Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:12, курсовая работа
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области русского языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума.
Введение
I. Организация учебно-воспитательного процесса в школе
1.1 Развивающее обучение в школеи формы сотрудничества в ней
1.2 Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе
II.Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку
2.1 Роль уроков русского языка в обучении и воспитании школьников
2.2 Особенности усвоения школьниками русского языка и возникающие в процессе обучения трудности
2.3 Создание необходимых педагогических условий организации эффективного обучения школьников русскому языку
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
I. Организация учебно-воспитательного процесса в школе
1.1 Развивающее обучение в школе и формы сотрудничества в ней
1.2 Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе
II.Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку
2.1 Роль уроков русского языка в обучении и воспитании школьников
2.2 Особенности усвоения школьниками русского языка и возникающие в процессе обучения трудности
2.3 Создание необходимых педагогических условий организации эффективного обучения школьников русскому языку
Заключение
Список использованных источников
Введение
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области русского языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Учителям отводится немаловажная роль в подготовке школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.
Основной проблемой учебного сотрудничества является не столько неспособность школьника к адекватной оценке действий учителя и собственных способностей. Проблемой здесь является то, что ребенка не только не учат вступать в учебное сотрудничество со взрослым и учиться самому принимать решения и оценивать, но оформившаяся на сегодня система образования предполагает принятие ребенком учителя и его оценок, действий в качестве единственного, идеального образа. Работа в создавшейся «учебно-дисциплинарной» модели обучения автоматически способствует росту авторитарности учителя и пассивности ребенка.
Деятельность ребенка и взрослого на основе подлинного учебного сотрудничества возникает, когда взрослый строит свои отношения с ребенком не на основе волевого воздействия на него (при котором собственная точка зрения ребенка игнорируется или преодолевается), а на основе продуктивного взаимодействия с ним, когда взрослый стремится координировать свою точку зрения ребенка.
В настоящее время в современных школах существует множество различных систем обучения. Но не каждое из них предполагает сотрудничество и взаимодействие учителя с учащимися. Таким образом, актуальность работы заключается в определении такой системы обучения, при которой усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется через учебное сотрудничество.
Обучение невозможно и теряет всякий смысл без мотивов. Следовательно, это требует изменений в построении обучения и форм общения учителя с учеником. Поэтому фактическая значимость работы заключается в подборе заданий и упражнений с разными формами взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку.
Таким образом, можно сказать, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Итак, теперь можно определить цель в данной курсовой работе: выявить влияние учебного сотрудничества учителя и учащихся на процесс обучения младших школьников русскому языку.
Задачи:
Гипотеза исследования: организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку будет способствовать эффективному усвоению ЗУН по предмету
Объектом исследования: обучение младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: педагогические условия организации учебного сотрудничества на уроках русского языка начальной школы.
1 Организация
учебно-воспитательного
Школа как элемент традиционного образования направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Таким образом, в традиционным курсе обучения, развитие долгое время отодвигалось на второй план. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных педагогов. Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении.
Идея развивающего обучения впервые была сформулирована Л.С. Выгодским. Он ввел два уровня развития ребенка. Первый-это уровень актуального развития. Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития. «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в том случае, его можно признать хорошим».
Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения. Это
ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Первым, кто в период советской школы совместил решение практических
задач с теоретическим исследованием, был ученик Л.С. Выготского известный педагог , психолог Л.В. Занков (1901-1977).
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображение и тому подобное,
а как общее развитие личности. Общее развитие Л.В. Занков рассматривает как целостное движение психики.Каждое новообразование в психике в ходе общего развития возникает как следствие взаимодействия и ума, и воли, и чувств ребенка, как следствие их целостного, нерасчлененного единства.
Система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом
учитывается, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то
замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных
особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта и так
далее. «Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом
взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера».
Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические
принципы, сформулированные Л.В. Занковым:
1. «обучение на высоком уровне трудности;
2. продвижение вперед быстрым темпом;
3. осознание школьниками процесса учения;
4. целенаправленное, систематическая работа над общим развитием как
сильных, так и слабых учащихся;
5. ведущая роль теоретических знаний».
Идеи Л.С. Выготского были также разработаны в рамках психологической
теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин , А.В. Запорожец),
которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность идей Л.В. Занкова, но в конечном счете привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением. Включение этих процессов в контексты деятельности фактически означало отказ от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижение на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б. Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее
своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в
самоизменении ребенком самого себя как субьекта.
Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований,
осуществленных в 60-80 годах под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин считают, что каждому возрасту
соответствует определенная ведущая деятельность, которая осваивается на соответствующей возрастной ступени и присваивается как индивидуальная способность, как психическое новообразование.
Исходя из этой периодизации для младшего школьного возраста ведущей
является учебная деятельность, а соответствующее новообразование –
теоретическое сознание и мышление и соответствующие способности – рефлексия, анализ, мысленное планирование. Все другие педагогические задачи в этом возрасте могут решаться лишь на базе оформляющейся учебной деятельности и именно она определяет и развитие воображения, и становление эмоциональной сферы и тому подобное.
В традиционной школе всё содержание учебных дисциплин базируется на
эмпирических знаниях, эмпирическом общении. Ребенок формально – логически или с помощью внешних ассоциаций и аналогий расчленяет, классифицирует мир.
В.В. Давыдов говорит, что для построения искусственного
педагогического действия, обеспечивающего глубокое проникновение ученика в учебное содержание, надо помочь ребенку сделать содержательно-генетическое обобщение, когда, анализируя конкретное явление, мы вычленяем его сущность, «выступающую как всеобщее отношение», а затем, анализируя, мысленно экспериментируя с этой сущностью, мы строим новые её конкретные проявления. Данный путь есть интерпретация особого пути познания известного как
«восхождение от абстрактного к конкретному».
Разворачивание предметного материала представляет собой разворачивание
во времени системы теоретических понятий. Ребенок в результате в
специально выстроенном обучении должен узнать его происхождение. Такое получение ребёнком знаний (понятий) как всеобщего способа (принципа) для конкретного явления и называется В.В.Давыдовым процедурой содержательно-генетического обобщения.
В системе развивающего обучения меняется сам урок. Дидактическом
стержнем урока является деятельность учащихся. Ученики не просто
решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.
От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью
учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком–это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые ребенок осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения».
Будучи дошкольником, ребенок был вовлечен в развитие формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Однако, переступив порог школы, ему предлагается освоить еще одну совершенно новую форму сотрудничества - учебное сотрудничество.
Учебное сотрудничество следует отличить от предшествующих - дошкольных, доучебных форм сотрудничества ребенка и взрослого.
Следует отметить, что ни одна из освоенных ребенком форм сотрудничества
не умирает с окончанием собственного возраста, а продолжает существовать на протяжении всей человеческой жизни. Дошкольные формы сотрудничества являются необходимым, но недостаточным условием освоения специального содержания учебной деятельности - системы научных понятий.
Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы
мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком.
Чтобы обеспечить условия рефлексивного развития сознания младших
Информация о работе Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку