Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:06, курсовая работа
Проблема внешнего долга – это одна из самых важнейших в экономике Российской Федерации. Внешние заимствования являются одним из важнейших направлений для участия России в глобальных финансовых процессах.
Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определенные услуги. Платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны.
Оглавление………………………..………...………………………..…………..2
Введение………………………………………………………………..…….…...3
Глава 1. Внешний долг России………………………………….…………..…5
1.1. История формирования внешнего долга РФ….…................................5
1.2. Современная ситуация на рынке внешнего долга…………………….6
Глава 2. Роль внешнего долга России в развитии экономики…………...10
2.1. Динамика внешнего долга России………………………………….10
2.2. Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ……………………………………………………………15
2.3. Влияние внешней задолженности на развитие экономической деятельности России…………………………………………………………….18
Глава 3. Регулирование внешнего долга России…………………………...21
3.1 Способы обслуживания внешнего долга………………………….21
3.2 Внешняя задолженность и ее зарубежные активы ………………...25
Заключение………………………………………………………………....…..28
Список литературы…………………………
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
(РГТЭУ)
Вериго Сергей Александрович
Кандидат экономических наук, доцент
Отметка о допуске (недопуске) к защите_____________
«____»_______________2013г.
(подпись руководителя)
2.1. Динамика внешнего долга России………………………………….10
2.2. Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ……………………………………………………………15
2.3. Влияние внешней задолженности
на развитие экономической деятельности
России…………………………………………………………….
Введение
Проблема внешнего долга – это одна из самых важнейших в экономике Российской Федерации. Внешние заимствования являются одним из важнейших направлений для участия России в глобальных финансовых процессах.
Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определенные услуги. Платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны.
Подобное наблюдается со второй половины 80-х годов, когда СССР, до того имевший незначительный объем внешней задолженности, стал активно привлекать кредитные ресурсы мировых рынков. С 1985 по 1991 г. внешний долг СССР увеличился с 29 млрд. (50%) до 130 млрд. долларов (265%), а за I квартал 2066 г. вырос на 6,3% (на 16,3 млрд. долл.) и составил к началу апреля 274,7 млрд. долларов.
До 1998 года Россия исполняла обязательства по внешнему долгу, но финансовая нестабильность, девальвация рубля, слабеющая экономика и значительная по объему задолженность СССР серьезно подорвали возможности государства по обслуживанию внешнего долга и бросили страну в пропасть кризиса и платежеспособности. Необходимость принятия решения по регулированию внешней задолженности заставила приостановить выплату основной суммы и процентов по долгам СССР и поднять вопрос о его реструктуризации, но в то же время продолжать исполнение обязательств, принятых на себя РФ в качестве суверенного государства.
Размеры внешнего долга соизмеряют с ВВП страны и объемом экспорта. Если внешний долг превышает 60% ВВп или затраты на обслуживание долга превышают 40% экспорта – положение опасное. Высокий размер внешнего долга России в абсолютном, так и в относительном выражении, большое количество ресурсов, отвлекаемых на его обслуживание, придают особую остроту решению проблемы регулирования внешней задолженности.
Постановка целей и создание механизмов для эффективного регулирования – задача экономической политики, решение которой позволило бы ослабить нагрузку на бюджет по обслуживанию внешней задолженности и оптимизировать политику привлечения новых займов.
В этой связи в настоящее время правительство России намерено установить меры с применением более ужесточенных воздействий в решении проблемы регулирования и последующего уменьшения внешнего долга. По-прежнему остаются открытыми важнейшие вопросы в регулировании внешнего долга России. Например, можно ли повысить эффективность мероприятий, направленных на сокращение долговых обязательств?
В моей курсовой работе рассматриваются основные проблемы регулирования внешнего долга России на современном этапе. Особое внимание я обратила на изучение основных проблем регулирования внешней задолженности, инструментах и важнейших стратегических задачах совершенствования регулирования внешнего долга РФ.
Глава 1. Внешний долг России
1.1 История формирования внешнего долга РФ
Внешний долг – общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным долгам, полученным кредитам и процентам по ним в иностранной валюте.
Для России проблема внешнего долга не является новой. До революции 1917 г. Российская империя занимала второе место в мире по величине внешнего долга и первое место по затратам на его обслуживание. В январе 1918 г. Советское правительство аннулировало внутренние и внешние долги, но кредиторы не согласились с этим решением и Российской Федерации в 90-е годы пришлось вернуться к этому вопросу.
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.
Важным фактором обслуживания внешнего долга России стало налаживание контактов с известными международными организациями кредиторов – Парижским клубом, занимающимся межправительственными кредитами, и Лондонским клубом, координирующим вопросы задолженности частным банкам по неправительственным и негарантированным правительственным кредитам. В сентябре 1997 года Россия вступила в действующий еще с 1961 г. Парижский клуб. Это потребовало от нее признать свои обязательства по долгу СССР, отказаться от ряда своих долговых активов (в основном, многих долгов по военным поставкам и части долга стран, находящихся в тяжелом экономическом положении). Однако благодаря членству в Парижском и Лондонском клубах Россия приобрела дополнительные возможности по возврату своих дебиторских долгов и в более удобной форме – в конвертируемой валюте, а самое главное реструктурировать значительную часть своего внешнего долга.
Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (108 млрд долл.), но и продолжает увеличиваться. Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства и налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства. При этом продуманной долговой политики не проводилось, оценка экономической эффективности заимствований отсутствовала. Наращивание последних продолжилось и в первой половине 90-х годов. В результате в 1998 г. внешний долг России (с учетом долга бывшего СССР) составил 156,6 млрд. долларов.
1.2 Современная ситуация на рынке внешнего долга
Благоприятная ситуация для выкупа внешнего долга сложилась в РФ в связи с ростом цен на углеродное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 года достигает величины 1 трлн. долларов.
Круг западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая – задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба – особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.
Вторая группа – это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу – долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ – Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга.
Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед которыми на начало 2005 года составил 44 млрд. долларов, или почти 40% общего внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что Российская Федерация досрочно выплатит по номиналу 16 млрд. долларов. По расчетом Минфина РФ, только в 2007 году страна сэкономит на процентах 450 млн. долларов, а до 2020 года – почти 6 млрд. долларов.
Внешний долг России к началу апреля 2006 года составил 274,7 млрд. долларов. Такие данные приводит Банк России. Российский внешний долг растет, несмотря на досрочное погашение долгов Парижскому клубу кредиторов.
Методология расчета объема внешнего долга Банком России и Минфином принципиально отличается. Последний учитывает в составе внешнего долга лишь средства, заимствованный органами государственной власти России и бывшего СССР (федеральными и региональными), в то время как Банк России учитывает в составе российского внешнего долга также задолженность банковского сектора и нефинансовых предприятий (включая компании с государственным участием).
Таким образом, рост внешнего долга происходит именно за счет роста внешней задолженности банковского сектора и нефинансовых предприятий, а также органов денежно-кредитного регулирования, в то время как долги федерального правительства постоянно снижаются и досрочно погашаются.
Обременительность внешнего долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
Жизнь страны, обремененной внешним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.
Всего же в 2007 году планируется выплатить 6 млрд. долларов. В наличии есть Стабилизационный фонд, из которого в кризисной ситуации можно вынуть деньги. Если таковой ситуации нет, то расплачиваться по внешним долгам можно занимая на внутреннем рынке. Что Минфин и делает сегодня, опираясь на долговую стратегию, которая предполагает постепенное замещение внешнего долга внутренним.
Глава 2. Роль внешнего долга России в развитии экономики
В 2004-2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП)
Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Информация о работе Проблема урегулирования внешней задолженности России