Международный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

3. Эра концессий (1914-1945 гг.)

Робинсон справедливо отмечает ту важнейшую особенность исторического  периода между двумя войнами, когда качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших  на колониальных рынках. Везде соответствующие  компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические  государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.

Происходит формирование на концессионных  предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых  специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой  метрополии. Одновременно росло и  национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам приходилось  так или иначе учитывать эти  процессы.

В отношении международного бизнеса  в неколониальной сфере следует  отметить несколько наиболее характерных  моментов. Первый- поражение Германии в Первой мировой войне и, естественно, последовавший за этим передел мировых рынков. Второй- Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсов (столь характерная для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти годы. Именно тогда отмечены первые массовые появления рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Наконец, возникновение двух мощных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показывало достаточно ясно значительные возможности государственного управления внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабости государства как международного предпринимателя. И дело здесь вовсе не в тоталитарных режимах как таковых (опыт показывает, что в некоторых отношениях они иногда эффективнее традиционных демократий), а просто в том, что государство в принципе неэффективный собственник и это доказано многократно и на примерах самых разных политических режимов.

Таким образом, концессионная эра  подготовила почву для самоопределения  колониальных и полуколониальных стран  в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.)

Два главных направления развития международного бизнеса должны привлечь внимание при анализе этого периода  его развития. Это, во-первых, становление  и бурное развитие десятков новых  национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры  до известной степени развитый экономический  базис и некоторую кадрово-технологическую  структуру. С другой же стороны и  все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

При всех издержках, а нередко и  драматичных поворотах этого  развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению международного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической  деятельности колониальные империи  в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков  на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов  своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний.

С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США  в послевоенном мире, впервые практически  осуществили прорыв к мультинациональному  бизнесу, то есть к качественно новой  ступени развития международного бизнеса  фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг., американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба.

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе шло, с чисто внешней точки зрения, просто по пути возрастания числа  МНК, хотя уже в 70-е, и тем более 80-е гг., здесь наблюдается интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся  стран, причем находящихся на различных  ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития глобализации.

Мультинациональные корпорации стали решать куда более сложные  и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию. В данном случае не имеет значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса мультинациональность не потому космополитична, что у нее нет отечества (в конце концов Intel все-таки американская фирма, как Sony японская, а Siemens немецкая), а потому, что она не может себе позволить заменить эффективность патриотизмом.

Эра национальных государств, дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа метрополия-колония, одновременно впервые поставила  вопрос о том, что международный  бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.

Чем шире оперирует бизнес по всему миру, тем все более  и более прежняя формула управление зарубежными операциями, или управление внешнеэкономической деятельностью, становится неадекватной требованиям  глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена формулой международный менеджмент. А тот факт, что самыми первыми это поняли мультинациональные корпорации, очень естественно вытекает из обсуждавшихся ранее двух истин эры национальных государств: ведь именно МНК первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине вовлеченности, и по культурному фактору по той простой причине, что глобальная эффективность фирмы требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране и столь же абсолютной свободы выбора самой страны.

5.Эра глобализации (начиная с 70-х гг. ХХ в.)

Этот период развития цивилизации  вообще и международного бизнеса  в частности проходит под знаком революционных технологических  изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и  мощное развитие телекоммуникаций практически  неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно  новый уровень, и понятно, что  первые и самые главные плоды  этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. Не выдержав научно-технического соревнования с  развитыми странами, рухнула мировая  коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион Китай  выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз  рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым  коммунистический режим гарантирует  стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 1520% и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем. Тем важнее более внимательно проанализировать характерные черты этого периода развития [39, c. 21].

Реальная глобализация в  конечном итоге характеризуется  тем, что международные экономические  связи охватили практически все  страны планеты и каждая из них  в той или иной мере зависит  от международного бизнеса. Последствия  этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми  его благами, не испытывая отрицательных  последствий отсутствия в ней  тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния  мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую  экономику, приходится одновременно нести  и риски этого процесса (что  в полной мере почувствовала на себе Россия в период кризиса 1998 г.: каковы бы ни были ошибки правительства в  период реформ, но было бы несправедливым отрицать и роль мирового финансового  кризиса в том, что произошло  с российской экономикой летом 1998 г.) [34, c. 38].

 

1.3.Характерные черты современного бизнеса

 

Международный бизнес в современных  условиях определяется следующими характерными чертами:

1.Доступность и всеобщность. 

Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

2.Ступенчатость развития.

Речь идет о том, что вхождение  фирмы в международный бизнес, по существу и как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает  высшей формы мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала и само вхождение в международный  бизнес, и дальнейшие достижения в  нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном  этапе это как минимум порог, например, качественного уровня товаров  фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее  нормально продавать товары за границей, то по мере ее развития это и вопросы  грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной  работы с международными транспортными  сетями и т. д.

На все это можно возразить  следующее: в конце концов, в той  или иной мере ступенчатость наблюдалась  и до эпохи глобализации. Сегодня  очевидна иная принципиально новая  технологическая основа.

3.Технологическая глобализация.

Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных  условиях приобрел три принципиально  новые черты:

    • он может эффективно осуществляться не выходя из офиса;
    • он может осуществляться в режиме реального времени;
    • он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

4.Финансиаризация. 

Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и  очень точно отражает важнейшую  черту глобализированного международного бизнеса: финансовое содержание международных  деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Конечно, и до эпохи глобализации прибыль была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода  заключается в том, что поиск  и использование международных  конкурентных преимуществ теперь стали  жестко опираться на достижения финансового  менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие  из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации  и телекоммуникаций, финансиаризация  стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.

5.Сложное взаимодействие  национального и интернационального.

Возможно, ни по одному вопросу  международного бизнеса не возникало  столько споров и исследователей, и практиков, как по вопросу о  влиянии на деловую жизнь планеты  конвергентных и дивергентных процессов  в сфере национальных культур.

С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным  процессам: начиная от джинсов, телевизоров  и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила  которой разделяются практически  большинством серьезных бизнесменов  мира. Но, с другой стороны, нарастает  национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей усредненной (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране.

И наконец, профессионалы в  системе международного бизнеса  постоянно убеждаются в том, что  если обостренные национальные чувства  и несут в себе немало проблем  для их работы, то одновременно они  же дают и интереснейшее поле новых  достижений и мощного роста эффективности  межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.

Сегодня вряд ли можно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном  бизнесе конвергентного или дивергентного, но и у практиков, и у теоретиков не вызывает сомнения главное: эффективная  стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно [5,c. 23].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики

Информация о работе Международный бизнес