Международный кредит и мировая задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях международный кредит играет роль связующего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и в конечном счете на воспроизводство. Будучи продуктом роста производства, международный кредит одновременно является его необходимым условием и катализатором. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка, углубляет международное разделение труда. Международный кредит содействует ускорению процесса воспроизводства по следующим направлениям.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Значение международного кредита и мировой задолженности в развитии мировой экономики 5
1.1 Понятие и сущность международного кредита и мировой задолженности 5
1.2 Классификация международного кредита 12
ГЛАВА 2. Современное состояние рынка международного кредитования и мировой задолженности 17
2.1 Условия международного кредита и проблемы реструктуризации международной задолженности 17
2.2 Оценка уровня мировой задолженности 31
ГЛАВА 3. Кредитование и проблемы внешнего долга Беларуси 39
Заключение 43
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_mirovaya (1).doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Соответственно правила  встреч Лондонского клуба существенно меняются от страны к стране. Эта гибкость подхода делает слушания Лондонского клуба трудными для описания. В отсутствие формальной структуры коммерческие банки с наибольшими кредитами в рассматриваемой стране формируют комитет регулирования, называемый Банковский консультативный комитет (ВАС), для защиты интересов всех коммерческих банков в конкретной стране. В реструктуризацию могут быть вовлечены сотни банков, однако комитета будет включать не более 15 банков. До того как Соглашение о реструктуризации, достигнутое между страной должника и комитетом регулирования, будет формально подписано, его должны поддержать не менее 90-95% банков-кредиторов. Это делает реструктурирование через Лондонский клуб утомительным, трудоемким и дорогостоящим для страны-должника процессом. В то же время переговоры Парижского клуба заканчиваются в течение двух стране-должнику почти ничего не стоят.

Лондонский клуб, как  правило, не переносит сроки уплаты процентов по кредитам, тогда как Парижский клуб переносит сроки уплаты и основного долга, и процентов. Вместо отсрочки уплаты процентов коммерческие банки предоставляют стране «новые деньги» - ссуда является частью пакета реструктуризации. Доли конкретных банков в такой ссуде обычно рассчитываются на основе их удельного веса в реструктурированном кредите.

В последние годы, однако, банки стали все более и  более неохотно предоставлять новые кредиты большинству должников. Сегодня в соглашениях о реструктуризации предлагается «ассортимент» альтернативных финансовых вариантов, включающих инструменты сокращения задолженности. В отличие от Парижского клуба Лондонский клуб может перенести срок погашения долга, не требуя от должника заключить резервное соглашение с МВФ. Парижский клуб вообще отказывается предоставлять отсрочку погашения кредита на срок более одного года, тогда как Лондонский клуб предпочитает сроки в два или три года. Однако Парижский клуб постепенно расширял периоды консолидации, в то время как Лондонский этом вопросе оставался несгибаемым.

Вначале реструктуризация в Лондонском клубе должник объявляет мораторий на платежи, формирует команду управления долгом и составляет информационный меморандум. Одновременно кредиторы формируют Комитет регулирования (Банковский консультативный комитет). Далее стороны собираются на предварительное совещание (исследовательскую встречу). На этой встрече они договариваются об основных условиях и составляют Соглашение о переносе сроков погашения кредита.

Процесс реструктурирования начинается, когда страна-должник  объявляет конкретную дату, с которой  она предполагает приостановить  оплату своих обязательств. Это объявление моратория означает неспособность  заемщика обслуживать часть или  весь его непогашенный долг и открытие переговоров о переносе сроков погашения кредита.

Подобная декларация предупреждает любую попытку  нетерпеливых кредиторов получить односторонние  преимущества через юридические  процедуры, обычно предусматриваемые  в первоначальном кредитном соглашении. Это существенно, так как любое одностороннее действие любого кредитора вынудило бы всех других кредиторов принимать меры по взысканию своих долгов. Таким образом, объявление моратория уведомляет вех кредиторов, чтобы они прекратили возможные действия против должника для реализации своих прав по первоначальным соглашениям, а ждали развития событий. Однако объявление моратория не имеет никакого юридического значения [16, с.5].

Любое юридическое или  финансовое соглашение требует подготовки и планирования. Это особенно верно для процесса реструктурирования. должники никогда не должны жертвовать планированием или подготовкой, чтобы удовлетворить особо нетерпеливых кредиторов. Чтобы к должнику относились серьезно, он должен показать адекватную подготовку в планировании вариантов реструктуризации, определении объемов новых необходимых средств и сроков консолидации долга и платежей.

Если государство понимает необходимость переноса сроков платежа  по неофициальным кредитам, оно обязано  немедленно организовать команду управления долгом. Этот процесс включает отбор внешних финансовых консультантов и юридических советников и их Утверждение в соответствующих государственных органах (Министерство финансов, Центральный банк и т.п.). Это те лица, кто может привлечь помощь МВФ, МБРР, региональных кредиторов, коммерческих банков и случайных (негарантированных) источников средств.

Группа управления долгом проводит идентификацию кредитов, срок погашения которых будет перенесен, проверяет необходимость новых кредитов и определяет их источники, определяет льготные периоды и процентные ставки, которые будут предложены коммерческим банкам. Далее рассматривается предполагаемый тип реструктуризации. Параллельно тщательно проводится:

-идентификация деструктурируемой задолженности;

-рассмотрение кредитного соглашения;

-определение существующих держателей долга, так как задолженность может быть перепродана;

-идентификация обеспеченной и необеспеченной задолженности.

Далее страна готовит  Информационный меморандум, обеспечивающий банки-кредиторы необходимой информацией относительно ситуации в стране должника, с тем чтобы иметь возможность принять оптимальное решение по пакету реструктуризации. Страна должна очень внимательно готовить Меморандум. Завышение требований недопустимо, поскольку на основании оценки требований к стране формируются основы предстоящего соглашения и возможности получения дополнительных кредитов. Следовательно, информация должна быть максимально реалистичной.

Информационный меморандум должен включать сведения о:

-последних экономических и финансовых событиях в стране;

-уже предпринятых или планируемых мерах регулирования;

-последних тенденциях и прогнозах бюджета;

-внешней торговле и состоянии платежного баланса;

-непогашенных долгах с даты начала подготовки реструктуризации и прогнозах по источникам обслуживания долга;

-погашенных требованиях и источниках погашения.

Исследовательская встреча - это первый официальный контакт между страной должника и Банковским надзорным комитетом. Здесь страна должника формально представлена комитету. На встрече также представляется комитету Информационный меморандум - для изучения и последующего распространения среди банков-кредиторов. Именно на этой встрече достигаются срокам возврата кредитов, которые будут внесены и в административные документы по реструктуризации. Странам должников обычно рекомендуется не предавать гласности результаты исследовательской встречи, поскольку это может отрицательно итоговых результатах [9, с.108].

 

2.2 Оценка мировой задолженности

На начало 70-х лет уже были заложены основы для формирования системы международной задолженности. Отправными ее точками можно считать обвал Бреттон-Вудской системы в 1971 г. и первый нефтяной шок в 1973 г. После этих двух событий начался настоящий бум международных займов. Причем большими заемщиками были не только страны, а и страны, которые владеют нефтью, для финансирования программ расширения экономики. Падение процентной ставки, которое состоялось со временем вследствие взрыва спроса на международный кредит, заставило многих стран-кредиторов и стран-заемщиков пересмотреть раньше заключенные кредитные соглашения, которые оказались несостоятельными в результате кардинального изменения объективных внешних условий.

Качественное отличие  внешней задолженности развитых стран состоит в том, что они являются одновременно заемщиками и кредиторами, и их долговые обязательства теоретически могут быть взаимно погашены. В 2006 активы развитых стран по международным инвестициям покрывали пассивы на 95,3%, по долговым ценным бумагам и банковским кредитам - на 81,457. Развитые страны имеют свободно конвертируемую национальную валюту; их внутренние долговые обязательства превышают внешние; в объеме их задолженности преобладают долги частных заемщиков; эти страны решают свои платежные затруднения за счет ресурсов международного рынка ссудных капиталов и не обращаются к ресурсам МВФ с конца 70-х гг.

В отношении развивающихся  стран внешняя задолженность по кредитам является новой формой зависимости, опасной и обременительной. Ее можно рассматривать в качестве «ссудной ловушки», которая из-за процентных платежей делает долг неоплатным и определяет его рост. Внешняя задолженность несостоятельных должников является по существу инструментом подчинения, с помощью которого развитие этих стран ориентируется в направлении, обеспечивающем прежде всего выполнение обязательств перед кредиторами. Уровень долговой зависимости и тяжести долга, способности страны-должника продолжать обслуживание внешнего долга определяется многими показателями. Это - отношение общей суммы долга к ВВП; - отношение общей суммы долга к доходам от экспорта товаров и услуг; - отношение платежей по обслуживанию долга к ВВП; - отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг; - отношение процентных платежей к ВВП и к экспорту товаров и услуг; - отношение официальных резервов к общей сумме внешнего долга; - доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга; - доля концессионного долга в общей сумме долга; - доля долга многосторонним кредиторам в общей сумме долга; - доля долга частным кредиторам, в том числе банкам и другим, в общей сумме внешнего долга;: котировка долговых обязательств на вторичном рынке ценных бумаг; отношение платежей по государственным обязательствам к бюджетным доходам.

Верхним пределом допустимости внешнего долга на основе кривой Лаффера считается отношение общей суммы долга к ВВП до 40%, к платежам по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг до 20-25%. Предполагается, что такой уровень долговой нагрузки обеспечивает платежеспособность по внешним обязательствам, хотя на практике это не всегда так.

Внешняя задолженность  развивающихся стран стала накапливаться  с первых послевоенных десятилетий  их развития по импортозамещающей модели без соответствующего расширения экспорта. В большинстве стран сформировалась дефицитная экономика, восполняющая нехватку собственных ресурсов внешним компенсационным финансированием с растущей долей заемных ресурсов.

С 70-х годов объемы внешней задолженности и долговых платежей развивающихся стран стали  быстро нарастать в результате крупных заимствований развивающихся стран-импортеров нефти, резкого увеличения дефицитов текущих платежных балансов и усиления системно-структурных несоответствий и диспропорций в их экономике. В начале 80-х годов разразился долговой кризис, охвативший большинство стран развивающегося мира и поставивший под угрозу банкротства крупные западные банки. К середине кризисного десятилетия банковская система стран-кредиторов оправилась от шока и несколько стабилизировалась. Долговой кризис в развивающемся мире продолжался; более того, в конце 80-х годов в ряде стран он обострился, несмотря на предпринятые усилия по его преодолению как должников, так и кредиторов.

На рубеже 90-х гг. страны должники и кредиторы перешли  от конфронтации к диалогу. Была введена в действие система облегчения и снижения внешней задолженности и платежей. Страны-должники стали более последовательно проводить мероприятия по макроэкономической стабилизации и структурным преобразованиям. В начале 90-х гг. во многих странах-должниках Латинской Америки и некоторых других был восстановлен экономический рост, расширился экспорт, но платежные балансы во многих странах были отрицательными, усиливалась долговая зависимость и социальная напряженность.

В конце 80-х - начале 90-х  гг. появились новые крупные заемщики. В результате распада СЭВ и СССР образовались государства, вставшие на путь демократических преобразований в политике и экономике, с серьезными экономическими проблемами и острой нехваткой материальных и финансовых ресурсов. Некоторые из них уже были обременены крупными внешними долгами. В тяжелом положении оказалась Россия с хозяйством, не способным работать в рыночных условиях и с огромной внешней задолженностью бывшего СССР в размере 95,3 млрд. долл. в 1991 г., по данным МВФ [2, с.109].

Многие страны с переходной экономикой были вынуждены обратиться за содействием к мировому сообществу. Долговые платежи России и других стран были в какой-то степени  урегулированы в ходе переговоров  с МВФ, Парижским и Лондонским клубами. Были получены новые кредиты и займы в обмен на обязательства по осуществлению чрезвычайных и долгосрочных мероприятий по оздоровлению экономики, выполнение которых тщательно отслеживается МВФ и является непременным условием получения очередного транша.

Урегулирование долговых проблем с МВФ открыло доступ к другим официальным и частным иностранным ресурсам. В 2006 г. Федеральное правительство и субъекты РФ вышли на международный кредитный рынок. В 1997 г. Россия была принята в Парижский клуб стран-кредиторов. Появилась надежда вернуть хотя бы часть дебиторской задолженности развивающихся стран бывшему СССР, оцениваемой в 130 млрд. долл., и нормализовать отношения с должниками из других стран СНГ.

Проблема внешней задолженности  стала для России долговременной и трудноразрешимой. Ее урегулирование требует, прежде всего, ускоренного подъема народного хозяйства и его дальнейшего системно-структурного преобразования; многократного увеличения доходов, в том числе валютных; грамотного ведения переговоров с кредиторами, разработки и реализации долговой стратегии преодоления неплатежеспособности с учетом уже имеющегося мирового опыта урегулирования подобных проблем.

Долговая стратегия  урегулирования долговых проблем развивающихся  стран с трудностями в обслуживании долговых обязательств по внешним заимствованиям и обеспечения их платежеспособности, включает два взаимосвязанных блока мероприятий. Это, во-первых, мероприятия по макроэкономической стабилизации и структурным преобразованиям, направленным на формирование адаптированной экономики, способной функционировать в условиях дальнейшей глобализации, обеспечивая экономический рост, социально-экономическое развитие, поддержание экологического равновесия и своевременное погашение долговых обязательств.

Второй блок мероприятий  в рамках долговой стратегии включает рыночные и нерыночные, концессионные (с грант элементом) и неконцессионные методы облегчения долговой нагрузки и снижения внешнего долга и платежей по его обслуживанию. В связи с этим широкое распространение получили конверсии долговых обязательств в акции, другие ценные бумаги с дисконтом от номинала или со сниженным процентом, конверсии в экологические и другие фонды; обратный выкуп долгов с дисконтом, преобразования краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные, операции по капитализации процентных платежей и другие.

Информация о работе Международный кредит и мировая задолженность