Четвертый
этап западноевропейской интеграции,
развитие экономического союза, начался
с 1993 и продолжается до сих пор. Главными
его достижениями стали завершившийся
в 2002 переход на единую западноевропейскую
валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В
1990-е начались переговоры о «расширении
на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических
стран Восточной Европы и Балтии. В результате
в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив
число участников этой интеграционной
группировки до 25. Членство в АТЭС в эти
годы тоже расширялось: к 1997 там состояла
уже 21 страна, включая Россию.
В перспективе возможен и пятый этап развития
ЕС, Политический союз, который предусматривал
бы передачу национальными правительствами
надгосударственным институтам всех основных
политических полномочий. Проявлением
этой тенденции является рост значения
наднациональных органов управления ЕС
(Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента
и др.). Главной проблемой является трудность
формирования единой политической позиции
стран ЕС по отношению к самому главному
их геополитическому сопернику – США
(особенно ярко это проявилось во время
вторжения США в Ирак в 2002): если страны
континентальной Европы постепенно усиливают
критику претензий Америки на роль «мирового
полицейского», то Великобритания остается
твердым союзником США.
Что касается ЕАСТ, то эта организация
не продвинулась далее организации беспошлинной
торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались
только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария,
Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся
влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия
(в 1994) проводили референдум о вступлении
в Союз, противники этого шага одержали
победу лишь с небольшим перевесом.
В середине 2005 года представители Фарерских
островов намекнули на возможность присоединения
их территории к ЕАСТ. Однако, положительный
ответ на предложение фарерцев на членство
сомнительны, потому что, согласно Соглашению
ЕАСТ, только государства могут стать
членами Ассоциации, тогда как Фарерские
острова являются автономным регионом
Дании.
Помимо ЕС и ЕАСТ есть и другие,
более мелкие западноевропейские блоки:
Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
или Северный совет (страны Скандинавии):
Бенилюкс. Начало формированию Бенилюкса
было положено валютным соглашением (21
октября 1943) и таможенной конвенцией (5
сентября 1944; вступила в силу в январе
1948) трёх названных государств. 3 февраля
1958 Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили
в Гааге договор об учреждении экономического
союза, вступивший в силу 1 ноября 1960, после
его ратификации парламентами трёх стран.
Договор предусматривает создание единого
рынка его участников, свободное движение
лиц, товаров, капиталов и услуг между
тремя странами, координацию их экономической,
финансовой и социальной политики, выступление
стран-участниц как единого целого в области
внешних экономических связей; договор
заключён на 50 лет и может быть продлён
на каждые последующие 10 лет. Государства
Б. проводят консультации по важнейшим
международным и военным вопросам (производство
новых образцов военной техники, обучение
личного состава вооруженных сил, участие
в совместных манёврах и т.д.).
Страны Бенилюкса были
в числе организаторов Западного блока, а также являются членами Организации
Североатлантического договора Западноевропейского
союза и Европейского экономического
сообщества.
Высший орган Бенилюкса — Совет
министров, решения которого принимаются
единогласно и обязательны для всех участников.
Совет экономического союза (состоит из
представителей министерств и ведомств
трёх стран) руководит работой отраслевых
и специальных комиссий и следит за выполнением
решений Совета министров. Спорные вопросы
решает Арбитражная комиссия. Имеется
также Экономический и социальный консультативный
совет, в который входит равное число представителей
объединений предпринимателей, ряда профсоюзов
и др. организаций трёх стран. Административные
и организационные функции исполняет
Генеральный секретариат. Место пребывания
руководящих органов Бенилюкса — Брюссель.6
Северный совет. Орган парламентов
стран Северной Европы — Дании, Исландии,
Норвегии, Швеции, Финляндии, — в работе
которого принимают участие (с совещательным
голосом) и представители правительств.
Круг вопросов, рассматриваемых С. с., не
ограничен, однако в своей практической
деятельности страны — участницы С. с.
воздерживаются от обсуждения военно-политических
проблем. Учрежден в 1952. В 1955 в С. с. вступила
Финляндия. Линия сотрудничества стран
— участниц С. с. в основном определена
«Конвенцией Хельсинки» (подписана в 1962,
пересмотрена в 1971).
Состоит из
депутатов парламентов стран-участниц,
принимает рекомендации для правительств.
С. с. разрешал вопросы, связанные с унификацией
социальных и правовых норм сев. стран,
способствовал созданию общесеверного
«рынка рабочей силы», расширению экономического
и культурного сотрудничества. Некоторые
вопросы — создание безатомной зоны на
С. Европы, определение рыболовной зоны
для Исландии, просившей у С. с. защиты
от посягательств Великобритании, — С.
с. отклоняет как не входящие в его компетенцию.
В 1971 в рамках С. с. создан координационный
Совет Министров северных стран, в 1972 —
Постоянный секретариат. Печатный орган
С. с. — ежемесячник «Нордиск контакт»
(«Nordisk Kontakt», изд. в Стокгольме с 1955).
АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество. Образовано в 1989 г. по
предложению Австралии в целях поддержания
экономического развития стран-участниц,
усиления положительного воздействия
растущей экономической взаимозависимости
стран АТР, в том числе в области услуг,
капитала и технологий. Статус этой организации
предусматривает укрепление открытой
многосторонней торговой системы, увеличение
степени либерализации торговли инвестиций
в АТР, усиление и стимулирование частного
сектора. Деятельность АТЭС заключается
в обмене информацией и проведении консультаций
о политике и развитии экономики, осуществлении
корректировок и сокращении разрыва в
экономическом развитии, о разработке
стратегий, предусматривающих уменьшение
препятствий на пути движения товаров,
услуг, инвестиций. В настоящее время членами
АТЭС является 21 государство.7
НАФТА - Североамериканская зона
свободной торговли. Интеграционный блок
создан в результате Соглашения между
тремя государствами Западного полушария
- США, Канадой и Мексикой, вступившего
в силу 1 января 1994г. Территория трех государств-членов
занимает обширное пространство с населением
370 млн. человек и мощным экономическим
потенциалом.
Соглашение о создании НАФТА
предусматривает свободный доступ к рынкам
стран-членов, миграции капиталов и их
гарантии, межстрановое оказание услуг,
соблюдение прав интеллектуальной собственности,
применение государственных закупок.
Согласно Соглашению трех государств
на протяжении последующих 15 лет почти
все торговые и инвестиционные барьеры
между ними должны быть сняты, а таможенные
пошлины и торговые барьеры отменены.8
Между крупнейшими современными
региональными экономическими блоками
развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть
существенные различия. Во-первых, ЕС имеет
гораздо более высокий уровень интеграции,
что является результатом ее более долгой
истории. Во-вторых, если ЕС и АТЭС являются
полицентрическими группировками, то
в НАФТА ярко видна асимметрия экономической
взаимозависимости. Канада и Мексика не
столько партнеры по интеграционному
процессу, сколько конкуренты на американском
рынке товаров и рабочей силы. В-третьих,
НАФТА и АТЭС более разнородны, чем партнеры
по ЕС, поскольку включают новые индустриальные
страны «третьего мира» (в АТЭС есть даже
еще менее развитые страны, такие как Вьетнам
и Папуа-Новая Гвинея). В-четвертых, если
в ЕС уже сложилась система надгосударственных
органов управления то в АТЭС эти органы
гораздо слабее, а североамериканская
интеграция вообще не создала регулирующих
взаимное сотрудничество институтов (США
не желают реально делить со своими партнерами
функции управления). Таким образом, западноевропейская
интеграция является более прочной, чем
конкурирующие с ней экономические блоки
других развитых стран.
Интеграционные группировки развивающихся
стран
В «третьем мире» есть несколько
десятков региональных экономических,
но их значение, как правило, относительно
невелико.
Первая волна блокообразования прошла
в 1960–1970-е, когда «опора на собственные
силы» казалась слаборазвитым странам
наиболее эффективным инструментом противодействия
«империалистическому закабалению» развитыми
странами. Поскольку основные предпосылки
объединения имели субъективно-политический,
а не объективно-экономический характер,
то большинство этих интеграционных блоков
оказались мертворожденными. В дальнейшем
торговые взаимосвязи между ними либо
ослабевали, либо застывали на довольно
невысоком уровне.
Показательна в этом смысле судьба созданного
в 1967 Восточноафриканского сообщества:
за последующие 10 лет внутренний экспорт
упал в Кении с 31 до 12%, в Танзании с 5 до
1%, так что к 1977 сообщество развалилось
(в 1993 его восстановили, но без особого
эффекта). Самой лучшей оказалась судьба созданной
в 1967 Ассоциации стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН): хотя ей и не удалось повысить долю взаимной
торговли, но зато эта доля стабильно держится
на достаточно высоком уровне. Особенно
примечательно, что во взаимной торговле
стран Юго-Восточной Азии к 1990-м стали
преобладать готовые изделия, а не сырье,
что типично для группировок развитых
стран, но в «третьем мире» является пока
единственным примером.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30
лет успешно действует в регионе Восточной
Азии. В эту группировку входят Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа,
Лаос, Филиппины, Таиланд.
Основные цели деятельности
АСЕАН:
- содействовать развитию сотрудничества
в экономической, социальной и культурной
областях;
- развивать сотрудничество в
сельском хозяйстве, промышленности, транспорте
и связи для повышения уровня жизни населения;
- взаимодействовать в сфере
науки и образования; развивать сотрудничество
с международными и региональными организациями.9
Новая волна создания интеграционных
блоков началась в «третьем мире» в 1990-е.
Экономические союзы стали создавать
на более прагматической основе. Показателем
повышения «реализма» является тенденция
к уменьшению числа стран-участниц интеграционных
блоков – управлять экономическим сближением
удобнее, конечно, в малых группах, где
меньше различия между партнерами и легче
добиться согласия между ними. Самым удачным
блоком «второго поколения» стал основанный
в 1991 Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).
МЕРКОСУР - общий рынок стран Южного
конуса. Интеграционный союз государств
создан на основе Асунсьонского договора,
подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией,
Парагваем, Уругваем в целях создания
Зоны свободной торговли и Таможенного
союза. Договор предусматривает отмену
всех пошлин и нетарифных ограничений
во взаимной торговле четырех стран, свободное
движение капиталов и рабочей силы, введение
единого внешнего тарифа, координацию
политики в области промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых
отношений.10
Главная причина неудач большинства
интеграционных опытов в «третьем мире»
заключается в том, что им не хватает двух
главных предпосылок успешной интеграции
– близости уровней экономического развития
и высокой степени индустриализации. Поскольку
главными торговыми партнерами развивающихся
стран являются развитые страны, то интеграция
стран «третьего мира» друг с другом обречена
на застой. Наилучшие шансы имеют новые
индустриальные страны (именно они преобладают
в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились
по уровню развития к промышленно развитым.
Интеграционные группировки
социалистических и переходных стран.
Когда существовал социалистический
лагерь, то была предпринята попытка объединить
их в единый блок не только политически,
но и экономически. Организацией, регулирующей
экономическую деятельность социалистических
стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической
Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать
первым послевоенным интеграционным блоком,
опередившим появление ЕЭС. Первоначально
он создавался как организация социалистических
стран только Восточной Европы, но позже
в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам
(1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными
блоками по доле мирового экспорта, то
он находился в 1980-е на втором месте, далеко
отставая от ЕЭС, но опережая следующий
за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся
стран. Однако за этими внешне привлекательными
данными скрывались серьезные пороки
«социалистической» интеграции.
По идее, национальные хозяйства
должны были выступать в СЭВ как составные
части единого мирового социалистического
хозяйства. Но рыночный механизм интеграции
оказался заблокирован – этому препятствовали
основы государственно-монополистической
системы хозяйства социалистических стран,
не допускавшей возможности развития
самостоятельных связей предприятий по
горизонтали даже в рамках одной страны,
препятствовавшие свободному движению
финансовых ресурсов, рабочей силы, товаров
и услуг. Чисто административный механизм
интеграции, делающий ставку не на выгоду,
а на подчинение приказу, был возможен,
однако его развитию противились «братские»
социалистические республики, вовсе не
желавшие полного подчинения интересам
СССР. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный
потенциал развития СЭВ оказался исчерпан,
в дальнейшем товарооборот стран Восточной
Европы с СССР и друг с другом начал постепенно
снижаться, а с Западом, наоборот, расти.
Распад СЭВ в 1991 показал, что
тезис советской пропаганды об интегрированности
национальных социалистических экономик
в единую целостность не выдержал испытания
временем. Помимо чисто политических факторов,
главной причиной распада СЭВ стали те
же причины, из-за которых не функционируют
большинство интеграционных группировок
стран «третьего мира»: ко времени своего
вступления на «путь социализма» большинство
стран не достигли той высокой стадии
индустриальной зрелости, которая предполагает
формирование внутренних стимулов к интеграции.
Социалистические страны Восточной Европы
свое участие в СЭВ использовали для стимулирования
своего экономического развития в основном
за счет материальной помощи СССР – в
частности, через поставки дешевого (в
сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда
же правительство СССР попыталось ввести
в СЭВ оплату товаров не по условным, а
по реальным мировым ценам, то в условиях
ослабевшего политического диктата бывшие
советские сателлиты предпочли отказаться
от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный
экономический союз, Центральноевропейское
соглашение о свободной торговле (CEFTA),
и начали переговоры о вступлении в ЕС.