Проблема урегулирования внешней задолженности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внешнего долга – это одна из самых важнейших в экономике Российской Федерации. Внешние заимствования являются одним из важнейших направлений для участия России в глобальных финансовых процессах.
Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определенные услуги. Платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны.

Содержание

Оглавление………………………..………...………………………..…………..2
Введение………………………………………………………………..…….…...3
Глава 1. Внешний долг России………………………………….…………..…5
1.1. История формирования внешнего долга РФ….…................................5
1.2. Современная ситуация на рынке внешнего долга…………………….6
Глава 2. Роль внешнего долга России в развитии экономики…………...10
2.1. Динамика внешнего долга России………………………………….10
2.2. Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ……………………………………………………………15
2.3. Влияние внешней задолженности на развитие экономической деятельности России…………………………………………………………….18
Глава 3. Регулирование внешнего долга России…………………………...21
3.1 Способы обслуживания внешнего долга………………………….21
3.2 Внешняя задолженность и ее зарубежные активы ………………...25
Заключение………………………………………………………………....…..28
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема урегулирования внешней задолженности России.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)

Всего же долг иностранных государств на 01.01.2006 года составляет почти 2 триллиона рублей (68,968 млрд. долларов).

Среди должников России числятся в основном азиатские страны. Например, долг Ирака составляет 9,4 млрд. долларов, а Кореи – 4,4 млрд. долларов. Другими крупными должниками являются Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.

Круг западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ – Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Договоренности с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту проблемы внешнего долга и означают для России определенный успех в том смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота. Но этот успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых агентств кредитный рейтинг, о котором так много говорят как о пропуске на международный рынок капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия, 52 поставленная этим рейтингом в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра стран-заемщиков.

Безусловно, России теперь будет несколько легче привлекать кредиты из-за рубежа, в которых она остро нуждается и еще долго будет нуждаться. Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая существенное влияние на размеры и каналы заимствований, если не полностью их определяя. Тем более что главными источниками новых кредитов будут средства официальных кредиторов и международных валютно-финансовых организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам не предоставляются и вряд ли будут предоставляться в ближайшем будущем, по крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.

 

 

 

Заключение

 

Проблема обслуживания внешнего долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов по регулированию внешней задолженности в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться одним из важнейших предметов для обсуждения и в ближайшей перспективе.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что внешний долг нашей страны сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам.

Вместе с тем, прогноз макроэкономического развития России довольно позитивен. Мировая рецессия и падение спроса на российские сырьевые товары неминуемо должны оказывать понижательное давление на наш экономический рост. Однако в противовес ему в результате той же мировой рецессии Россия способна получить выигрыш. За последний год наша страна, с ее десяти процентными темпами роста отдельных рынков оказалась одной из самых быстрорастущих зон в мире. Следствием этого преимущества должен стать прилив капитала в страну – и в виде возврата капитала наших отечественных «сырьевиков», и виде привлечения просто внешнего капитала. Наряду с этим, по данным опросов населения за последние месяцы происходит решительный рост склонности граждан к сбережениям. Это косвенное доказательство того, что страна готова не тратить, а накапливать капитал, а значит, постепенно будут увеличиваться средние масштабы инвестиционных проектов, и это будет поддерживать экономический рост.

Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга РФ является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных преобразований в стране, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Обязательное требование – одобрение ее всеми ветвями власти, национальное согласие относительно ее основного содержания. Реализация программы должна содействовать поддержанию платежеспособности России на базе сохранения экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ 
    (с изменениями от 9 сентября 2008 г.)

  1. Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2008. - № 12. - С.51-55.

  1. Анисимов А.С. Государственный долг России. - М., 2008. – 143 с.

  1. Бокова Ю.Г. Государственный долг. – М.: 2008. – 364 с.

  1. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2008. - N 4. - С.45-48.

  1. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2008. - 432с.

  1. Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2008. - N 8. - С.60-64.

  1. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.

  1. Можайсков А.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу РФ за I квартал 2008 года // Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 12 августа 2008. - № 42—43 (1058—1059)

  1. Платежный баланс и внешний долг России в I полугодии 2008 года // Российская газета. - 2008. - 5 ноября - С.3-12

  1. Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода. — М., 2008. – 48 с.

  1. Титков В. Проблемы управления внешним долгом //Вопросы экономики, 2008. №11. – С. 17-20

  1. Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа. – 2008. – 265 с.

  1. www.cbr.ru

  1. www.budgetrf

  1. www.minfin.ru

 

 


Информация о работе Проблема урегулирования внешней задолженности России