Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа
В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.
Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.
В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере ораны окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии 7
1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии 15
1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии 20
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ 25
2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований 25
2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений 28
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны 36
3. 2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований 39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
С 2001 года вступила в силу подписанная в 1997 году Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. В целях охраны водных объектов и морской среды действует ряд конвенций: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью 1969 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная конвенция по спасанию 1989 года (вступила в силу в 1996 году), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (вступила в силу в 1996 году), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 года и др.[8, c. 383]
Необходимость международного сотрудничества в области экологических исследований диктуется все большей и большей зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.
Универсального подхода к решению глобальных экологических проблем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд ли он существует. С другой стороны, очевидно, что ни административно командные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложить действенного механизма решения экологических проблем. Речь должна идти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. Столкновение интересов национального развития отдельных государств серьезно препятствует выработке согласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. В этой ситуации перспективным направлением международной экологической деятельности может стать региональное сотрудничество.
Условно можно говорить о нескольких направлениях выхода из глобального экологического кризиса:
• экосоциализм;
• новый тоталитаризм;
• рыночные отношения.
Разработкой концепции экосоциализма, появившейся на рубеже 70–80-х годов XX века, занимались, прежде всего, социал-демократы (К. Амели, К.Таубе, И. Штрассер). Данная концепция предлагает в качестве выхода из современного экологического тупика увеличение экологического компонента в теории демократического социализма. Речь идет об обеспечении экологической безопасности личности, развитии альтернативного экономического сектора, основанного на безопасных технологиях; распространении экологической информации, просветительских программ, усилении роли гражданских экологических инициатив.
Новый тоталитаризм (без капиталистического (фашизм) или социалистического (сталинизм) уклона) видит в качестве стабилизации экорадикализм. При новом тоталитаризме контроль над обществом будет принадлежать узкой информационной олигархии. Н.Н. Моисеев видит главную причину появления неототалитаризма в ТНК. Такая ситуация, по его мнению, приводит к феномену экологического колониализма, к постепенному истощению ресурсов, ускоряющемуся обеднению стран третьего мира и росту сопротивления (даже в виде терроризма) давлению мира ТНК.
Рыночные механизмы в экологической политике. Неэффективность механизмов командно-административной экономики в сфере охраны окружающей природной среды привела к введению системы «рыночных» межгосударственных отношений в сфере мировой экологической политики. Впервые использование рыночных инструментов было провозглашено Европейским экологическим советом в середине 80-х годов. Речь идет о комплексе мер, объединенных формулировкой «загрязнитель платит», и включающем в себя штрафы за выбросы и их лицензирование, продуктовые платежи (налоги), налагаемые на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации; оплату расходов на ликвидацию экологического загрязнения и его последствий, а также на мониторинг, производимый нарушителем установленных экологических норматив. [35]
Проявлением рыночных подходов выступает межгосударственная торговля квотами на выброс парниковых газов. Она основана на принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования при родных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентным сокращением количества выбросов в другом. С момента принятия. Киотского протокола не прекращается обсуждение идеи торговать квотами. Заинтересованность, прежде всего, по экономическим соображениям, одних государств наталкивается на сопротивление других. Для Украины вопрос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Уровень экономического развития позволил нам без опасения принять условия Киотского протокола. В США другая ситуация. Они реально превышают установленные квоты, поэтому согласились подписать протокол только в 1999 году и до сих пор его не ратифицировали. Развивающиеся страны отказываются присоединиться к Киотскому протоколу, считая главными загрязнителями развитые державы. В то же время пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты, какова должна быть цена на них. Многие исследователи опасаются, что торговля квотами приведет к увеличению выбросов. [19, c. 5]
«Рыночные идеи» распространились на торговлю «кислородом». Речь идет о неравномерном распределении выработки и потребления кислорода разными странами. Так, Бразилия, Россия, Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Китай являются донорами кислорода, а к странам-потребителям относятся США, Англия, Германия, Италия, Франция, Польша, Румыния, Чехия, Южная Корея, Япония и многие другие.
К рыночным путям решения экологических проблем можно отнести
предложение немецких «зеленых» заключить «новый договор поколений» на путях «социально-экологической модернизации», суть которой состоит в согласии населения пойти на относительно кратковременные экономические жертвы для обеспечения долгосрочного экологического и социального обновления государства.
Применительно к рыночным механизмам следует учитывать, что их побочным действием может стать аргумент, что разрешена любая деятельность, если внесена плата за загрязнение окружающей среды. Реальная польза от принципа «загрязнитель платит» будет только при условии расходования этих средств на природоохранные мероприятия. Поиск эффективных природоохранных механизмов неотделим от формирования единой стратегии мирового экологического развития. В качестве таковой рассматривается принятая на второй международной конференции по охране окружающей природной среды в 1992 году Стратегия устойчивого развития. Однако время показало, что и она не является панацеей ото всех бед. Чтобы понять причины этого, необходимо проанализировать глобальные модели более ранних поколений и последующие варианты возможных экологических сценариев. [24]
Экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях, вызывают конфликты между государствами и регионами.
Международные отношения в сфере экологии с каждым годом приобретают все большую популярность. Это следствие постоянно ухудшающегося состояния окружающей среды. С каждым годом все больше государств заинтересованы улучшать состояние экологии не только на региональном уровне, но и на мировом. Поскольку государство не в силах самостоятельно решить проблему. Поэтому необходимо для решения этой проблемы сотрудничество между странами.
Доклады Римского клуба. В 1968 году в Риме по инициативе итальянского экономиста и специалиста в области управления промышленностью доктора А. Печчеи, группа естественников, математиков, экономистов, социологов, промышленников, чиновников из 10 стран образовала Римский клуб. С этого времени стала издаваться серия «Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества». Первый из докладов — «Пределы роста» — был подготовлен в 1972 году группой ученых Массачусетского университета под руководством супругов Д.X. и Д.А. Медоуз. Согласно выводам из доклада, увеличение промышленного роста и потребление ресурсов, рост народонаселения неизбежно достигнет некого предела, за которым последует катастрофа. Данный доклад вызвал широкий общественный резонанс. Большинством населения вывод был воспринят однозначно: или промышленный рост, или катастрофа.
В последующих докладах не только рассматривались варианты будущого развития человечества, но и высказывались предложения, как избежать катастрофы. Так, авторы второго доклада «Человечество на перепутье» М.Месарович (США) и Э. Пестель (ФРГ) видели выход в том, чтобы развитие каждого региона строилось не на основании узконациональных интересов, а с учетом глобальных. В третьем докладе «Перестройка международного порядка», подготовленном голландским экономистом Я. Тинбергеном, подчеркивалось, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. В докладе философа Э. Ласло «Цели для глобального общества» был сформулирован фундаментальный вопрос, что предпочтительнее, материальный рост или духовные человеческие качества? В дальнейшем члены Римского клуба затрагивали такие глобальные проблемы, как переработка отходов, использование энергии, проблемы достижения изобилия и благосостояния.
Оценка деятельности Римского клуба не однозначна. С одной стороны, очевидно, что главным итогом его деятельности стало привлечение внимания к экологическим проблемам широкой общественности, предпринимался поиск путей выхода из критической ситуации. С другой стороны, никаких кардинальных изменений не последовало, что признают и сами члены клуба. [1, c. 44]
Глобальные модели второго и последующих поколений относятся в
большей мере к проектным, чем к прогностическим. Они основаны на использовании таких факторов развития, как экономика, природные ресурсы, население, продовольствие, состояние окружающей среды. Ряд моделей посвящен глобальному климату. Как правило, модели доходят до середины и конца XXI века, и их результат, в большинстве случаев не утешителен – высокая вероятность катастрофы. В качестве оснований для подобных выводов, как правило, фигурируют рост численности населения, ущербность энергетической модели на основе тепловой энергетики, современное состояние здравоохранения, темпы деградации окружающей среды, уменьшение роли универсальных международных организаций и др. Многие данные по прогнозам и моделированию перенесены в официальные правительственные документы и материалы международных организаций (ООН и др.). [21]
Стратегия устойчивого развития и ее критика. Стратегия устойчивого развития, принятая на международной конференции по охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, отражала основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века. За основу Стратегии была взята идея баланса между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли.
Среди принципов устойчивого развития были названы следующие:
– уважение и забота обо всем сущем на Земле;
– повышение качества жизни;
– сохранения разнообразия экосистем;
– развитие в пределах емкости экосистем;
– изменение стереотипов поведения человека;
– предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;
– разработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
В качестве основного условия для реализации Стратегии предполагались следующие перемены:
– отказ промышленно развитых стран от интенсивного использования ресурсов;
– переориентирование производства на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;
– использование развивающимися странами менее разрушительных для природы методов ведения сельского хозяйства. Кроме того, были предложены различные варианты концепций изменения структуры потребления и производства. Так, концепция «экоэффективности» заключалась в максимизации эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов для снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Концепция «экопространства» рассчитывала необходимое количество территории, энергии, воды, невозобновляемых природных ресурсов, которое могло было быть использовано без нарушения устойчивости развития. [15, c. 55]
Сторонники этой концепции выступали за экологические налоги и систему договорных отношений об уровнях загрязнений. К.Н. Трубецкой, Ю.П. Галченко, Л.И. Бурцев предложили три более сложные стратегии развития. Первая стратегия – «взаимодействие хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли» – ставит конечной целью сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты. При второй стратегии – «взаимодействие хозяйствующего человека с искусст-венно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности (то есть, сельское хозяйство)» – сохранность естественной биоты Земли зависит от эффективности технологий. Третья стратегия – «взаимодействие хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды (прежде всего, город, населенные пункты)» – в качестве важнейшей задачи предполагает охрану здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций.[6, c.5]
Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологических исследований