Международный коммерческий арбитраж в РФ. Правовые основы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

Международный коммерческий арбитраж принимает окончательное решение, являясь единственной инстанцией рассмотрения спора по существу (при этом сохраняется возможность отмены и оспаривания решения в специально предусмотренных случаях при установлении нарушений процессуального характера).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………..5
1.1 Понятие Международного Коммерческого Арбитража……….5
1.2 Международный коммерческий арбитраж в РФ……………….8
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА……………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

арбитраж.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Полномочия, предоставленные МКАС, включают полномочия по определению  допустимости и относимости любого доказательства.

Традиционным местом проведения слушаний в МКАС является город Москва. При этом сторонам предоставляется право по своему усмотрению определить другое место рассмотрения спора. Однако в любом случае, в соответствии с Регламентом МКАС, это место должно находиться на территории Российской Федерации.11

Разбирательство споров предусматривает  участие обеих сторон. Однако отсутствие стороны, надлежащим образом уведомленной о месте и времени слушания, не является препятствием для рассмотрения дела и вынесения решения, если только не явившаяся сторона не заявит ходатайство об отложении слушания дела по уважительной причине.

Стороне также предоставляется  право просить суд о слушании дела в ее отсутствие.

Стороны могут вести свои дела в  МКАС как путем непосредственного  участия, так и через представителей, которыми могут быть и иностранные  граждане.

Разбирательство в МКАС может проводиться  как путем осуществления устного  слушания, так и на основе рассмотрения письменных материалов без проведения устного слушания.

Устное слушание проводится при  закрытых дверях. С согласия сторон и разрешения суда на слушании могут  присутствовать лица, не участвующие  в рассмотрении дела.

Разбирательство спора на основе только письменных материалов осуществляется по соглашению сторон. При этом суд  может назначить устное слушание, если сочтет, что представленные материалы  являются недостаточными для разрешения спора по существу.

МКАС рассматривает спор в соответствии с такими нормами права, которые  стороны избрали в качестве применимых. При этом в соответствии со ст. 28 Закона РФ о МКА любое указание на право какого-либо государства должно толковаться как отсылающее к материальному праву этого государства.12

Основным звеном в системе международного коммерческого арбитража является вынесение решения по существу спора.

Важным правилом, отражающим специфику  международного коммерческого арбитража, следует назвать положение о  том, что решение, вынесенное в рамках МКА, является окончательным и не подлежит обжалованию. Этот вывод следует  из анализа пункта 1 ст. 32 Закона о  МКА, в соответствии с которым  арбитражное разбирательство прекращается окончательным арбитражным решением.

Вместе с тем Закон о МКА  предусматривает возможность оспаривания  арбитражного решения. В связи с  этим следует заметить, что понятия  «обжалование» и «оспаривание»  в данном случае не являются синонимами. Обжалование решения означает необходимость  проверки законности и обоснованности вынесенного решения: проверки правильного  применения арбитрами процессуальных и материальных норм, обоснованной оценки фактических обстоятельств.13

Оспаривание же решения не имеет  целью проверку «качества» вынесенного  решения, а сводится в конечном итоге  либо к защите интересов стороны, права которой были нарушены при  рассмотрении дела, либо к защите публичного порядка соответствующего государства.

В соответствии с Законом о МКА  оспаривание арбитражного решения  может быть произведено путем  подачи ходатайства об отмене решения, которое должно быть заявлено стороной не позднее трех месяцев со дня  получения ею арбитражного решения.

В статье 34 Закона содержится исчерпывающий  перечень оснований, при наличии  которых арбитражное решение  может быть отменено Верховным судом  республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским  судом или судом автономной области  и автономного округа, на территории которого состоялся арбитраж. Арбитражное  решение подлежит отмене в случае, если:

имеются основания, свидетельствующие  о нарушении прав «проигравшей»  стороны (в случае, например, неуведомления ее о назначении арбитра или в целом об арбитражном разбирательстве):

имеются основания, свидетельствующие  о нарушении публичного порядка  Российской Федерации (в частности, когда арбитражное решение противоречит публичному порядку Российской Федерации).

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА

 

Возрастающее  значение арбитражного способа разрешения международных коммерческих споров, с одной стороны, и существенные различия в национальном праве, регулирующем деятельность международного коммерческого  арбитража, с другой, порождает потребность  в упорядочении этой деятельности и  достижения единообразия. В результате увеличивается роль международного права, прежде всего, международных договоров в обеспечении нормального функционирования арбитражного института. Роль международного права в разрешении международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях: а) унификация процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других; в) создание и определение правовых основ деятельности специализированных международных центров по рассмотрению определенных видов коммерческих споров.14   

 Унификации  арбитражного процессуального права  международное сообщество уделяет  значительное внимание. Существует  ряд международных актов в  этой области. Они отличаются  и по содержанию, и по юридической  силе, и по способу применения. Многие из них были подготовлены  в рамках ООН. Прежде всего, отметим Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. Конвенция вышла за региональные рамки в результате присоединения неевропейских государств. Россия участвует в ней с 1962 г.15   

 Конвенция  содержит правила, определяющие  порядок формирования арбитража,  рассмотрения дела, вынесения решений,  а также условия и последствия  признания арбитражного решения  недействительным. Конвенция применима как к арбитражу ad hoc, так и к «постоянным арбитражным органам», при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбирательство, имеют местонахождение на территории разных Договаривающихся государств.  

 Несколько  важных правил для международного  коммерческого арбитража закреплены в Конвенции. При рассмотрении дела арбитрами могут быть не только граждане страны, где спор рассматривается, но и иностранные граждане. Предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также передавать свои споры на арбитражное разбирательство. По национальным законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и могут обращаться лишь в государственные суды. Установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с коллизионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; наконец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников».  

 Конвенция  довольно подробно регламентирует  порядок взаимоотношений между  арбитражем и государственным судом. Она устанавливает общий принцип, согласно которому государственный суд обязан отказаться от рассмотрения спора, по которому между сторонами заключено арбитражное соглашение. Кроме того, установлен порядок отвода государственного суда, порядок рассмотрения государственным судом вопроса о наличии или действительности арбитражного соглашения и правила выбора права, по которому этот вопрос должен решаться.

При всей важности предусмотренных в ней  решений Конвенция не получила широкого применения; даже в Европе она не является общеприменимой (например, Великобритания до сих пор не присоединилась к  ней). Конечно, она не может претендовать на роль своеобразного международного арбитражного процессуального кодекса, но она способствует эффективности  коммерческого арбитража.  

 Нежелание  государств связывать себя юридическими обязательствами по международному арбитражному процессу, что показала практика существования Европейской конвенции, привело к использованию иной формы сближения арбитражного процессуального права - создание Типового закона ЮН-СИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Он был разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели соответствующего национального закона.16  

 Типовой  закон не является международным  договором и, следовательно, не  обладает обязательной юридической  силой. Тем не менее, он сможет сыграть важную роль в сближении арбитражного процессуального права. Единообразие будет достигаться в процессе принятия национальных законов, основанных на одинаковых, одобренных мировым сообществом, правилах, сформулированных в Типовом законе. Многие страны уже приняли соответствующие законы, включая Россию и восточноевропейские страны. 

 В  международной коммерческой практике  довольно часто применяются арбитражные  регламенты, разработанные в рамках  ООН: Арбитражный регламент Экономической  комиссии ООН для Европы 1966 г. Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г. Все три документа представляют собой унифицированные правила арбитражной процедуры для арбитража ad hoc. 

 Наибольшее  распространение в международной  практике получил Регламент ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией Генеральной  Ассамблеей ООН 15 декабря 1976 г.  в качестве рекомендации для  использования в международной  торговле путем ссылок на него  в контрактах. В литературе отмечается  довольно высокий профессиональный  уровень данного документа, благодаря  чему даже постоянные арбитражи  допускают его применение в  дополнение к своим собственным арбитражным регламентам. 

Порядок формирования арбитража и процедура  рассмотрения спора составлен таким  образом, что, если стороны договорились о рассмотрении спора арбитражем ad hoc, то он не может, не состоятся. 

 Так,  если сторона (стороны) уклоняется  от назначения арбитра в течение  30 дней после получения от другой  стороны предложения о формировании  арбитража, или стороны не пришли  к соглашению о составе арбитража,  то по просьбе любой из сторон  это делает компетентный орган,  согласованный сторонами (например, торговая палата какого-либо государства); если компетентный орган не  назначил арбитров (арбитра), независимо  по каким причинам, или стороны  не договорились о компетентном  органе в течение 60 дней после  поступления соответствующего предложения,  то любая сторона может обратиться  к Генеральному секретарю Постоянного  третейского суда в Гааге с  просьбой назначить компетентный  орган, который и сформирует состав арбитража. Как правило, арбитраж состоит либо из одного арбитра, либо из трех.17  

 Также  гибко решаются и все вопросы  процедуры арбитражного разбирательства:  место и язык арбитражного  разбирательства; подача искового заявления, возражений по нему и представление доказательств по делу; порядок слушания дела; виды решений арбитража и правила их вынесения и пр. Например, место арбитражного разбирательства определяется сторонами; если стороны его не определили, то место разбирательства определяется арбитражем с учетом обстоятельств дела; если стороны определили город или страну, то арбитраж определяет конкретное место в пределах города, страны; независимо от места разбирательства арбитраж имеет право проводить слушания или осуществлять отдельные процессуальные действия в любом месте, которое он найдет надлежащим с учетом обстоятельств разбирательства.18 Подобная гибкость и многовариантность направлена на создание условий для быстрого и эффективного рассмотрения дела. ЮНСИТРАЛ кроме Арбитражного регламента разработал и Согласительный регламент, рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1980 г. Согласительная процедура в отличие от арбитражной, которая завершается вынесением обязательного решения, направлена на поиски компромиссного варианта решения, устраивающего обе стороны. Если компромисс не найден и примирение сторон не состоялось, ничто не мешает сторонам обратиться к арбитражному разбирательству. Однако члены согласительной комиссии (посредники) не могут быть арбитрами по тому же спору между теми же сторонами. 

 Рассмотренные  регламенты так же, как и Типовой  закон, не являются международными  договорами и не имеют обязательной  юридической силы. Они применяются  только тогда, когда стороны  прямо оговорили это в контракте.  Однако их роль в сближении  (гармонизации) арбитражной процедуры  значительна, она может даже  превосходить роль международных  договоров и Типового закона. Частое обращение участников  международных хозяйственных связей  к регламентам для рассмотрения  конкретных споров, особенно к Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ в силу его высокого авторитета, приводит к формированию единообразной арбитражной процедуры рассмотрения международных коммерческих споров на практике.19   

 В  области международного коммерческого  арбитража действуют несколько  региональных международных договоров.  Один из них - Конвенция о  разрешении арбитражным путем  гражданско-правовых споров, вытекающих  из отношений экономического  и научно-технического сотрудничества, подписанная в Москве 26 мая 1972 г. странами-членами СЭВ (Московская  конвенция). Конвенция продолжает  действовать и в настоящее  время.  

Информация о работе Международный коммерческий арбитраж в РФ. Правовые основы деятельности