Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.
Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.
В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере ораны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии 7
1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии 15
1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии 20
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ 25
2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований 25
2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений 28
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны 36
3. 2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований 39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Вложенные файлы: 1 файл

международное соторудничестволл.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;

ФАО имеет своей целью улучшения производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

МАГАТЕ разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Всё более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) созданный в начале 90- х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международных структуры: Программа ООН по окружающей среде;

Программа ООН по развитию и Всемирный Банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре:   глобальное потепление климата, загрязнение международных вод,  уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.[29]

Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде займов и кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др. [22]

Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями. [29]

Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели. 

1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии

 

С провозглашением независимости Украина неоднократно декларировала и практическими действиями подтверждала свое стремление к сотрудничеству с мировым сообществом по вопросам сохранения и защиты окружающей природной среды. В программах экономического развития страны и природоохранном законодательстве нашла широкое отображение концепция устойчивого развития. В преамбуле Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” указывается, что “охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности для жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие постоянного экономического и социального развития Украины”.

Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство – Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.

В особенности большое значение для развития международного сотрудничества в области экологии имеет подписание многосторонних соглашений. Среди наиболее важных из числа международных соглашений, к которым Украина присоединилась и ратифицировала, следует назвать Монреальский протокол по веществам, которые разрушают озоновый слой и такие Конвенции: об изменении климата; о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; о защите и использовании трансграничных водотоков и международных озер; о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; о биологическом многообразии; об охране дикой флоры и фауны; о сохранении мигрирующих видов диких животных; о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении;; об охране Всемирного культурного и природного наследия и т.п. Возможно самой важной из всех конвенций, в реализации которых принимает участие наше государство, является для Украины подписанная в апреле 1992 г. в г.Бухаресте и ратифицированная Верховной Радой Украины в феврале 1994 г. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения. [27]

Количество соглашений и конвенций, участницей которых является Украина, уже превысило четыре десятка. Но это сравнительно мало, Россия, например, присоединилась почти к 80 международным соглашениям. Причиной этого являются и финансовые трудности, но также и недостаточная активность соответствующих государственных структур, которые должны готовить соглашения к подписанию их украинской стороной.

Украина как европейское государство при определении приоритетов в проведении природоохранной деятельности должна принимать во внимание рекомендации Европейской экологической комиссии (ЕЭК) ООН. ЕЭК организовывает сотрудничество стран континента в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Декларации о мало- и безотходных технологиях и использовании отходов, по вопросам водных проблем, проблем охраны флоры и фауны в Европе и т.п.

Важным событием для Украины стало ее принятие в 1995 г. в Совет Европы. Членство в Совете Европы вынуждает к активному сотрудничеству с Европейским Союзом в сфере охраны природы. Для этого необходимо: привести национальное законодательство в соответствие с Модельным кодексом охраны окружающей среды, разработанным экспертами ЕС; создать систему национальных экологических стандартов с учетом международного опыта; разрабатывать и усовершенствовать экологически чистые и природоохранные технологии, ресурсо- и энергосбережение; совершенствовать системы аналитических измерений для обеспечения сравнимости данных и пр.

Значительным препятствием на пути качественного выполнения Украиной обязанностей, предусмотреных требованиями подписанных и ратифицированных конвенций и договоров является ограниченность средств. Тяжелое экономическое положение государства не дает возможности в полной мере реализовать имеющие возможности и вводить новые инструменты для сохранности и защиты природной среды. Поэтому большое значение имеет международная техническая и финансовая помощь для выполнения конкретных проектов, которая предоставляется международными организациями (Глобальный экологический фонд, Международный банк реконструкции и развития, ЮНЕП, Совет Европы и пр.), отдельными развитыми странами (США, Канада, Нидерланды, Германия, Дания, Великобритания, Швейцария и пр.).

При поддержке Глобального экологического фонда и соответственно соглашениям между Украиной и Международным банком реконструкции и развития на условиях безвозвратной финансовой помощи были выполненные таких два больших проекта как “Сохранение биомногообразие Карпат” (стоимость проекта – 500 тыс. долларов США; срок выполнения – 1993-1997 годы) и “Сохранение биомногообразия в украинской части дельты Дуная” (стоимость проекта – 1500 тыс. долларов США; срок выполнения – 1994-1998 годы).

Значительные средства израсходовало правительство Канады на финансирование программы по изучению и реабилитации р. Днепр. Программа осуществлялась с 1994 г. в два этапа, по 3 года на выполнение каждого из них. Общие затраты составили 10 млн. канадских долларов, 6 из которых получил непосредственный исполнитель программы – Канадский международный розвивающе - исследовательский центр, а 4 поступило в Украину. [16, c. 6-9]

С помощью правительства США в Украине в 2000 г. создан Региональный экологический центр (РЭЦ – Киев). Целью РЭЦ – Киев является предоставление помощи в решении экологических проблем в Украине и соседних государствах путем развития сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях между органами власти, неправительственными общественными организациями, предпринимателями и предпринимательскими структурами, научными учреждениями, территориальными общинами и другими заинтересованными субъектами, деятельность которых связана с сохранением окружающей среды. Экологический центр может оказывать содействие свободному обмену опытом и информацией, расширению участия общественности в формировании экологической политики и подготовке решений, реализация которых будет влиять на окружающую среду, а также предоставлению необходимой помощи экологическим неправительственным общественным организациям и другим заинтересованным субъектам. Можно ожидать, что РЭЦ – Киев будет играть важную роль в подготовке 5-й паневропейской конференции министров “Окружающая среда для Европы” в Киеве в 2002 году.[20, c. 65]

Подписание и ратификация конвенций и соглашений по охране окружающей природной среды, участие в которых накладывает на наше государство определенные обязательства в этой области, в целому является делом необходимым, однако добровольным. Но очень серьезно стоит вопрос относительно необходимости учета экологических требований перед предприятиями и предпринимателями, которые хотят выйти со своими товарами на мировые рынки. Экономически развитые страны сегодня повсеместно в своих национальных экономиках внедряют принятые Международной организацией по стандартизации международные стандарты ISO серии 14000 “Управление качеством окружающей среды”. Наличие сертифицированной системы управления окружающей средой уже является неотъемлемой частью требований торговых партнеров Украины для приобретения товаров наших производителей. С целью подготовки украинских предприятий к жестким правилам мировой торговли Госстандарт Украины подготовил для прямого внедрения международные стандарты ISO 14001, 14004, 14010, 14011, 14012, которые устанавливают общие правила управления окружающей средой, принципы и процедуры экологического аудита и квалификационные критерии для аудиторов по экологии.

Важным фактором развития движения за сохранение и защиту окружающей среды естьявляется деятельность национальных общественных экологических организаций и их сотрудничество с международными общественными экологическими организациями. В особенности тесные связи украинская сторона поддерживает Greenpeace - Зеленым миром. Зеленый мир образован в 1971 г. в Северной Америке. Организация действует в 30 странах мира и своей главной задачей ставит недопущение радиоактивного загрязнения биосферы. В Украине начала работать в 1990 году. [22]

Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство – Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.

 

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований

 

Механизм управления процессом природопользования в большинстве стран сформировался в 70-х годах XX ст. Он отмечается высоким организационным уровнем, гибким применением административно-нормативных методов в сочетании с финансово-экономическим стимулированием частного сектора, активным использованием самых новых достижений НТП. В большинстве стран правительства мобилизовали материальные, финансовые, научно-технические ресурсы для решения задач охраны окружающей среды и достигли определенных результатов в этом направлении. В середине 70-х годов Япония вышла на первое место среди развитых стран по объему природоохранных затрат: их удельный вес в ВНП Японии составлял от 3,0 до 5,5 %, тогда как в США в этот период — 0,8 %, ФРГ — 0,8, Швеции — 0,5-0,9, Италии — 0,4, Нидерландах — 0,04 %. В основу экологической политики экономически развитых стран было положено три принципа:

  1. принцип профилактики, или превентивный; сущность его состоит в том, что новые проекты государства по экономике должны создаваться так, чтобы избежать осложнения любых экологических проблем;
  2. принцип ответственности; сущность его — в усилении ответственности загрязнителей окружающей среды;
  3. принцип кооперации; его сущность состоит в том, что в решении экологических вопросов согласованно работают государство, экономика и граждане. [11 c. 77-79]

В эпоху глобальной взаимозависимости неотъемлемым элементом человеческого сознания стала экологическая безопасность. В обиход вошли понятия «экологический кризис», «экологическая катастрофа», требующие в качестве выхода из них комплекс неотложных мер, неразрывно связанных с «экологической модернизацией», формированием экологиче-ской культуры и экологической нравственности. Признание существования глобальных проблем привело к выделению самостоятельной отрасли знаний – глобальной (или планетарной) экологии, ориентированной на урегулирование взаимоотношений всего человечества с окружающей средой с целью ее сохранения.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологических исследований