Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ как субъектов административной опеки и отследить их статистику.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-рассмотреть правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;
-определить юридическую ответственность беженцев и вынужденных переселенцев за нарушение законодательства РФ;
-изучить правовые проблемы, связанные с правовым положением беженцев и вынужденных переселенцев.
- изучить статистику беженцев и вынужденных переселенцев в мире и в Росии.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная статистика.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Миграционная служба считает членами семьи только близких родственников, которые живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому не стоит удивляться, если от ваших престарелых родителей или детей, живущих отдельно от вас, потребуют подать свое, независимое от вашего, ходатайство. По закону может получить статус один из членов семьи, прибывший на территорию России, если остальные члены семьи еще не выехали. Однако миграционные чиновники нередко отказывают в признании беженцем или вынужденным переселенцем, например, отца семейства, который приехал подготовить условия для переезда своих близких. Такие отказы противозаконны, их можно обжаловать через суд в течение месяца после получения отказа. Никто не имеет права требовать, чтобы Ваша семья сразу переезжала в полном составе. Закон определяет порядок предоставления статуса каждому человеку индивидуально, независимо от того, выехали или нет остальные члены его семьи. Другое дело, что переезд в одиночку вам же создаст дополнительные неудобства. Например, ссуду на строительство можно получить только на всю семью. Да и другие жизненно важные вопросы будут решаться так, будто получивший статус одинок. Когда же приедут остальные, то всю процедуру получения статуса им придется проходить заново. К тому же доказать факт преследования в этом случае будет сложнее. Лучше, конечно, чтобы оставшиеся на прежнем месте жительства члены семьи одновременно с тем, кто уехал первым в Россию, обратились с ходатайством о получении статуса в посольство (консульство) РФ.

Если говорить о экономических причинах, по которым вы покидаете страну то согласно закону, ни экономические, ни экологические, ни техногенные причины сами по себе не могут служить основанием для предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца. Поэтому, заполняя бланк ходатайства, необходимо сосредоточиться исключительно на тех дискриминационных моментах, которые вынудили вас покинуть место постоянного проживания. О тяжелом экономическом положении стоит упомянуть лишь в том случае, если оно стало следствием преследований по признакам национальностей, вероисповедания и т.д.

Проверять сообщаемые беженцами факты обязаны органы миграционной службы. Они вправе истребовать от соответствующих структур МИДа правоохранительных или других федеральных органов исполнительной власти информацию о положении в тех государствах, откуда прибыли мигранты. Есть общеизвестные обстоятельства, не требующие доказательств: вооруженные действия в горячих точках, этнические преследования в ряде стран, политические кризисы и т.д. Подтверждением тут служат, например, многочисленные сообщения в средствах массовой информации.

Если миграционная служба отказала вам в предоставлении статуса не проверив изложенные в ходатайстве факты, можно обратиться в суд.

Что касается правового положения граждан бывшего СССР, выехавших в Россию до принятия закона «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», то они могли заявить о своем желании получить статус в течение двух месяцев после выхода законов РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». В соответствии с новой редакцией этих законов ходатайство о предоставлении статуса может подавать человек, который находился на территории РФ и не мог вернуться в страну своего постоянного проживания по обстоятельствам, указанным в определении понятий «беженец» и «вынужденный переселенец». Если же предусмотренный двухмесячный срок уже пропущен, ходатайство о статусе от вас теперь никто не примет. Зато в соответствии с законом РФ «О гражданстве РФ вы можете настаивать на своем праве считаться гражданами России, так как на момент принятия Закона «О гражданстве» вы уже проживали на территории РФ. Это относится, в частности, к месхетинским туркам, покинувшим Узбекистан и к бывшим жителям Азербайджана.

Известно, что с 01.10.1993 г. прописка как разрешение на жительство в России отменена и носит теперь вроде бы регистрационный характер. Вынужденный переселенец, например, может самостоятельно выбрать место жительства, проживать не только у родственников, но и у любых других лиц, независимо от размера занимаемой ими жилой площади. Это – по закону, а на практике во многих местах все осталось как в старые времена. Хотя, наличие прописки или отсутствие ее в паспорте не может препятствовать получению статуса беженца или вынужденного переселенца. Прописка, называемая ныне регистрацией, и статус – разные, не зависящие друг от друга вещи.

 

 

 

3.3 Утрата статуса

В Законе "О беженцах" указаны три основания утраты статуса:

1) если беженец получил  российское гражданство (тогда он  может приобрести статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого государства;

2) если он выехал из  России на постоянное жительство  в другую страну;

3) если добровольно обратился  за помощью или защитой к  тому государству, из

которого ранее вынужденно уехал в Россию.

Статус вынужденного переселенца утрачивается:

— с принятием нового гражданства;

— выездом из России на постоянное жительство;

— по истечении срока действия статуса (5 лет).

По закону человека можно лишить статуса беженца или вынужденного переселенца — если человек получил статус на основании умышленно ложных сведений о себе или представил фальшивые документы. Если он осужден по вступившему в законную силу приговору суда за совершенное преступление. Для остальных членов семьи ничего не меняется (кроме, разумеется, уменьшения связанных с составом семьи норм предоставления жилья, ссуд, пособий и т. п.).

Территориальный орган миграционной службы обязан выдавать беженцу и вынужденному переселенцу удостоверение установленного образца. Документ должен выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение только одного из родителей. Законом "О вынужденных переселенцах" прямо предусматривается, что Удостоверение действует на всей территории Российской Федерации. Так что, получив статус, допустим, в Казани, Вы сохраняете все предусмотренные законом права, оказавшись хоть во Владивостоке, хоть в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач: - создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- предупреждение  социального сиротства;

- охрана здоровья  детей семей беженцев и вынужденных  переселенцев;

- оказание социально- психологической и педагогической  помощи детям, внедрение новых  педагогических технологий;

-определение  правовых гарантий детей, защита  их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Ведомствам, которые сталкиваются с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев, следует оказывать им более действенную помощь: по возможности, сокращать сроки получения статуса, гражданства, помогать беженцам и переселенцам в получении необходимых документов, направляя официальные запросы, а не быть сторонним наблюдателем в обустройстве мигрантов.

Ещё одной проблемой является то, что зачастую беженцы и вынужденные переселенцы не имеют доступа к необходимой информационной базе, которая не создана в нужных объёмах и организационных форм.

При защите своих прав беженцы и вынужденные переселенцы часто вынуждены использовать средства судебной защиты: это и для установления фактов, имеющих юридическое значение, и в случаях несогласия с решениями отдельных ведомств и т.п. Однако, и здесь они сталкиваются, как с вышеприведенной проблемой, так и с неимением возможности из-за отсутствия средств пригласить квалифицированного защитника, способного представлять их интересы в суде. Большая работа по оказанию юридической помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в том, числе в суде проводится общественными организациями во всех регионах. К сожалению, объёмы этой помощи явно недостаточны.

Психологическая и культурная депривация, свойственная беженцам и вынужденным переселенцам, усугубляет трудности их адаптации. Данные категории лиц испытывают хронические посттравматические стрессовые расстройства, что сказывается на их последующем психосоциальном, личностном развитии.

Нельзя не отметить, что на федеральном уровне имеется хоть какой-то прогресс в развитии и конкретизации правовой базы. Законы о беженцах и вынужденных переселенцах более детально прорабатываются, приобретают прямое действие. Сделаны попытки облегчить легализацию граждан бывшего Советского Союза на территории России. Принятие Правительством такого рода актов несколько облегчает репатриацию, которая происходит и будет происходить еще долгие годы, вне зависимости от того, будет она подкреплена законодательно или нет.

Хотя, известны случаи (например, в Москве, Саратове и др. городах), когда суд, в значительно короткое время, решает вопрос, из-за которого человек мучился годами, обивая пороги миграционных служб. Суд дает возможность просителю стать (на основе закона) в позицию требующего защиты своих прав.

 

Использованная литература

  1. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах. М.: Юрид. лит., 2009 .- 441с
  2. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о беженцах.- М., Юрид. Лит., 2009 .- 393с.
  3. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В., Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права 20012. № 5/6. С. 108-115.
  4. Анисимов П.В. Организационно- правовые проблемы реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев //Законность. 2012.-№2.-С. 12
  5. Артюнов М.Г. Горячая линия // Права человека. Беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники за рубежом.//Информационный бюллетень. 2012 -№2.-С.15
  6. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 2011. № 12.
  7. Волох В.А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и политика. 2011. № 11. С. 10-11.
  8. Гончаренко Е.В., Гончаренко В.Д. Особенности правового статуса беженцев в Российской Федерации // Вынужденные мигранты и государство. - 2012.-С.31
  9. Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. 2009.- N 16.-С. 11-12
  10. Каткова Н.Н. Правовой статус беженцев в Российской Федерации // Право и жизнь. 2011. N 19.-С.10-12
  11. Котиева Л.И. Правовое регулирование вынужденной миграции в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2012.- 108с.
  12. Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденых переселенцев в субъектах Российской Федерации// Гражданин и право. 2010-№9 .-С. 21-22
  13. Князев С.Д. Административно-правовой статус граждан РФ: // Журнал российского права, 20013.- №2.
  14. Сафонов В.Е., Искендеров Р.Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в Российской Федерации // Миграционное право. 20012.- № 2.
  15. Интернет ресурсы: http://www.gazeta.ru/social/2013/06/19/5386513.shtml

 

Приложение 1

Статистические данные о вынужденных переселенцах на 1 мая 2011 года в разрезе субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации

Вынужденные переселенцы, включенные в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

1

2

3

сем.

чел.

Российская Федерация

19105

51461

Северо-Западный ФО

Архангельская область

10

22

Вологодская область

144

291

Калининградская область

149

371

Мурманская область

3

6

Ненецкий АО

0

0

Новгородская область

208

433

Псковская область

137

271

Республика Карелия

29

67

Республика Коми

13

30

г.Санкт-Петербург и Лен.обл

536

1060

Центральный ФО

Белгородская область

1134

2386

Брянская область

190

430

Владимирская область

90

229

Воронежская область

331

798

Ивановская область

85

180

Калужская область

249

593

Костромская область

71

154

Курская область

136

361

Липецкая область

189

474

г.Москва

19

37

Московская область

133

269

Орловская область

131

265

Рязанская область

105

230

Смоленская область

166

407

Тамбовская область

120

264

Тверская область

145

301

Тульская область

124

263

Ярославская область

48

97

Приволжский ФО

Кировская область

49

117

Нижегородская область

384

958

Оренбургская область

679

1595

Пензенская область

96

227

Пермский край

222

585

Республика Башкортостан

271

673

Республика Марий Эл

28

76

Республика Мордовия

55

117

Республика Татарстан

283

728

Самарская область

777

1839

Саратовская область

264

595

Удмуртская Республика

135

344

Ульяновская область

198

425

Чувашская Республика

49

109

Южный ФО

Астраханская область

146

324

Волгоградская область

365

867

Краснодарский край

703

1598

Ростовская область

49

131

Республика Адыгея

29

82

Республика Калмыкия

1

2

Северо-Кавказский ФО

Республика Дагестан

132

460

Республика Ингушетия

1578

8665

Кабардино-Балкарская Р.

5

7

Карачаево-Черкесская Р.

7

17

РСО-Алания

3615

10581

Ставропольский край

743

1575

Чеченская Республика

0

0

МРУ ФМС России

0

0

Уральский ФО

Курганская область

274

647

Свердловская область

224

541

Тюменская область

156

377

Ханты-Мансийский АО

38

80

Челябинская область

340

820

Ямало-Ненецкий АО

11

24

Сибирский ФО

Алтайский край

483

1194

Забайкальский край

12

22

Иркутская область

157

348

Кемеровская область

481

1084

Красноярский край

267

677

Новосибирская область

439

1068

Омская область

285

741

Республика Алтай

43

101

Республика Бурятия

29

77

Республика Тыва

0

0

Республика Хакасия

41

121

Томская область

151

322

Дальневосточный ФО

Амурская область

10

17

Еврейская АО

8

19

Камчатский край

0

0

Магаданская область

1

3

Приморский край

52

114

Республика Саха (Якутия)

0

0

Сахалинская область

6

11

Хабаровский край

39

67

Чукотский АО

0

0

Информация о работе Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»