Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.
Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.
В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере ораны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии 7
1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии 15
1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии 20
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ 25
2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований 25
2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений 28
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны 36
3. 2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований 39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Вложенные файлы: 1 файл

международное соторудничестволл.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

 

и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

 программы «Человек и биосфера» к своей деятельности:

      • Максимальное сокращение потерь биоразнообразия за счёт использования соответствующих научных знаний при принятии решений;
      • Повышение уровня сохранности окружающей среды за счёт создания международной сети биосферных заповедников или резерватов;
      • Увеличение взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием. (Приложение А)

ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.

В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.

Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП. ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - United Nations Environment Programme (UNEP). Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.

Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) - Global Environment Monitoring System (CEMS). Год создания: 1974г. Участники: 140 стран мира. Цели: координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды. Основная деятельность: объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуютспециально разработанные программы:

    • импактном (изучение сильных      воздействий в локальном масштабе — И);
    • региональном (проявление      проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного      воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);  
    • фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф). [22]

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС *

Kласс

Загрязняющее вещество

Среда

Тип программы

(уровень мониторинга)

1

Диоксид серы, взвешенные частицы

Воздух

И, Р, Ф

Радионуклиды

Пища

И, Р

2

Озон

Воздух

И,Ф

Хлорорганические соединения и диоксины

Биота, человек

И, Р

Кадмий

Пища, вода, человек

И

3

Нитраты, нитриты

Вода, пища

И

Оксиды азота

Воздух

И

4

Ртуть

Пища, вода

И, Р

Свинец

Воздух, пища

И

Диоксид углерода

Воздух

Ф

5

Оксид углерода

Воздух

И

Углеводороды нефти

Морская вода

Р, Ф

6

Фториды

Пресная вода

И


* таблица составлена по данным [22]

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания: «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать». (Приложение Б)

Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Он был создан в 1968г. по инициативе  вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание. [25]

Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели. 

1.2 Особенности  международного сотрудничества в сфере экологии

 

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества - путь к решению современных экологических проблем. Иными словами человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их вкладывать деньги, образно выражаясь в «страховку» - финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались прежде всего негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды. (Приложение В)

Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы.

В настоящее время важно сохранить все положительное из этого опыта, имея в виду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с переходной экономикой будут испытывать серьезные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально – экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах. Во многих развивающихся странах разработано законодательство, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения. [28]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 25-летнюю историю.  До середины 60-х гг. XX в. вопрос защиты окружающей среды рассматривался лишь в локальных масштабах, на уровне отдельных источников загрязнения. Между тем, упускались глобальные причины и следствия пагубного воздействия на природу.

К началу 70-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было вложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.[35]

По  мере  развития   деятельности   организации   число   приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных  направлений уже  выдвигаются  проблемы  кодификации  и   унификации   международного   и внутреннего экологического законодательства.

Если в 70-е гг. наиболее передовые страны лишь разворачивались в сторону охраны окружающей среды, то в 80-е гг. мир перешел к активному решению экологических проблем. Благодаря строительству очистных сооружений и введению жестких экологических стандартов страны стали меньше загрязнять воздух и воду. В частности, за минувшие двадцать лет в таких крупнейших реках Европы, как Дунай и Рейн, значительно уменьшилось содержание токсичных веществ.[28]

Раньше бытовало мнение, будто экономика и экология — антиподы, то есть бурное развитие экономики явно влечет за собой разрушение биосферы. С середины 80-х гг. пришло понимание, что законодательные ограничения способны примирить экологию с экономикой при условии, что они дают преимущество прогрессивным природосберегающим и энергоэффективным технологиям. В условиях такого регулирования экономика в целом и промышленность, строительство в частности начинают перестраиваться на новый, экологичный стиль развития.

Итогом этого этапа стало проведение в 1992 г. конференции в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, на которой была принята программа под названием «Повестка дня на XXI-й век». Важность конференции заключалась в том, что на ней окончательно сформировалась концепция «устойчивого развития человечества», то есть прогресс не во вред будущим поколениям и природе. Ее девиз звучал очень красноречиво: «Наш последний шанс спасти планету».

Но скоро стало понятно: такие проблемы, как изменения климата, стоят настолько остро, что требуют принятия скорейших мер. И в декабре 1997 г. в Японии при участии более чем 120 стран был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот документ распределил обязательства развитых индустриальных стран по ограничению выбросов парниковых газов и стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата. Цель ставилась не очень амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%. Россия также присоединилась  к данном протоколу. И хотя документ до сих пор не подписан США, но и в этой стране со сверхразвитой экономикой есть свои программы по снижению выбросов парниковых газов.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологических исследований