Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов………………………………………………………………………...3
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ…………………………………………..3
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов……………………6
1.3 МЭИ как основа глобализации…………………………………………….10
Глава 2. Анализ структуры и динамики международной экономической интеграции в АТР……………………………………………………………….12
2.1 Основные структуры МЭИ и их место в структуре АТР………………12
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР………………………………………24
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………….28
Глава 3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР………………………………………………………………………………..31
3.1 АТР в период финансового кризиса………………………………………..31
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР…….33
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………36
Таким образом, мы можем сделать
вывод об огромной значимости процессов
международной экономической
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР
2.1 Основные структуры и их место в структуре АТР
Особенность интеграционной
ситуации в АТР состоит в том,
что здесь отсутствует
Что же касается Северной Америки, то в данном случае ритм экономической интеграции целиком и полностью задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли. Соглашение между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого соглашения, а также последствия его принятия, становится очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого так или иначе получили США.
Но если в Северной Америке экономическая ситуация относительно ясная – ведь США является мировым лидером в области экономики, то в азиатском регионе их влияние несколько ослабевает, и поэтому ситуация требует более тщательного рассмотрения.
Азиатский регион испытывает
влияние множества
– Межправительственный
форум "Азиатско-Тихоокеанское
– Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС) ;
– Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
– Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
– Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС) ;
– Ассоциация Региональных
Администраций Стран Северо-
– Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
– Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
– Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);
– Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
– Азиатский Банк Развития (АзБР) ;
Итак, каждая из этих организаций
имеет определенное влияние в
Азиатско-Тихоокеанском
Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи – около 180 млн. долл. США.
Стратегической целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели.
В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.
В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.
Азиатский Фонд Развития (АФР)
обеспечивает поддержку устойчивого
социального и экономического развития
бедных стран, расположенных в Азии
и на островах Тихоокеанского бассейна.
АФР предоставляет «льготные
ссуды» развивающимся странам-
Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно концентрироваться на отдельных странах и оказывать поддержку субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно.
Выбор географических регионов
для включения в создаваемые
региональные отделения был основан
на выполнении следующих требований:
географическая близость; сходность
культур, экономических систем и
социального строя; стадия развития;
пригодность к внедрению
Региональные проекты:
– Субрегион Большой Меконг (СБМ);
– Южно-Азиатское
– Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ);
– Область Роста Восточной
части АСЕАН «Бруней –
– Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭС).
Следующее интеграционное объединение – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд. человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента.
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
В Организации ведется
активная работа по налаживанию практического
взаимодействия по различным направлениям.
В апреле 2003 года в Алма-Ате прошло
совещание министров
ШОС - не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС – это поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации.
Одним из главных достижений
«шанхайского процесса» за эти годы
стало ослабление напряженности
вдоль границы с Китаем, включая
создание с обеих её сторон зон
глубиной в 100 км, где осуществляются
взаимные военные инспекции. Таким
образом, обеспечиваются меры доверия,
которые позволяют снимать
Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли в новый век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС - это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с тем - и старт на новой большой и ответственной дистанции.
Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) – паназиатский форум, который проводится ежегодно лидерами 16 стран Восточной Азии, лидирующие позиции в котором занимает АСЕАН. Учредительный саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия). Саммиты ВАС планируются к проведению после завершения саммитов АСЕАН.
Учредителями ВАС стали 16 стран – 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Соединенные Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы Саммита обязуются не применять силы в регионе. Россия и Австралия поставили свои подписи под этим договором.
Деятельность Саммита нацелена на решение следующих проблем:
– стимулирование стратегического
диалога и продвижение
– продвижение развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и роста, искоренения бедности и сокращение разрыва в развитии между странами Восточной Азии, посредством передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;
– продвижение более глубокого
межкультурного понимания, увеличение
количества непосредственных контактов
и усиление сотрудничества в области
повышения уровня жизни и благополучия
жителей региона с целью
Сегодня Саммит рассматривается как предшественник Паназиатского саммита. ВАС должен стать «открытым, всеобъемлющим, прозрачным и нацеленным на дальнейшее развитие».
Новое сообщество формируется как открытое региональное образование. Его главные цели – укрепление безопасности и развитие равноправного диалога».
15 января 2007 года на филиппинском
острове Себу состоялся Второй
Саммит, где обсуждался более
широкий круг проблем по
Информация о работе Международная экономическая интеграция (МЭИ)