Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.
Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64
3. Эра концессий (1914-1945 гг.)
Робинсон справедливо отмечает
ту важнейшую особенность
Происходит формирование на концессионных предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам приходилось так или иначе учитывать эти процессы.
В отношении международного бизнеса в неколониальной сфере следует отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый- поражение Германии в Первой мировой войне и, естественно, последовавший за этим передел мировых рынков. Второй- Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсов (столь характерная для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти годы. Именно тогда отмечены первые массовые появления рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Наконец, возникновение двух мощных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показывало достаточно ясно значительные возможности государственного управления внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабости государства как международного предпринимателя. И дело здесь вовсе не в тоталитарных режимах как таковых (опыт показывает, что в некоторых отношениях они иногда эффективнее традиционных демократий), а просто в том, что государство в принципе неэффективный собственник и это доказано многократно и на примерах самых разных политических режимов.
Таким образом, концессионная эра
подготовила почву для
4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.)
Два главных направления развития
международного бизнеса должны привлечь
внимание при анализе этого периода
его развития. Это, во-первых, становление
и бурное развитие десятков новых
национальных государств, получивших
в наследие от концессионной эры
до известной степени развитый экономический
базис и некоторую кадрово-
При всех издержках, а нередко и
драматичных поворотах этого
развития именно оно дало первоначальный
толчок невиданному взрывному
С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг., американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба.
Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе шло, с чисто внешней точки зрения, просто по пути возрастания числа МНК, хотя уже в 70-е, и тем более 80-е гг., здесь наблюдается интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития глобализации.
Мультинациональные корпорации стали решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию. В данном случае не имеет значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса мультинациональность не потому космополитична, что у нее нет отечества (в конце концов Intel все-таки американская фирма, как Sony японская, а Siemens немецкая), а потому, что она не может себе позволить заменить эффективность патриотизмом.
Эра национальных государств,
дав мощный толчок развитию международного
бизнеса и сделав его сферой весь
мир, в котором перестали
Чем шире оперирует бизнес
по всему миру, тем все более
и более прежняя формула
5.Эра глобализации (начиная с 70-х гг. ХХ в.)
Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион Китай выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 1520% и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем. Тем важнее более внимательно проанализировать характерные черты этого периода развития [39, c. 21].
Реальная глобализация в
конечном итоге характеризуется
тем, что международные
1.3.Характерные черты современного бизнеса
Международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:
1.Доступность и всеобщность.
Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.
2.Ступенчатость развития.
Речь идет о том, что вхождение
фирмы в международный бизнес,
по существу и как правило, начинается
с простейших форм обычной зарубежной
торговли и по мере развития достигает
высшей формы мультинациональной корпорации.
Суть этой особенности не сводится
к естественному требованию накопления
опыта и наращивания потенциала
и само вхождение в международный
бизнес, и дальнейшие достижения в
нем будут заставлять фирму преодолевать
своего рода пороги: если на начальном
этапе это как минимум порог,
например, качественного уровня товаров
фирмы и рациональности ее издержек,
позволяющий более или менее
нормально продавать товары за границей,
то по мере ее развития это и вопросы
грамотного развития дистрибьюции, эффективного
использования международных
На все это можно возразить следующее: в конце концов, в той или иной мере ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Сегодня очевидна иная принципиально новая технологическая основа.
3.Технологическая
Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:
4.Финансиаризация.
Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и очень точно отражает важнейшую черту глобализированного международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.
Конечно, и до эпохи глобализации прибыль была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается в том, что поиск и использование международных конкурентных преимуществ теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.
5.Сложное взаимодействие
национального и
Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса не возникало столько споров и исследователей, и практиков, как по вопросу о влиянии на деловую жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.
С одной стороны, глобализация
явно вела и ведет к чисто конвергентным
процессам: начиная от джинсов, телевизоров
и гамбургеров до формирования некоей
мультинациональной деловой культуры,
определенные принципы и правила
которой разделяются
И наконец, профессионалы в
системе международного бизнеса
постоянно убеждаются в том, что
если обостренные национальные чувства
и несут в себе немало проблем
для их работы, то одновременно они
же дают и интереснейшее поле новых
достижений и мощного роста эффективности
межстрановых деловых операций, если
правильно учитывается и
Сегодня вряд ли можно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном бизнесе конвергентного или дивергентного, но и у практиков, и у теоретиков не вызывает сомнения главное: эффективная стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно [5,c. 23].
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики