Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные положения концепции "мягкой силы" во внешней политике США.
Исходя из постановки названной цели, возникает необходимость решения таки задач как: исследование теоретической основы «мягкой силы» Джозефа Ная; выявление основных тезисов; анализ реформирования внешней политики США, а именно рассмотрение приоритетов и механизмов осуществления реформирования; сравнение «жесткой» силы против «мягкой».
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. «Мягкая сила»……………………………………………………………………..4
Теоретические основы понятия концепции «мягкой силы»……………………….4
Основные тезисы термина «мягкая сила»……………………………………………7
Глава 2. Реформирование внешней политики США…………………………………….10
Приоритеты……………………………………………………………………………….10
Механизмы осуществления……………………………………………………………...21
«Жесткая сила» против «мягкой силы»………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………………….......39
Какой бы не была привлекательной «мягкая сила», критики не обошли её стороной. Суть критики «мягкой силы» состоит в том, что главное её преимущество перед военной или экономической мощью государства заключается в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных ресурсов давления.
На сегодня Джозеф Най разрабатывает новую концепцию smart power – умная сила. Вот как американский политолог объясняет, в чём суть этой концепции: «Вообще, сила это возможность добиться чего-либо. Мягкая сила делает с помощью убеждения, привлекательности, притяжения и сотрудничества; жесткая сила – с помощью принуждения , насилия и вознаграждения. Однако «умная сила» - это эффективное сочетание «жесткой» и «мягкой» силы как наиболее применимый и адекватный с точки зрения современных условий международной повестки дня механизм обеспечения государством собственной национальной безопасности и реализации внешнеполитических задач.
Следует отметить, что «мягкая сила» идеально подходит НАТО, состоящему из взаимодействующих между собой военной и гражданской структур. И Най отмечает: "Да, для НАТО "мягкая сила" означает способность выйти за рамки чисто военной деятельности и сделать свою миссию привлекательной для общественности".
Най оценивает НАТО как своеобразную страховку для его членов, подтверждение того, что они сталкиваются с угрозами безопасности не в одиночку. В этой связи Най высказывается за более тесное сотрудничество НАТО с Россией. Кроме того, Най подчеркивает, что общественная дипломатия, "мягкая сила" всегда были важнейшими в мировой политике, и не только для НАТО. Тем более это имеет большое значение сегодня, в век информации и прогресса технологий.
При этом Най не считает реальной угрозу того, что другие страны могут влиять на мнения граждан США так, что это будет оказывать негативное влияние на независимость и безопасность Америки. Он не знает какой-либо страны, которая могла бы представлять сегодня серьезную угрозу Америке. Най расширяет сферу применения своей концепции, указывая на необходимость сочетания у всякого лидера "жесткой силы" (средства давления) и "мягкой силы" (привлекательность, умение склонять на свою сторону, компромиссность). По мнению автора, именно искусством такого гармоничного баланса и отличаются харизматичные лидеры. Пытаясь найти ответ на вопрос, что же делает лидера харизматичным, Най останавливается на его "внутренних качествах", объясняя их с точки зрения психологии и быстро меняющихся социальных факторов.
С точки зрения Ная, феномен лидерства включает в себе три составляющих: это сам лидер, его последователи и весь тот контекст, в котором лидерство осуществляется. В свою очередь, контекст, по мнению Ная, включает в себя внешнее окружение и ту совокупность целей, которые преследует группа, возглавляемая лидером в конкретной ситуации. Именно контекст, как это ни удивительно, и формирует феномен лидерства, поскольку список требований, который последователи лидера предъявляют своему вожаку, зависит от конкретной ситуации. Несмотря на то, что лидер в большой степени зависит от группы своих последователей, существует качество, которое его отличает от остальных. А именно, каждый лидер должен обладать качеством "концептуального интеллекта". Данное качество помогает лидеру понимать перемены находящейся вокруг среды, капитализировать направленности и принимать на вооружение действия для реализации собственных стратегий.
При этом, Най уверяет: "Вы не сможете лидировать, если у вас нет силы"3. Но какой именно силой - "мягкой" или "жесткой" - должен обладать лидер, чтобы добиться успеха? В идеале необходимо оптимальное взаимодействие. Однако, как указывает Най, "мягкая сила" все же предпочтительнее. Ведь она представляет собой "способность формировать у других предпочтение того, что хочет лидер". Тем не менее, "мягкая власть" не есть благо сама по себе. Как пишет Най, "никто не любит чувствовать, что им манипулируют, даже если манипулируют с помощью "мягкой силы". Часто лидеру приходится прибегать к приемам "жесткой власти".
3 Joseph S. Nye Jr. The Powers to Lead. Oxford, 2008
Как полагает Най, лидер должен обладать соответствующими навыками, чтобы использовать третий тип силы – «умную силу». Именно этот вид, представляющий комбинацию "мягкой" и "жесткой" силы, дает возможность решать сложнейшие проблемы управления. Таким образом, смысл силы как таковой ("жесткой" или "мягкой") Най определяет, как возможность добиться от других желаемых результатов. При этом, не прибегая к насилию, а действуя исключительно привлекательностью, умением склонять на свою сторону. И зависит эта возможность, кроме всего прочего, от наличия у данного конкретного режима тех или иных ресурсов осуществления власти, умения их применять, а также от "контекста", то есть от условий для их эффективного применения.
Глава 2.Реформирование внешней политики США
Программа демократической партии, вобравшая в себя наиболее удачные и популярные идеи и лозунги, прозвучавшие в ходе избирательной кампании, причем не только у демократов, как и любой другой документ, не имеющий силы закона, носит скорее рекомендательный, чем обязывающий, характер. Тем не менее, в условиях острого партийного противоборства и приближающихся промежуточных выборов 2010 г., оппоненты действующей администрации внимательно следят за первыми шагами Б. Обамы на международной арене. В программе содержаться ритуальные заявления об обязанности президента быть готовым к демонстрации Америки и всему миру, что эта страна еще ждет свои лучшие дни, и к установлению мира, основанного на свободе, о необходимости вести за собой мир своими делами и примером, восстановлению американского лидерства.
О необходимости перемен Обама говорил ещё во время своей предвыборной кампании. Он подчёркивал, что в центре новой стратегии США будут борьба с мировым кризисом, решение иракской и афганской проблем, продолжение борьбы за нераспространение ядерного оружия и обеспечение энергетической безопасности.
В своей предвыборной программе демократ Барак Обама занимал умеренную позицию. Он выступает за использование многосторонних подходов в расширении числа демократических государств, используя концепции прагматизма, «нового атлантизма» и глобализма.
Перед слушаниями в Сенате бывший кандидат в президенты от Демократической партии и нынешний председатель сенатского комитета по международным делам сенатор Джон Керри выпустил в свет статью, в которой изложил свое видение будущей американской внешней политики. Его идеи почти в точности совпали с тем, что говорила в Сенате Клинтон. Керри считает, что после восьми лет порочной практики одностороннего принятия решений на мировой арене и однопартийного паралича дома Америка обладает реальной возможностью изменить свое положение в мире. Для этого необходимо вернуться к моральному лидерству и восстановить доверие к себе мирового сообщества через основанную на дипломатии практику многостороннего решения международных проблем. Иными словами, Америка должна перейти от унилатерализма к мультилатеризму во внешней политике. Главное правило для новой внешней политики – заменить военные и односторонние решения дипломатией и мультинациональным согласием. Керри также подметил, что важным приоритетом на этот момент является сокращение американских стратегических ядерных арсеналов до 1000 развернутых боеголовок. Нужно только убедить Россию в том, чтобы она сделала тоже самое. Кроме того, с Россией предполагается начать дискуссию по поводу замены Договора о сокращении стратегических вооружений.
Перед членами профильного комитета госсекретарь новой администрации Хилари Клинтон оъявила важнейшие приоритеты во внешней политике, которые разрешают составить общее представление о том, как Соединенные Штаты будут вести себя в самом ближайшем будущем. Наиболее актуальными вопросами во внешней политике США до сих пор остаются афганская и иракская проблемы. По мнению Барака Обамы, в Ираке всё не так уж плохо, а вот Афганистан не только не встал на путь обновления и развития, но, наоборот, значительно ухудшил своё положение. Новоизбранный Президент признал, что опирающееся на поддержку НАТО афганское правительство не в силах контролировать всю территорию страны, поэтому большая часть Афганистана находится во власти движений «Талибан» и «Аль Каида». Кроме того, он заявил об опасности распространения конфликта на соседний Пакистан. В связи с этим Обама обозначил афганское направление главным фронтом борьбы против международного терроризма и объявил о намерении почти в два раза увеличить действующую там группировку американских войск и повысить активность НАТО в регионе.
На данный момент можно выделить несколько положений, на которых будет основываться американская внешняя политика. Во-первых, как сообщила Клинтон, Америка будет стремиться к возврату к принципам двухпартийной внешней политики. Возможно, это означает то, что внешнеполитическая стратегия должна вырабатываться с привлечением представителей обеих партий. Будет разделяться и ответственность. Клинтон разъяснила, что международная политика должна быть основана “на браке принципов и прагматизма”, а не на жесткой идеологии; на фактах, а не на эмоциях и предубеждении.
Во-вторых, внешняя политика должна способствовать усилению американского глобального лидерства. При этом США, по мнению Клинтон, следует играть роль положительной силы в мире, постоянно доказывая это на практике, будь то в борьбе с глобальным потеплением или в стремлении расширить возможности для прогресса и процветания людей в других странах. Чтобы продвигать свои интересы по всему миру, Америка должна быть примером последовательного соблюдения определенных правил, а ее лидерство базироваться не на указах, а на примере. Клинтон заявила, что история показывает: США наиболее эффективны, когда между своими интересами за рубежом и ценностями дома. Интересы страны должны совпадать с моральными обязанностями. При этом Америка, благодаря своему статусу, по-прежнему несет огромную ответственность в отношении всего человечества, а ее интересы носят глобальный характер.
В-третьих, Америка будет бороться с глобальными угрозами совместно с другими странами, потому что США и все остальные государства находятся во взаимной зависимости друг от друга. Америка не может решать глобальные проблемы в одиночку, но и другие страны не смогут их решить без участия Америки. Безопасность, жизнеспособность, лидерство США в современном мире напрямую зависят от того, что они признают непреодолимый факт своей взаимозависимости. А поэтому, чтобы быть эффективным в решении глобальных проблем, необходимо строить мир с большим количеством партнеров и меньшим количеством противников. Клинтон заявила, что лучший способ продвижения американских интересов по сокращению глобальных угроз – принимать такие внешнеполитические решения, которые опираются на предельно широкой совет других участников международных отношений.
В-четвертых, внешняя политика должна руководствоваться, по формулировке, Хиллари Клинтон, “умной силой”. Под этим понимается применение комплекса средств, которые имеются в распоряжении государства, - дипломатических, экономических, военных, политических, юридических и культурных. Америке надлежит элементарно выбирать правильное средство или комбинацию средств для каждой ситуации индивидуально. Применение “умной силы” означает то, что дипломатия, а не угрозы использования военной силы или унилатеральные действия, находится в основе внешней политики. Клинтон выразила свою приверженность жесткой, но вместе с тем умной дипломатии. Тем не менее, по ее мнению, военная сила иногда бывает необходимой, и Америка будет прибегать к ней, чтобы защитить своих граждан и свои интересы тогда, когда в этом будем необходимость, но только в качестве последнего средства.
Несомненно, что принцип “умной силы” – попытка отделить внешнюю политику Обамы от внешней политики Буша. Следует, однако, помнить и о том, что президент Буш не совершал унилатералистских действий ни в отношении Афганистана и Ирака, ни в отношении Ирана и Северной Кореи.
Что касается военной силы, то администрация Буша применяла ее дважды – в Афганистане и Ираке. Обама категорически поддерживает войну в Афганистане и планирует ее интенсификацию в ближайшее время. В таком случае “умную силу” следует понимать как противовес иракской кампании. При этом сенатор Клинтон сама голосовала за войну в Ираке.
В-пятых, США будут использовать ООН и другие международные организации, когда это является необходимым и возможным. Клинтон отметила, что международные институты, когда они функционируют хорошо, только множат влияние Америки. А когда они работают неудовлетворительно, следует их реформировать вместе с единомышленниками так, чтобы они снова отражали те принципы, которые мотивировали их организацию.
Значит, американская исключительность и, как результат, стремление к моральному лидерству в мире останутся идеологической основой внешней политики США, и новая администрация в этом отношении не будет отличаться от предыдущей. Изменится только инструментарий для реализации этой исключительности. Политика силы, как предполагается, уйдет на второй план, и ее место займут дипломатия и опора на надежные и долговременные союзы.
Х. Клинтон отметила, что демократы понимают, что в текущей международной ситуации существенно уменьшились возможности для США действовать в одиночку на мировой арене. Америка будет стремиться к тому, чтобы вернуть статус лидера, подающего моральный пример, но не станет действовать в одиночку.
Х. Клинтон перечислила список основных вызовов, которые стоят на данный момент перед Америкой. Прежде всего, президент Обама должен завершить войну в Ираке и использовать более обширную стратегию в Афганистане, которая позволит восстановить безопасность и создать условия для экономического развития. Вице-президент Джо Байден во время своей последней поездки в Ирак убеждал иракских лидеров, что новая администрация осознает свои обязательства к выводу войск из Ирака, который не поставит под угрозу достигнутые улучшения в сфере безопасности. Америка постепенно будет передавать ответственность за страну суверенному народу Ирака, содействовать дальнейшей стабилизации региона при участии других государств.
Информация о работе Концепция ''мягкой силы'' во внешней политике США