Проблема урегулирования внешней задолженности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внешнего долга – это одна из самых важнейших в экономике Российской Федерации. Внешние заимствования являются одним из важнейших направлений для участия России в глобальных финансовых процессах.
Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определенные услуги. Платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны.

Содержание

Оглавление………………………..………...………………………..…………..2
Введение………………………………………………………………..…….…...3
Глава 1. Внешний долг России………………………………….…………..…5
1.1. История формирования внешнего долга РФ….…................................5
1.2. Современная ситуация на рынке внешнего долга…………………….6
Глава 2. Роль внешнего долга России в развитии экономики…………...10
2.1. Динамика внешнего долга России………………………………….10
2.2. Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ……………………………………………………………15
2.3. Влияние внешней задолженности на развитие экономической деятельности России…………………………………………………………….18
Глава 3. Регулирование внешнего долга России…………………………...21
3.1 Способы обслуживания внешнего долга………………………….21
3.2 Внешняя задолженность и ее зарубежные активы ………………...25
Заключение………………………………………………………………....…..28
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема урегулирования внешней задолженности России.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.[5]

 

Таблица 2

Динамика внешнего долга России

 
Дата

 
Сумма, млрд долл. США

 
1991, 25 декабря

 
95.0

 
1997, 31 декабря

 
123,5

 
2000, 1 января

 
158.7

 
2001, 1 января

 
143.7

 
2002, 1 января

 
133.5

 
2003, 1 января

 
125.7

 
2004, 1 января

 
121.7

 
2005, 1 января

 
114.1

 
2006, 1 января

 
76.5

 
2006, 1 апреля

 
75.2

 
2006, 1 октября

 
50.1

 
2007, 1 января

 
52.0

 
2007, 1 апреля

 
50.7

 
2007, 1 июля

 
47.8

 
2008, 1 января

 
44.9 За счёт падения курса доллара

 
2008, 1 апреля

 
44.1

 
2008, 1 июля

 
41.0

 
2008, 1 октября

 
40.4


 

 
 
 
Внешний долг частного и федерального сектора. 
По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) в первом квартале 2008 год составляет 477 млрд. долл США. По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463.5 млрд. долл США. 
Иностранные государственные долги перед Россией составляют 10,9 млрд долларов. 

Таблица 3 
Внешний долг частного и федерального сектора

 
Дата

 
Сумма, млрд долл. США

 
1994, 1 января

 
117,9

 
1995, 1 января

 
126,7

 
1996, 1 января

 
132,7

 
1997, 1 января

 
153,0

 
1998, 1 января

 
182,8

 
1999, 1 января

 
188,4

 
2000, 1 января

 
178,2

 
2001, 1 января

 
160,0

 
2002, 1 января

 
146,3

 
2003, 1 января

 
152,3

 
2004, 1 января

 
186,0

 
2005, 1 января

 
213,5

 
2006, 1 января

 
257,2

 
2007, 1 января

 
310,6

 
2008, 1 января

 
463,5

 
2008, 1 июля

 
527,1


 
 
 
Государственный внешний долг РФ в 2008 году уменьшился на 9,8% - с 44,9 млрд долларов (30,7 млрд евро) на 1 января 2008 года до 40,5 млрд долларов (28,7 млрд евро) на 1 января 2009 года. Об этом свидетельствует опубликованная в пятницу Минфином России информация о структуре государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года.  
Крупнейшая часть задолженности по-прежнему приходится на еврооблигационные займы РФ - 27,7 млрд долларов (19,6 млрд евро) В то же время, по сравнению с данными на 1 января 2008 года объем этого долга уменьшился на 0,9 млрд долларов (-3,1%), отмечает "Финмаркет". 
Задолженность перед странами - членами Парижского клуба сократилась с 1,8 млрд долларов на 1 января 2008 года до 1,4 млрд долларов. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, также снизилась - с 2,2 млрд долларов до 1,9 млрд долларов. Задолженность перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), сократилась с 1,5 млрд долларов до 1,4 млрд долларов. 

Таблица 5 
Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2009 года млрд. долларов США)

 

 

 

 
1 января 
2008 г.

 
1 апреля 
2008 г.

 
1 июля 
2008 г.

 
1 октября 
2008 г.

 
1 января 
2009 г.

 
1 апреля 2009 г. 
(оценка)

 
Всего

 
465,4

 
479,0

 
528,6

 
542,1

 
484,7

 
453,5

 

 

 
Органы государственного управления


 
37,4

 
36,9

 
34,7

 
32,6

 
29,4

 
28,4

 

 

 
Федеральные органы управления


 
35,8

 
35,2

 
33,1

 
31,1

 
28,1

 
27,2

 

 

 
Новый российский долг


 
28,7

 
28,2

 
28,4

 
26,5

 
23,6

 
22,7

 

 

 
кредиты международных финансовых организаций


 
5,0

 
4,9

 
4,7

 
4,6

 
4,5

 
4,3

 

 

 
МБРР


 
4,3

 
4,2

 
4,1

 
3,9

 
3,8

 
3,6

 

 

 
прочие


 
0,7

 
0,7

 
0,7

 
0,7

 
0,7

 
0,6

 

 

 
прочие кредиты


 
1,7

 
1,8

 
1,6

 
1,4

 
1,4

 
1,2

 

 

 
ценные бумаги в иностранной валюте


 
21,3

 
21,1

 
21,6

 
20,0

 
17,3

 
16,8

 

 

 
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО


 
2,8

 
2,8

 
2,8

 
2,1

 
1,7

 
1,7

 

 

 
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов


 
17,6

 
17,4

 
17,9

 
17,1

 
15,1

 
14,6

 

 

 
ОВГВЗ - VII транш


 
0,9

 
0,9

 
0,9

 
0,8

 
0,4

 
0,4

 

 

 
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)


 
0,3

 
0,1

 
0,2

 
0,2

 
0,1

 
0,1

 

 

 
прочая задолженность


 
0,3

 
0,3

 
0,3

 
0,3

 
0,3

 
0,3

 

 

 
Долг бывшего СССР


 
7,1

 
7,0

 
4,7

 
4,6

 
4,6

 
4,5

 

 

 
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов


 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 

 

 
задолженность перед бывшими социалистическими странами


 
1,5

 
1,6

 
1,5

 
1,4

 
1,4

 
1,4

 

 

 
задолженность перед прочими официальными кредиторами


 
2,2

 
2,2

 
2,0

 
2,0

 
1,9

 
1,9

 

 

 
ОВГВЗ - III, IV, V транши


 
2,0

 
2,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 

 

 
прочая задолженность


 
1,3

 
1,2

 
1,2

 
1,2

 
1,2

 
1,2

 

 

 
Субъекты Российской Федерации


 
1,5

 
1,7

 
1,5

 
1,5

 
1,3

 
1,2

 

 

 
кредиты


 
1,1

 
1,2

 
1,2

 
1,1

 
1,1

 
1,0

 

 

 
ценные бумаги в российских рублях


 
0,4

 
0,4

 
0,3

 
0,3

 
0,2

 
0,2

 
Органы денежно-кредитного регулирования

 
9,0

 
4,1

 
4,2

 
10,2

 
3,3

 
2,1

 

 

 
кредиты


 
7,1

 
1,6

 
0,9

 
6,9

 
0,6

 
0,0

 

 

 
наличная национальная валюта и депозиты


 
1,9

 
2,6

 
3,3

 
3,4

 
2,8

 
2,1

 
Банки (без участия в капитале)

 
163,7

 
171,4

 
192,8

 
197,9

 
166,1

 
147,5

 
Прочие секторы (без участия в капитале)

 
255,3

 
266,6

 
297,0

 
301,4

 
285,8

 
275,5

 

 

 
долговые обязательства перед прямыми инвесторами


 
25,7

 
26,1

 
31,2

 
31,4

 
29,1

 
27,5

 

 

 
кредиты


 
205,6

 
217,7

 
239,6

 
249,3

 
242,0

 
233,5

 

 

 
долговые ценные бумаги


 
18,9

 
17,5

 
16,6

 
11,8

 
6,5

 
6,1

 

 

 
задолженность по финансовому лизингу


 
4,1

 
4,4

 
4,8

 
5,1

 
5,8

 
6,1

 

 

 
прочая задолженность


 
1,0

 
0,9

 
4,8

 
3,9

 
2,4

 
2,3



 

Коммерческая задолженность на 1 января 2009 года выросла до 1,2 млрд долларов с 0,7 млрд долларов на начало 2008 года. Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась с 5,0 млрд долларов до 4,5 млрд долларов. Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) РФ снизилась с 4,5 млрд долларов до 1,8 млрд долларов.

В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 января 2009 они не изменились по сравнению с началом 2008 года и составили 0,6 млрд долларов. 

 

2.2 Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ

 

Внешний долг – наиболее тяжелый долг, поскольку оп нему государство связано с рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.

В целом же последствия внешнего долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

Рост внешнего долга вызывает определенные негативные тенденции для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности. Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономике и ее финансовой сфере.

Следует обозначить характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики нашей страны. Прежде всего важен характер опасности чрезмерного роста внешней задолженности с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности России. Для госбюджета России в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяет более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В тоже время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

По данным банка России, основной рост происходит за счет увеличения полученных кредитов. Так, объем выданных кредитов нефинансовым предприятиям за 2 квартал 2006 г. вырос с $98,7 млрд. до $101,2 млрд., банковскому сектору – с $34,5 млрд до $ 39,9 млрд., органам денежно – кредитного регулирования – с $10.2 млрд. до $15,6 млрд. И хотя государственная политика России сейчас ориентирована на погашение внешних задолженностей при увеличении внутренних заимствований, фактически российские предприятия предпочитают делать займы за рубежом, поскольку их обслуживание обходится гораздо дешевле по причине более низких процентных ставок и постоянного укрепления курса рубля к доллару и евро.

Такие «долговые ножницы» вызывают определенное беспокойство в Министерстве Финансов. Согласно данным внешний долг РФ в течение января-сентября 2006 сократился на 22,9% – со 105,6 млрд., долларов до 72,2 млрд. долларов.

По мнению специалиста департамента по работе с долговыми инструментами инвестиционной компании «Атон» Алексея Ю, минувший год, в течение которого происходило быстрое снижение внешней задолженности, дополнительно усилил эту положительную тенденцию, которая сформировалась уже достаточно давно. «Снижение внешнего долга – это, безусловно, благо, так как ослабляет зависимость России и нашей финансовой системы от стран-кредиторов», – отметил эксперт департамента. По мнению аналитика, достаточно быстрое сокращение российского внешнего долга будет происходить и в наступившем году. При этом наиболее быстро сокращаться так называемая «советская часть долга».

На вопрос о том, как государственном органом относиться к быстрому росту коммерческой задолженности, эксперт Алексей Ю отметил следующее: «Рост корпоративной и банковской задолженности естественен, поскольку субъекты нашей экономики нуждается в кредитах, а наша банковская система небольшая и не выполняет функции посредничества и кредитования. Конечно, ситуация постепенно улучшается, но если сравнить объем российского ВВП и объем тех депозитов, которые имеются на счетах в отечественных банках, то, по сравнению с западными странами, размер последних пока что крайне незначителен».

Сегодня условия для заимствований на внутреннем рынке создаются естественным стихийным путем, что связано с притоком в экономику большого количества нефтедолларов. Но, несомненно, можно содействовать тому, чтобы государственные компании занимали внутри страны, а не за рубежом. Но многое здесь зависит и от руководства самих компаний. К примеру, такая крупная корпорация, как ОАО «РЖД», имеет задолженность в размере всего 60 млн. долларов, которая, к тому же, депонирована в рублях. Если таким же путем пойдут и другие наши компании такие, например, как РАО «ЕЭС», «ГАЗПРОМ», «ТРАНСНЕФТЬ» и другие, то ситуация с внешними корпоративными долгами изменится к лучшему.

Информация о работе Проблема урегулирования внешней задолженности России