ситуация быстро меняется в позитивную сторону, благодаря предпринятым Казахстаном шагам в усилении его инвестиционной привлекательности.

Отдельно следует отметить, что отношения Казахстана и Турции строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества в рамках международных и региональных структур, среди которых в первую очередь следует назвать Организацию Экономического сотрудничества. Причем, это сотрудничество усиливается   в контексте углубления интеграции экономик Казахстана и Турции.

Основными задачами ОЭС является создание условий для непрерывного экономического развития стран-членов организации, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных отношений, а также налаживание активного регионального сотрудничества в культурной, технической и научной сферах. ОЭС осуществляет свою деятельность на основе следующих документов: Кветтинского плана действий,  Стамбульской,  Исламабадской,  Ашхабадской  деклараций, Алматинского основного плана развития транспортного сектора региона и Измирского Договора, в котором представлен  обновленный Устав.

Республика Казахстан была официально принята в члены   ОЭС на чрезвычайном заседании Совета Министров стран-участниц в Исламабаде в ноябре 1992 г. С этого момента Казахстан активно участвует во многих проектах организации, и заслужил право считаться надежным и выгодным партнером. При этом Казахстаном отдается приоритет таким областям сотрудничества, как транспорт и коммуникации, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения   в области сельского хозяйства, науки и культуры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и др.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия