Пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма. 2. Проанализировать особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития. 3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.
4. Определить способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг.
Объектом исследования выступает туристический рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
1.1. Понятие, сущность и виды туризма………………………………………………………5
1.2. Особенности рынка международного туризма: роль в мировой экономике, динамика и факторы развития………………………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России…………………….…14
2.2. Способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг……………………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать файл)

            В России, безусловно, следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны. В первую очередь, необходимо издание базового информационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристских возможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать издание рекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам (культурно-познавательным, экологическим, экстремальным, рыболовным и охотничьим, круизным), а параллельно – издание буклета малого формата «Основная информация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживать рекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельных регионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничные представительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также остается одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следует проводить целевую адресную рассылку рекламной продукции. Следует также возобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов.

            Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.

2. Неразвитость туристской  инфраструктуры. Средний коэффициент  износа российской гостиничной  базы – 69,4%. Учитывая это, можно  полагать, что из 2,5 тыс. гостиниц  туристского класса в более  или менее удовлетворительном  состоянии только 765, остальные нуждаются  в реконструкции и ремонте.  Лишь 22% российских гостиниц соответствуют  мировым стандартам, т.е. могут  претендовать на размещение иностранных  туристов. При среднем количестве  номеров в одной гостинице  250-300, гостиничный фонд России, пригодный  для нормального размещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс.  номеров. В то же время, по  оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу  необходимы 30 тыс. номеров туристского  класса. Помимо гостиниц, следует  отметить нехватку крупных массовых  объектов современной индустрии  развлечения (аквапарков, тематических  парков и т.д.). Остается актуальной  также проблема плохих дорог,  изношенности транспортной базы  и дефицита комфортабельных автобусов.

3. Отсутствие практики  создания субъектами Российской  Федерации благоприятных условий  для инвестиций в средства  размещения туристов и иную  туристскую инфраструктуру.

4. Неблагоприятный для  туристских посещений страны  визовый режим. Завышенная стоимость  виз, длительные сроки их выдачи  и иные консульские правила  усложняют посещение России иностранными  туристами, часто принимающими  решение о поездке на короткое  время за несколько дней до  намечаемой даты выезда.

5. Невысокий уровень сервиса,  несоответствие цен на предлагаемые  услуги качеству этих услуг  (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). Сервис, отвечающий  международным стандартам, способны  обеспечить лишь высококлассные  отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно  дороги, и воспользоваться ими  может только шестая часть  гостей столицы. Мнение иностранных  туристов, предпочитающих комфортабельные  условия проживания и обслуживания, о российском туризме не способствует  формированию привлекательного  облика страны.  В каталоги  зарубежных туристских фирм по  России нередко включается предупреждение  «не ждите привычного для вас  сервиса».

6. Несовершенство законодательной  базы.  Развитие международного  туризма в РФ в последние  20 лет потребовало создания соответствующей  нормативно-правовой базы. В 1994-1998 гг. в указах Президента РФ  поддержка туризма ставится в  число приоритетных задач государства.  Приняты программы развития туризма  в регионах и субъектах Федерации,  в том числе «Концепция развития  международного туризма в Москве  до 2015 года», а также «Концепция  развития туризма в Российской  Федерации». Однако, несмотря на  наличие федерального закона  и почти 40 законов субъектов  Российской Федерации, законодательство  о туризме как отдельная совокупность  правовых норм так и не сформировалось. Одной из главных причин этого  является отсутствие четкого  разграничения компетенции Российской  Федерации и ее субъектов в  области туризма. В настоящий  момент некоторые региональные  законы и правовые акты противоречат  федеральному законодательству  или же, дублируя его, не вносят  ничего нового в сферу правового  регулирования. Федеральный же  закон содержит статьи, противоречащие  Гражданскому кодексу РФ и  закону «О защите прав потребителей».  Кроме того, предметом его регулирования  является преимущественно туроператорская  и турагентская деятельность, он  не распространяется на производителей  услуг в сфере туризма (гостиницы,  санаторно-курортные организации,  перевозчиков, экскурсионные бюро  и др.), а также не определяет  специфику отношений между всеми  участниками туристской деятельности.

7. Проблемы в сфере  торговли товарами и сувенирной  продукцией для туристов. Сувенирная  торговля развита слабо, а в  ряде регионов и местностей  просто отсутствует. Недостаточно  развита система оплаты товаров  по кредитным картам.

8. Недостаток квалифицированных  кадров, политическая и экономическая  нестабильность, обострение криминальной  обстановки и межнациональные  конфликты, отсутствие реальных  инвестиций, сложность получения  виз и т.д. 

            Совершенно очевидно, что для дальнейшего развития туристской отрасли необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма:

1. Создание организационно-правовых  и экономических условий для  ускорения развития въездного  и внутреннего туризма путем:

– предоставления льготного  режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации  внутреннего туризма на территории России;

– создания благоприятного инвестиционного климата для  российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;

– упрощения визовых формальностей  для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности .

2. Формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  туристского продукта на внутреннем  и международном рынках путем:

– разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, регулярной рекламно-информационной работы в периодических средствах  массовой информации;

– издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно – информационной печатной продукции;

– организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создания единого  российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;

– восстановления института  загранпредставительств по туризму  за рубежом, выполняющего функции рекламно-информационных офисов;

– создания и поддержки  официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере  туризма;

– проведения ознакомительных  поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;

– организации Дней РФ в  основных странах, направляющих туристов в Россию.

3. Формирование современной  целостной нормативно-правовой базы.

4. Повышение качества  обслуживания в сфере туризма  путем:

– разработки и внедрения  современной классификации гостиничных  средств размещения;

– создания современной  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

            Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации и Всемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировом туристском рынке. Эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, выйдя к 2014 г. на второе место в мире по этому показателю. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2014 г. составит 10%. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн. При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России может составить 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней.

            Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать местом массового летнего пляжного отдыха, у нас остается много проблем с туристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшие десять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, – уникальными историко-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностью и неповторимым своеобразием.

            Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8%, – весьма высок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений.

Наиболее же привлекательной  для массового туризма и проведения олимпийских игр в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются  в объеме, не меньшем 2,5 млрд. долларов. Так же высоким потенциалом обладают Центральная, Северная и Поволжская территории.

            Выездной туристский рынок страны также обладает большим, но пока слабо задействованным потенциалом. По сравнению с другими странами российские граждане малоактивны. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей отправляются в путешествия, то в России этот показатель составляет всего 21%. Результаты обследования, проведенного в 2010 г., показали, что подавляющая часть россиян (60%) отдыхала, не выезжая из дома. Среди тех, кто все же предпринял путешествие, особенно выделялись москвичи. В дальнее зарубежье жители Москвы ездили чаще жителей Севера в 3 раза, Сибири и Дальнего Востока – в 6 раз, Юга страны – в 11 раз и во много раз чаще, чем население Поволжья и Урала.

            Стоит отметить, что особенность географического положения дает России два существенных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россия граничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главным поставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странам Азии. В ближайшие 20 лет самыми высокими темпами туризм будет развиваться именно в этом регионе. В 2010 г. одной из ведущих стран по развитию въездного туризма стал Китай, который вышел на уровень 36,8 млн. иностранных туристов в год, что составило 5% мирового рынка. Места в первой десятке наиболее популярных стран мира достались также Японии и Корее. Все это дает России шанс увеличить число приезжающих к нам иностранных туристов.

            Итак,  эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

            Туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, и его значение в настоящее время постоянно возрастает.   В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций: это, прежде всего, источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости; международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны; способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма; с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации. Туризм оказывает влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Российская Федерация  обладает высоким туристско-рекреационным  потенциалом. На ее территории сосредоточены  уникальные природные и рекреационные  ресурсы, объекты национального  и мирового культурного и исторического  наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен  широкий спектр потенциально привлекательных  туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью  у российских и иностранных туристов.

Информация о работе Пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами