Концепция вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования ВТО……………………………………...5
1.1 История создания ВТО…………………………………………………………….5
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………………..7
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО…………………………………….9
2. Россия на пути к ВТО………………………………………………………………12
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………….12
2.2 Основные этапы переговоров…………………………………………………...15
2.3. Завершающий этап переговоров……………………………………………….17
3. Мнения ведущих экспертов о последствиях вступлении России в ВТО…….19
Заключение………………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ккр по организации ВЭД.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра  «Мировая экономика»

 

 

Контрольно-курсовая работа

 

по дисциплине

«Организация внешнеэкономической деятельности»

 

Тема: «Концепция вступления России в ВТО»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                      студентка гр. 730191

                                                                                    Баканова Ю.А.

 

      Проверила:                                                                                доц.каф. МЭ 

                                                                                 Батаева А.С.

 

 

  

Тула 2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования ВТО……………………………………...5

1.1 История создания ВТО…………………………………………………………….5

1.2 Структура ВТО……………………………………………………………………..7

1.3 Цели, задачи и принципы построения  ВТО…………………………………….9

2. Россия на  пути к ВТО………………………………………………………………12

2.1 Цели и задачи  присоединения России к ВТО………………………………….12

2.2 Основные этапы  переговоров…………………………………………………...15

2.3. Завершающий этап переговоров……………………………………………….17

3. Мнения ведущих  экспертов о последствиях вступлении  России в ВТО…….19

Заключение………………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………………………………………...23

Введение

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных  связей. По динамике и стоимостным  показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов  и другие виды внешнеэкономических  связей. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Повышение значения торговли в мировой экономике, а  также её интенсивное развитие обусловлены  объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости  большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал  значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

В настоящее время  в мире насчитывается около 300 международных  торгово-экономических организаций  с широким и узким составом участников. Однако основную роль в  формировании торговых потоков и  установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой  круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой  торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в  урегулировании торговых споров между  ними. Для того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании  международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции, основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.

В данной работе можно выделить три главные части: первая часть посвящена теоретическим  основам формирования ВТО, вторая содержит информацию о том, как Россия шла  к ВТО, в третьей говорится  о результатах присоединения  России к ВТО(ее положительных и отрицательных сторонах вступления).

Целью работы является показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.

В составлении  данной работы перед нами стояли следующие  задачи:

1) раскрыть особенности  ВТО и направления её деятельности.

2) проанализировать  основные этапы переговоров России  и ВТО и раскрыть основные  причины, препятствующие вступлению  России в ВТО.

3) рассмотреть  основные отрасли экономии, оценить  степень влияния ВТО на их  дальнейшее развитие, и развитее  экономики в целом.

Сейчас присоединение  России к ВТО уже воспринимается как состоявшееся событие. Очевидно, что будут выигравшие и проигравшие, поэтому внимание экспертного сообщества сместилось в сторону понимания  того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше. Можно уже  говорить о некотором консенсусе экспертного сообщества в понимании  отдельных эффектов на макроэкономическом уровне. Во-первых, присоединение к  ВТО будет противоречивым для  высокотехнологичных отраслей, авиастроения и автостроения, металлургии, химии, фармацевтики, мебельной и пищевой  промышленности, рынков страховых и  финансовых услуг. Во-вторых, следует  ожидать незначительного отрицательного влияния, связанного с изменением импортных  пошлин в соответствии с правилами  ВТО, а в перспективе это приведет даже к определенным выигрышам. В-третьих, не предвидится изменений на рынке  труда, обусловленных присоединением к ВТО и значимых для России в целом.

Таким образом, вступление России в ВТО сопряжено с определенными  рисками для экономики страны. Однако эти риски являются предсказуемыми, а возможные негативные последствия – преодолимыми. Вне зависимости от сроков и условий вступления России в ВТО необходимо осуществлять меры по последовательной структурной реформе, обеспечивающие системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей, развитие социальной и рыночной инфраструктуры в интересах устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы формирования ВТО

1.1 История создания ВТО

Всемирная торговая организация – «третий столб» Бреттон-Вудса, который наряду с Всемирным банком и Международным валютным фондом формирует современную институциональную структуру международного экономического сотрудничества. ВТО – международная организация, в формате которой реализован механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне. Она ведет отсчет своего существования с 1 января 1995 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных организаций, является правопреемницей ГАТТ.

Несмотря на молодость  ВТО, торговой системе, которая начала формироваться в рамках ГАТТ (и  была воспринята впоследствии ВТО), уже  более 50 лет, а само Генеральное соглашение по тарифам и торговле, подписанное  в 1947 г. 23 государствами-учредителями, стало продуктом эволюции международных  торгово-экономических отношений  первой половины ХХ века.

Как известно, до первой мировой войны в мировой  экономике и торговле безраздельно господствовал крупный капитал, спонтанно формировавший в свою пользу неписаные правила международных  торгово-экономических отношений. Война  и последовавший за ней экономический  кризис способствовали укреплению роли государства в регулировании  отношений международной торговли, что, в конечном счете, выразилось в  чрезмерном росте и размахе протекционизма. Так, экономические противоречия 30-х  годов стали одной из основных причин начала второй мировой войны.

Системный кризис мировой экономики, разразившийся  по окончании второй мировой войны, потребовал по-новому взглянуть на роль государства в развитии и  регулировании экономических связей и отношений. Решение, определяющее роль государства в мировой торговле, предложенное в формате ГАТТ, достаточно убедительно продемонстрировало свою эффективность более чем 50-летней историей, характеризовавшейся невиданным ростом и развитием международной  торговли. Так, ГАТТ явилось апологетом либерализации торговли, двигателем которой должна была стать свободная  конкуренция на мировых товарных рынках, не ограничиваемая протекционистскими (в отношении внутренних производителей и участников отношений международной  торговли) и дискриминационными (в  отношении иностранных производителей и участников международных торгово-экономических отношений) мерами государственного регулирования.

В системе ГАТТ/ВТО  была реализована и, по сути, воплощена  в жизнь прежде потерпевшая неудачу  попытка создания Международной  торговой организации (МТО) в 1948 г., которая согласно первоначальному замыслу должна была стать институтом, работающим с вопросами международного экономического сотрудничества в формате Бреттон-Вудса.

Итак, первоначальный план, обсуждавшийся и разрабатывавшийся 50 государствами, состоял в создании МТО как специализированного  учреждения ООН.  Проект устава МТО  был весьма амбициозен и предполагал регулирование в системе этой Организации, помимо вопросов международной торговли, также и проблемы трудовых отношений, регулирование товарных рынков, деловой практики, международных инвестиций и вопросов предоставления услуг.

Однако ещё  в ходе работы над уставом МТО 23 из 50 сторон, работающих над этим проектом, решили в 1946 г. вступить в переговоры о снижении и связывании таможенных тарифов. Основной целью этих переговоров  было дать толчок либерализации торговли и ограничить применение протекционистских  мер. Результатом первого раунда переговоров стало достижение соглашения о снижении тарифов почти по 45 тысячам позиций, охватывавших до 10 млрд. долларов торгового оборота (в  то время – до 50% совокупного объема международной торговли). Помимо этого 23 договаривавшиеся стороны приняли  в дополнение к достигнутым соглашениям  о связывании тарифов ряд положений  проекта Устава МТО, касающихся вопросов регулирования международной торговли.

Совокупный пакет, включавший правила торговли и достигнутые  в ходе переговоров конкретные соглашения о снижении и связывании тарифов, получили название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г. и первоначально рассматривалось договаривающимися сторонами как временная мера, принятая на период, пока Устав МТО находился ещё в стадии обсуждения.

Таким образом, эти 23 государства стали членами-учредителями ГАТТ, первоначально составившими стороны  этого соглашения. И хотя Устав  МТО был окончательно доработан  и согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в марте 1948 г., проводившейся в Гаване, ратификация Устава (Гаванской хартии) национальными органами представительной власти вызвала крайние затруднения. Наиболее серьезную оппозицию Гаванской хартии составил конгресс США, несмотря на то, что одним из основных инициаторов и разработчиков проекта МТО было правительство США. Так, в 1950 г. после того как правительство США заявило, что не будет далее добиваться ратификации конгрессом Гаванской хартии, МТО, по сути, было похоронена. При этом, однако, несмотря на изначально предполагавшийся временный характер, именно ГАТТ оставалось единственным инструментом, регулирующим международную торговлю на многосторонней основе с 1948 г. вплоть до учреждения ВТО в 1995 г.

Почти полвека  текст соглашения ГАТТ оставался  практически неизменным. Вместе с  тем в дополнение к ГАТТ был  заключен ряд торговых соглашений с  ограниченным кругом участников, а  также проводились переговоры о  дальнейшем снижении и связывании тарифов. Однако если в первые годы существования ГАТТ на раундах многосторонних торговых переговорах обсуждались в основном вопросы снижения тарифов, то на последующих раундах круг вопросов расширился: в середине 60-х годов на Кеннеди-раунде было достигнуто Соглашение по антидемпинговым мерам, на Токийском раунде 70-х годов обсуждались вопросы сдерживания и ограничения применения нетарифных барьеров в торговле товарами, на Уругвайском раунде 1986-1994 гг. был принят блок новых соглашений по вопросам регулирования применения тарифных и нетарифных мер, по вопросам торговли услугами, в области защиты прав интеллектуальной собственности, в области торговли текстилем и продукцией сельского хозяйства, по процессу разрешения торговых споров. Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров привел к учреждению ВТО как правопреемницы ГАТТ.

В настоящее время  связанная с международной торговлей  деятельность субъектов ВТО регулируется в формате системы соглашений, достигнутых по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 гг. С появлением ВТО переговоры, касающиеся развития отношений международной  торговли, не закончились и по многим аспектам и направлениям продолжились уже по завершению Уругвайского раунда.

 

1.2 Структура ВТО

ВТО – это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права  и обязанности правительства  в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в  редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное  соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи  ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей. Страны-члены ВТО, которых  на май 2007 г. насчитывалось 150, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".[1]

Информация о работе Концепция вступления России в ВТО