Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.
Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64
Кроме того, в каждой стране имеется
своя специфика, которую должны учитывать
управляющие ТНК. Так, в Словакии
иностранным филиалам разрешено
приобретать недвижимость в собственность
лишь в исключительных случаях, в
Швеции ограничения для международного
бизнеса существуют в производстве
алкогольной и табачной продукции,
в Новой Зеландии разрешено получение
рыболовных квот лишь при 75% участия
местного партнера в капитале фирмы
и т.д. Часто для иностранных
фирм существуют более жесткие требования
на ведение определенных операции.
Ряд стран запрещает продажу
ТНК земельных участков в определенных
районах или крупного размера. В
некоторых государствах (прежде всего
в США) местные фирмы ставятся
в более выгодные условия по отношению
к иностранным конкурентам
Тем не менее существующие в развитых
странах ограничения для
В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры.
Иная ситуация складывается в большинстве
развивающихся стран. Наибольшим ограничительным
эффектом обладают существующие во многих
странах Латинской Америки и
Азии запреты или частичные
Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами —членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли [8, c. 23].
Особую роль играют специальные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире их насчитывается уже несколько тысяч, причем они действуют более чем в 110 странах. Разные задачи создания СЭЗ и влияя ние специфических национальных экономических и политических условий обуславливают широкий спектр режимов регулирования международного бизнеса. Существуют разные типологии СЭЗ, но обычно выделяют следующие группы:
Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в развитых странах.
Однако такие зоны нацелены в
основном на поддержку национального
бизнеса, в то время как СЭЗ
в развивающихся странах обычно
создаются для привлечения
Кроме того, в крупных развивающихся
странах часто создаются
Национальное регулирование
3.2. Виды межгосударственного регулирования
Наличие независимых систем государственного
регулирования экономики ставит
ТНК в заведомо менее выгодные
условия по сравнению с компаниями,
действующими в одной стране. В
такой ситуации глобальным участникам
приходится по несколько раз уплачивать
одни и те же налоги, получать аналогичные
разрешения, сертификаты качества,
лицензии и многое другое отдельно
в каждой из стран, где они ведут
дела. Несогласованность режимов
национального регулирования
Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний. Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями [43, c. 39].
Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает национальное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты.
Другим важным инструментом
является Нью-Йоркская конвенция о
признании и исполнении решений
зарубежных арбитражных судов (1958 г.),
облегчающая урегулирование конфликтных
ситуаций между участниками
Особое значение может приобрести
Международная конвенция по борьбе
с коррупцией, подписанная в 2003 г.
в мексиканском городе Мерида более
чем 100 странами. Эта конвенция содержит
обязательство объявить взятки, хищения
бюджетных средств и отмывание
коррупционных доходов
Тем не менее реализация на
практике положений международных
конвенций часто весьма затруднена,
о чем следует помнить
В-третьих, сами предприниматели пытаются избежать действия международных конвенций. Например, в 1983 г. была принята Брюссельская конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (вместо аналогичной конвенции от 1950 г.). Подписавшие стороны не брали на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин, но хотели избежать нестыковок в номенклатуре товаров для взимания таможенных пошлин и сбора статистических сведений. Однако и сейчас многие ТНК нередко ввозят в страны товары одного класса под видом другого [24, c. 57].
Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами — участницами интеграционных группировок. При
построении
глобальных стратегий менеджмента
необходимо знать, что такие инструменты
улучшают условия хозяйствования внутри
интеграционных группировок (в том
числе для ТНК третьих стран,
имеющих на территории одного из государств-участников
дочернюю фирму), но обычно создают
дополнительные протекционистские
барьеры на своих внешних границах.
Однако помимо обеспечения частичной
либерализации среды
Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако подобные документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри
интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.
К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса,
тогда как межгосударственные
инвестиционные соглашения затрагивают
преимущественно интересы компаний,
осуществляющих прямые капиталовложения.
Однако в последнее время
3.3 Международный бизнес в Украине
На сегодня эффективной интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для того чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на: