Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель работы: определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма. 2. Проанализировать особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития. 3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.
4. Определить способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг.
Объектом исследования выступает туристический рынок.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
1.1. Понятие, сущность и виды туризма………………………………………………………5
1.2. Особенности рынка международного туризма: роль в мировой экономике, динамика и факторы развития………………………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России…………………….…14
2.2. Способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг……………………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
1.1. Понятие, сущность
и виды туризма…………………………………………
1.2. Особенности рынка
международного туризма: роль
в мировой экономике, динамика
и факторы развития………………………………
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России…………………….…14
2.2. Способы развития и совершенствования
российской сферы туризма на мировом рынке
услуг…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28
По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов, поездок граждан, вызванных экономической необходимостью. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора в экономике способствует росту международных поездок с целью отдыха.
Международный туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Российской Федерации.
Экономика некоторых стран мира серьезно зависит от развития международного туризма, так как он является практически единственным источником валютных поступлений в страну. Причем объем этих поступлений позволяет стране поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан. Помимо этого, туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения.
В России туризм – развивающаяся отрасль и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Тем не менее, с каждым годом российская туристическая индустрия всё более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики не стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяя ресурсы между странами. Стоит отметить, что в России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ.
Поэтому исследование процессов и закономерностей развития международного туризма, а также положения и конкурентоспособности нашей страны на мировом туристском рынке является весьма актуальным.
Цель работы: определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма.
2. Проанализировать особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития.
3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.
4. Определить способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг.
Объектом исследования выступает туристический рынок.
При написании данной работы нами были использованы учебники и учебные пособия отечественных авторов, периодическая литература, а также статьи на официальных сайтах. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
Туризм1, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет собой общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях2. Туризм - это прежде всего деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках3:
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает
выезд из страны (или региона),
где турист постоянно
- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
Основными критериями туризма являются следующие:
1. Изменение места, находящегося
за пределами обычного
2. Перемещение людей в
достаточно короткие
3. Пребывание в другом
месте, при этом место
4. Выезд людей с места
своего постоянного проживания
в иную местность, страну в
целях туризма. Перемещения в
пределах местности
5. Оплата труда из источника
в посещаемом месте. Суть
Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:
Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей4.
Классификация туристической деятельности5 представлена на рис. 1.
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
- Гостиницы и рестораны
(включая обеспечение питанием)
- Услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- Услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
1) Услуги по размещению:
услуги гостиниц и прочих
2) Услуги предприятий общественного питания.
3)Услуги пассажирского
транспорта: междугородные перевозки
железнодорожным транспортом;
4) Услуги туристических
агентств, туроператоров и экскурсоводов:
5) Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
6) Рекреационные услуги
и прочие услуги в области
развлечений: спортивная
7) Различные туристские
услуги: финансовые услуги и
1.2. Особенности
рынка международного туризма:
роль в мировой экономике,
Туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики6. Международный туризм представляет собой сложное, многоцелевое и в ряде случаев разнонаправленное экономическое явление, достаточно полно воплощающее в себе основные присущие глобальной экономике механизмы и последствия. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.
Сегодня туризм — крупнейшая отрасль сферы международных услуг. За высокие темпы роста он признан экономическим феноменом ХХ столетия. За 1950-2011 годы численность международных туристов увеличилась более чем в 37 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 428 раз. В 2011 г. число международных туристических прибытий в мире достигло 924 млн. человек, а валютные поступления от международного туризма составили в 2011 г. 856 млрд. US$. За 2000-2011 годы численность международных туристических прибытий выросла на 36%, а доходы – на 81% 7.