После завершения создания
зоны свободной торговли участники интеграционного
блока переходят к таможенному союзу.
Теперь уже унифицируются внешние тарифы,
проводится единая внешнеторговая политика
– участники союза совместно устанавливают
единый тарифный барьер против третьих
стран. Когда таможенные тарифы в отношении
третьих стран различны, то это дает возможность
фирмам стран вне зоны свободной торговли
проникать через ослабленную границу
одной из стран-участниц на рынки всех
стран экономического блока. Например,
если тариф на американские автомобили
во Франции высок, а в Германии низок, то
американские автомобили могут «завоевать»
Францию – сначала их продадут в Германию,
а затем, благодаря отсутствию внутренних
пошлин, легко перепродадут во Францию.
Унификация внешних тарифов дает возможность
надежнее защищать формирующееся единое
региональное рыночное пространство и
выступать на международной арене в качестве
сплоченного торгового блока. Но при этом
страны-участники данного интеграционного
объединения теряют часть своего внешнеэкономического
суверенитета. Поскольку создание таможенного
союза требует значительных усилий по
координации экономической политики,
не все зоны свободной торговли «дорастают»
до таможенного союза.
Первые таможенные союзы появились
еще в 19 в. (например, германский таможенный
союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд
немецких государств), накануне Второй
мировой войны функционировало более
15 таможенных союзов. Но поскольку тогда
роль мировой экономики в сравнении с
внутринациональным хозяйством была невелика,
эти таможенные союзы не имели особого
значения и не претендовали на превращение
во что-то иное. «Эра интеграции» началась
в 1950-е, когда бурный рост интеграционных
процессов стал закономерным проявлением
глобализации – постепенного «растворения»
национальных экономик в мировом хозяйстве.
Теперь таможенный союз рассматривается
не как конечный результат, а лишь как
промежуточная фаза экономического сотрудничества
стран-партнеров.
Третьей ступенью развития
интеграционных объединений является общий рынок. Теперь
к минимизации внутренних пошлин добавляется
устранение ограничений на перемещение
из страны в страну различных факторов
производства – инвестиций (капиталов),
работников, информации (патентов и ноу-хау).
Это усиливает экономическую взаимозависимость
стран – членов интеграционного объединения.
Свобода передвижения ресурсов требует
высокого организационного уровня межгосударственной
координации. Общий рынок создан в ЕС;
НАФТА приближается к нему.
Но и общий рынок не является
завершающим этапом интеграционного развития.
Для формирования единого рыночного пространства
мало свободы передвижения через границы
государств товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое
объединение, надо еще выровнять уровни
налогов, унифицировать хозяйственное
законодательство, технические и санитарные
стандарты, скоординировать национальные
кредитно-финансовые структуры и системы
социальной защиты. Выполнение этих мероприятий
ведет, наконец, к созданию подлинно единого
внутрирегионального рынка экономически
объединившихся стран. Данную ступень
интеграции принято называть экономическим союзом.
На этом этапе усиливается значение специальных
надгосударственных управленческих структур
(типа Европарламента в ЕС), способных
не только координировать экономические
действия правительств, но и принимать
оперативные решения от имени всего блока.
До этого уровня экономической интеграции
дошел пока только ЕС.
По мере развития экономического
союза в странах могут сложиться предпосылки
для высшей ступени региональной интеграции
–политического союза.
Речь идет о превращении единого рыночного
пространства в целостный хозяйственно-политический
организм. При переходе от экономического
союза к политическому возникает новый
многонациональный субъект мирохозяйственных
и международных политических отношений,
который выступает с позиции, выражающей
интересы и политическую волю всех участников
этих союзов. Фактически происходит создание
нового крупного федеративного государства.
Пока нет ни одного регионального экономического
блока столь высокого уровня развития,
но ближе всего к нему подошел ЕС, который
иногда называют «Соединенными Штатами
Европы».
Предпосылки и результаты
интеграционных процессов.
Успех региональной экономической
интеграции определяется рядом факторов,
как объективных, так и субъективных.
Во-первых, необходима одинаковость
(или сходство) уровней экономического
развития интегрирующихся стран. Как правило,
международная экономическая интеграция
возникает либо между промышленно развитыми
странами, либо между развивающимися государствами.
Соединение в одном интеграционном блоке
стран сильно различающихся типов встречается
довольно редко, такие ситуации обычно
имеют чисто политическую подоплеку (например,
объединение в СЭВ промышленно развитых
стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия
– с аграрными странами Азии – как Монголия
и Вьетнам) и заканчиваются «разводом»
разнородных партнеров. Более устойчивой
является интеграция высокоразвитых стран
с новыми индустриальными странами (США
и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в
АТЭС).
Во-вторых, все страны-участницы
должны быть не только близки по экономическому
и социально-политическому строю, но и
иметь достаточно высокий уровень хозяйственного
развития. Ведь эффект экономии на масштабе
заметен главным образом в высокотехнологичных
отраслях. Именно поэтому в первую очередь
оказываются успешными интеграционные
объединения высокоразвитых стран «ядра»,
в то время как «периферийные» союзы неустойчивы.
Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы
в экономических контактах с более развитыми
партнерами, чем с такими же, как они сами.
В-третьих, в развитии регионального
интеграционного союза необходимо соблюдать
последовательность фаз: зона свободной
торговли – таможенный союз – общий рынок
– экономический союз – политический
союз. Возможно, конечно, забегание вперед,
когда, например, происходит политическое
объединение стран, еще не вполне единых
в экономическом плане. Однако исторический
опыт показывает, что такое стремление
сократить «родовые муки» чревато появлением
«мертворожденного» союза, который слишком
зависит от политической конъюнктуры
(именно так было с СЭВ).
В-четвертых, объединение стран-участниц
должно быть добровольным и взаимовыгодным.
Для соблюдения равноправия между ними
желателен некоторый баланс сил. Так, в
ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания,
Франция и Италия), поэтому более слабые
партнеры (например, Испания или Бельгия)
могут в спорных ситуациях поддерживать
свой политический вес, выбирая, к кому
из сильных лидеров им выгоднее примкнуть.
Менее устойчива ситуация в НАФТА и вЕврАзЭС, где одна страна (США в первом
случае, Россия во втором) превосходит
по экономической и политической силе
всех остальных партнеров.
В-пятых, предпосылкой возникновения
новых интеграционных блоков является
так называемый демонстрационный эффект.
В странах, участвующих в региональной
экономической интеграции, обычно происходит
ускорение темпов экономического роста,
снижение инфляции, рост занятости и другие
положительные экономические сдвиги.
Это становится завидным образцом для
подражания и оказывает определенное
стимулирующее воздействие на другие
страны. Демонстрационный эффект проявился,
например, в желании восточноевропейских
стран как можно скорее стать членами
Европейского Союза, даже не имея для этого
серьезных экономических предпосылок.
Главным критерием устойчивости
интеграционной группировки является
доля взаимной торговли стран-партнеров
в их общей внешней торговле. Если члены
блока торгуют в основном друг с другом
и доля взаимной торговли растет (как в
ЕС и НАФТА), то это показывает, что они
достигли высокой степени взаимослияния.
Если же доля взаимной торговли мала и,
тем более, имеет тенденцию снижаться
(как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна
и неустойчива.
Интеграционные процессы приводят,
прежде всего, к развитию экономического
регионализма, в результате которого отдельные
группы стран создают для себя более благоприятные
условия торговли, передвижения капиталов
и рабочей силы, чем для всех других стран.
Несмотря на очевидные протекционистские
черты, экономический регионализм не считается
негативным фактором для развития мировой
экономики, если только группа интегрирующихся
стран, упрощая взаимные экономические
связи, не устанавливает менее благоприятные,
чем до начала интеграции, условия для
торговли с третьими государствами.
Интересно отметить примеры
«пересекающейся интеграции»: одна страна
может быть членом сразу нескольких интеграционных
блоков. Например, США состоит в НАФТА
и в АТЭС, а Россия – в АТЭС и в ЕврАзЭС.
Внутри больших блоков сохраняются малые
(как Бенилюкс в ЕС). Все это является предпосылкой
сближения условий региональных объединений.
На эту же перспективу постепенного перерастания
региональной интеграции в международную
интернационализацию направлены и переговоры
между региональными блоками. Так, в 1990-е
был выдвинут проект соглашения о трансатлантической
зоне свободной торговли, TAFTA, которая
бы соединила НАФТА и ЕС.
Таким образом, экономическая интеграция
в начале 21 в. происходит на трех ярусах:
двусторонние торгово-экономические соглашения
отдельных государств – малые и средние
региональные группировки – три крупных
экономико-политических блока, между которыми
есть соглашения о сотрудничестве.5
Основные современные интеграционные группировки
развитых стран
Для западноевропейской интеграции есть
много объективных предпосылок. Страны
Западной Европы имеют длительный исторический
опыт развития хозяйственных связей, в
результате чего произошла сравнительная
унификация экономических институтов. Западноевропейская
интеграция опиралась также на близкие
культурные и религиозные традиции. Немалую
роль в ее возникновении сыграли идеи
единой Европы, которые были популярны
еще в средневековую эпоху как отражение
единства христианского мира и как память
о Римской империи. Важное значение имели
и итоги Первой и Второй мировых войн,
которые окончательно доказали, что силовое
противоборство в Западной Европе не принесет
победу какой-то одной стране, а лишь приведет
к общему ослаблению всего региона. Наконец,
существенную роль сыграли и геополитические
факторы – необходимость объединять Западную
Европу для противодействия политическому
влиянию с востока (со стороны СССР и восточноевропейских
соцстран) и экономической конкуренции
других лидеров «ядра» капиталистической
мир-экономики (прежде всего, США). Этот
комплекс культурно-политических предпосылок
уникален, его невозможно скопировать
ни в одном другом регионе планеты.
Начало западноевропейской интеграции
положил подписанный в 1951 и вступивший
в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС),
вступивший в силу в 1958. В этом же году
образовалось Европейское сообщество по
атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор
объединил три крупные западноевропейские
организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993
Европейское экономическое сообщество
переименовали в Европейский Союз (ЕС),
отразив в изменении названия повышение
степени интегрированности стран-участниц.
На первом
этапе западноевропейская интеграция
развивалась в рамках зоны свободной торговли.
В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество
входили только 6 стран – Франция, ФРГ,
Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
На начальном этапе интеграции между участниками
были отменены таможенные пошлины и количественные
ограничения на взаимную торговлю, но
каждая страна-участница еще сохраняла
свой национальный таможенный тариф в
отношении третьих стран. В этот же период
началась координация внутренней экономической
политики (прежде всего, в сфере сельского
хозяйства).
Почти одновременно с ЕЭС, с
1960, начала развиваться другая западноевропейская
интеграционная группировка – Европейская ассоциация
свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации
ЕЭС главенствующую роль играла Франция,
то инициатором ЕАСТ стала Великобритания.
Первоначально ЕАСТ была многочисленнее
ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия,
Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия,
Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще
3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия).
Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда
более разнородными, чем участники ЕЭС
(Табл. 3). Кроме того, Великобритания превосходила
по экономической силе всех своих партнеров
по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС
имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия),
и самая экономически сильная страна ЕЭС
не имела абсолютного превосходства. Все
это предопределило менее удачную судьбу
второй западноевропейской группировки.
Второй
этап западноевропейской интеграции,
таможенного союза, оказался самым продолжительным
– с 1968 по 1986. В этот период страны-члены
интеграционной группировки ввели единые
внешние таможенные тарифы для третьих
стран, установив уровень ставок единого
таможенного тарифа по каждой товарной
позиции как среднее арифметическое национальных
ставок. Сильный экономический кризис
1973–1975 несколько затормозил интеграционный
процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать
Европейская валютная система.
Успехи ЕЭС сделали его центром
притяжения для других западноевропейских.
Важно отметить, что большинство стран
ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания,
затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны)
«переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав
тем самым преимущества первой группировки
перед второй. По существу, ЕАСТ оказался
для большинства его участников своего
рода стартовой площадкой для вступления
в ЕЭС/ЕС.
Третий
этап западноевропейской интеграции,
1987–1992, ознаменовался созданием общего
рынка. Согласно Единому европейскому
акту 1986 было намечено формирование в
ЕЭС единого рынка как «пространства без
внутренних границ, в котором обеспечивается
свободное движение товаров, услуг, капиталов
и гражданских лиц». Для этого предполагалось
ликвидировать пограничные таможенные
посты и паспортный контроль, унифицировать
технические стандарты и системы налогообложения,
провести взаимное признание образовательных
сертификатов. Поскольку мировая экономика
переживала подъем, все эти меры удалось
осуществить довольно быстро.
Яркие достижения ЕС стали в
1980-е образцом для создания других региональных
интеграционных блоков развитых стран,
опасающихся своего экономического отставания.
В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское
соглашение о свободной торговле(NAFTA),
в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика.
В 1989 по инициативе Австралии образовалась
организация «Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество» (АТЭС),
членами которого первоначально стали
12 стран – как высокоразвитых, так и новых
индустриальных (Австралия, Бруней, Канада,
Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия,
Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины,
США).