Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель работы: определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма. 2. Проанализировать особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития. 3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.
4. Определить способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг.
Объектом исследования выступает туристический рынок.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
1.1. Понятие, сущность и виды туризма………………………………………………………5
1.2. Особенности рынка международного туризма: роль в мировой экономике, динамика и факторы развития………………………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России…………………….…14
2.2. Способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг……………………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28
В России, безусловно, следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны. В первую очередь, необходимо издание базового информационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристских возможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать издание рекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам (культурно-познавательным, экологическим, экстремальным, рыболовным и охотничьим, круизным), а параллельно – издание буклета малого формата «Основная информация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживать рекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельных регионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничные представительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также остается одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следует проводить целевую адресную рассылку рекламной продукции. Следует также возобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов.
Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.
2. Неразвитость туристской
инфраструктуры. Средний коэффициент
износа российской гостиничной
базы – 69,4%. Учитывая это, можно
полагать, что из 2,5 тыс. гостиниц
туристского класса в более
или менее удовлетворительном
состоянии только 765, остальные нуждаются
в реконструкции и ремонте.
Лишь 22% российских гостиниц
3. Отсутствие практики
создания субъектами
4. Неблагоприятный для
туристских посещений страны
визовый режим. Завышенная
5. Невысокий уровень сервиса,
несоответствие цен на
6. Несовершенство
7. Проблемы в сфере
торговли товарами и
8. Недостаток квалифицированных
кадров, политическая и экономическая
нестабильность, обострение криминальной
обстановки и межнациональные
конфликты, отсутствие
Совершенно очевидно, что для дальнейшего развития туристской отрасли необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма:
1. Создание организационно-
– предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
– создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
– упрощения визовых
2. Формирование современной
маркетинговой стратегии
– разработки и реализации
рекламно-информационных программ по
въездному и внутреннему
– издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно – информационной печатной продукции;
– организации и проведения
международных туристских выставок,
в том числе создания единого
российского национального
– восстановления института
загранпредставительств по туризму
за рубежом, выполняющего функции рекламно-
– создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
– проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
– организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию.
3. Формирование современной
целостной нормативно-правовой
4. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
– разработки и внедрения
современной классификации
– создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации и Всемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировом туристском рынке. Эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, выйдя к 2014 г. на второе место в мире по этому показателю. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2014 г. составит 10%. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн. При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России может составить 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать местом массового летнего пляжного отдыха, у нас остается много проблем с туристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшие десять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, – уникальными историко-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностью и неповторимым своеобразием.
Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8%, – весьма высок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений.
Наиболее же привлекательной
для массового туризма и
Выездной туристский рынок страны также обладает большим, но пока слабо задействованным потенциалом. По сравнению с другими странами российские граждане малоактивны. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей отправляются в путешествия, то в России этот показатель составляет всего 21%. Результаты обследования, проведенного в 2010 г., показали, что подавляющая часть россиян (60%) отдыхала, не выезжая из дома. Среди тех, кто все же предпринял путешествие, особенно выделялись москвичи. В дальнее зарубежье жители Москвы ездили чаще жителей Севера в 3 раза, Сибири и Дальнего Востока – в 6 раз, Юга страны – в 11 раз и во много раз чаще, чем население Поволжья и Урала.
Стоит отметить, что особенность географического положения дает России два существенных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россия граничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главным поставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странам Азии. В ближайшие 20 лет самыми высокими темпами туризм будет развиваться именно в этом регионе. В 2010 г. одной из ведущих стран по развитию въездного туризма стал Китай, который вышел на уровень 36,8 млн. иностранных туристов в год, что составило 5% мирового рынка. Места в первой десятке наиболее популярных стран мира достались также Японии и Корее. Все это дает России шанс увеличить число приезжающих к нам иностранных туристов.
Итак, эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, и его значение в настоящее время постоянно возрастает. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций: это, прежде всего, источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости; международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны; способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма; с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации. Туризм оказывает влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Российская Федерация
обладает высоким туристско-