Международная экономическая интеграция (МЭИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов………………………………………………………………………...3
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ…………………………………………..3
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов……………………6
1.3 МЭИ как основа глобализации…………………………………………….10
Глава 2. Анализ структуры и динамики международной экономической интеграции в АТР……………………………………………………………….12
2.1 Основные структуры МЭИ и их место в структуре АТР………………12
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР………………………………………24
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………….28
Глава 3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР………………………………………………………………………………..31
3.1 АТР в период финансового кризиса………………………………………..31
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР…….33
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.80 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы можем сделать  вывод об огромной значимости процессов  международной экономической интеграции для развития современной мировой  экономики. МЭИ выводит экономику  на совершенно новый уровень; плавно, в несколько этапов, встраивает экономику  отдельного региона и государства  в одну, общемировую систему, являясь  основным элементом, базовой структурой процесса глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И  ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В  АТР

2.1 Основные структуры  и их место в структуре АТР

 

Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях – в первую очередь, это страны азиатского региона  и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран  происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок – например АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN – Association of Southeast Asian Nations), которая была учреждена в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и  сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских  работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (со дня основания), впоследствии к ней  присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе (АСЕАН  подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с  Японией, Южной Кореей и Китаем). И, наконец, третий уровень интеграции – это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о  таможенном союзе Южной Кореи  и Японии).

Что же касается Северной Америки, то в данном случае ритм экономической  интеграции целиком и полностью  задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли. Соглашение между  США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого соглашения, а также  последствия его принятия, становится очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей  силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого так или иначе  получили США.

Но если в Северной Америке  экономическая ситуация относительно ясная – ведь США является мировым  лидером в области экономики, то в азиатском регионе их влияние  несколько ослабевает, и поэтому  ситуация требует более тщательного  рассмотрения.

Азиатский регион испытывает влияние множества интеграционных объединений, в частности:

–   Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество" (АТЭС) ;

–   Тихоокеанский Экономический  Совет (ТЭС) ;

–   Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);

–   Тихоокеанская конференция  по торговле и развитию (ПАФТАД);

–   Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС) ;

–   Ассоциация Региональных Администраций Стран Северо-Восточной  Азии (АРАССВА);

–   Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

–   Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);

–   Евразийское Экономическое  Сообщество (ЕврАзЭС);

–   Шанхайская Организация  Сотрудничества (ШОС);

–   Азиатский Банк Развития (АзБР) ;

Итак, каждая из этих организаций  имеет определенное влияние в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан  в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные  ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи – около 180 млн. долл. США.

Стратегической целью  функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению  социального статуса женщин и  защите окружающей среды, но сегодня  эти цели служат реализации программы  по сокращению бедности. Прочие цели, такие  как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени  содействуют достижению основной стратегической цели.

В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие  в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно  было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.

В 1973 г. Банк создал Азиатский  Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств  на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный  фонд для финансирования операций по технической помощи.

Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого  социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные  ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения  и низкой вероятностью возврата долга.

Сегодня АзБР концентрируется  не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а  на развитии страны в целом. Новые  региональные отделения АзБР способствуют интеграционному развитию через  выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что  позволяет АзБР более точно концентрироваться на отдельных странах и оказывать поддержку субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно.

Выбор географических регионов для включения в создаваемые  региональные отделения был основан  на выполнении следующих требований: географическая близость; сходность  культур, экономических систем и  социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими субрегиональными группами; и минимальное изменение  существующих условий для реализации программ АзБР.

Региональные проекты:

– Субрегион Большой Меконг (СБМ);

– Южно-Азиатское Субрегиональное  Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС);

– Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ);

– Область Роста Восточной  части АСЕАН «Бруней – Индонезия  – Малайзия – Филиппины» (ОРВА –  БИМФ);

– Центрально-Азиатское  Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭС).

Следующее интеграционное объединение  – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской  пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением  об укреплении доверия в военной  области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской  пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд. человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента.

Высшим органом для  принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов  государств-членов ШОС. Шанхайская организация  сотрудничества имеет два постоянно  действующих органа - Секретариат  в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного  комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.

В Организации ведется  активная работа по налаживанию практического  взаимодействия по различным направлениям. В апреле 2003 года в Алма-Ате прошло совещание министров иностранных  дел государств-учредителей Шанхайской организации сотрудничества. Оно  предшествовало встрече глав государств-членов ШОС, которая состоялась 28-29 мая 2003 г. в Москве. Министры подготовили целый  пакет документов, определяющих порядок  работы уставных органов ШОС, формирование и исполнение бюджета организации: положений о Советах глав государств, глав правительства, министров иностранных  дел, национальных координаторов, о  совещаниях руководителей министерств  и ведомств, о Секретариате ШОС  и других механизмов, предусмотренных  Хартией организации. На совещании  министры подтвердили, что удалось  продвинуться на пути дальнейшего создания каркаса организации, и ШОС должна стать полноценной международной  организацией с хорошо отлаженной структурой, способной адекватно и в самые  кратчайшие сроки находить верные ответы на новые вызовы и угрозы региону.

ШОС - не военный блок и  не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое  международное сотрудничество, включая  возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС – это поддержание  мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес  к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации.

Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности  вдоль границы с Китаем, включая  создание с обеих её сторон зон  глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким  образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые  сомнения и недоразумения.

Создание Шанхайской организации  сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии  появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части  населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли  в новый век стратегическими  партнёрами. Можно сказать, что, с  одной стороны, провозглашение ШОС - это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с тем - и старт  на новой большой и ответственной  дистанции.

Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) – паназиатский форум, который проводится ежегодно лидерами 16 стран Восточной Азии, лидирующие позиции в котором занимает АСЕАН. Учредительный саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия). Саммиты ВАС планируются к  проведению после завершения саммитов АСЕАН.

Учредителями ВАС стали 16 стран – 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия  и Новая Зеландия. Соединенные  Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали  подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы  Саммита обязуются не применять  силы в регионе. Россия и Австралия  поставили свои подписи под этим договором.

Деятельность Саммита  нацелена на решение следующих проблем:

– стимулирование стратегического  диалога и продвижение сотрудничества в решении вопросов политики и  безопасности, для того, чтобы увериться  в том, что страны-члены могут  жить в мире друг с другом и остальным  миром на принципах справедливости, демократии и гармонии;

– продвижение развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и роста, искоренения бедности и  сокращение разрыва в развитии между  странами Восточной Азии, посредством  передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного  управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;

– продвижение более глубокого  межкультурного понимания, увеличение количества непосредственных контактов  и усиление сотрудничества в области  повышения уровня жизни и благополучия жителей региона с целью стимулирования обоюдного доверия и солидарности; а также продвижение решения  иных вопросов, таких как защита окружающей среды, предотвращение инфекционных заболеваний и сокращение последствий  природных катастроф.

Сегодня Саммит рассматривается  как предшественник Паназиатского  саммита. ВАС должен стать «открытым, всеобъемлющим, прозрачным и нацеленным на дальнейшее развитие».

Новое сообщество формируется  как открытое региональное образование. Его главные цели – укрепление безопасности и развитие равноправного  диалога».

15 января 2007 года на филиппинском  острове Себу состоялся Второй  Саммит, где обсуждался более  широкий круг проблем по сравнению  с Первым саммитом в Малайзии. Несмотря на то, что 16 глав государств  и правительств участвующих стран  сосредоточили свое внимание  на вопросах энергетической безопасности  в Азии и в мире, Россия в  Саммите не участвовала в связи  с тем, что всё-таки было  принято решение придерживаться  существующего формата и не  торопиться с расширением организации.

Информация о работе Международная экономическая интеграция (МЭИ)