Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной торговли услугами;
-динамику и отраслевую структуру международного рынка услуг;
-современное состояние Российского рынка услуг;
-регулирование международной торговли услугами;
-современные тенденции развития рынка услуг.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Особенности международной торговли услугами…………………………………..…5
Классификация международной торговли услугами по секторам………….…8
Динамика и отраслевая структура международного рынка услуг………....15
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России………………………………………………20
2.2Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей сферы услуг России……………………………………………………………………………………………………………….24
2.3 Внешняя торговля услугами России…………………………………………………………..27
Глава 3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Регулирование международной торговли услугами…………………………….….31
3.2 Современные тенденции развития рынка услуг…………………………………….…33
3.3 Направления совершенствования международного рынка услуг…………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………………………….…43
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы
услуг России………………………………………………
2.2Участие иностранных
2.3 Внешняя торговля услугами
России…………………………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования
3.1 Регулирование международной
торговли услугами…………………………….…
3.2 Современные тенденции
3.3 Направления совершенствования
международного рынка услуг…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.
В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих стран является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция, Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и благосостояния страны.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной
-динамику и отраслевую
-современное состояние
-регулирование международной
-современные тенденции
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Большой интерес представляет сфера нематериального производства, так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает 2/3 и в импорте 50%.
Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров. Международная статистика предоставляет ограниченные сведения о структуре мировой торговли услугами.
Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество.
МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги.
Становление зрелого
международного рынка товаров
и его насыщен-ность привели
к увеличению спроса на услуги,
что вызвало интенсивное
Таблица 1
Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг
Показатели |
2003 год |
2005 год |
2007 год |
ВВП Экспорт товаров Экспорт услуг |
0,53 3,94 2,7 |
2,6 2,6 5,0 |
2,9 2,0 1,9 |
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло-жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта
пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно
потребляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государаства или же под строгим его контролем;
• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, ве-лико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различ-ных консультационных услуг;
• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом тор-говли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.
Развиваясь, сфера услуг способствует:
1. Снижению общей материало-, ресурсо-
и энергоемкости ВВП, так как
по этим показателям сфера
услуг примерно в 4 раза уступает
отраслям материального
2. Поглощению избыточной рабочей силы, высвобождающейся в результате повышения производительности труда в отраслях материального производства, так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».
3.Решению территориальных
4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля которой в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более безопасна в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.
5. Открытости экономик
Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести:
1. Социально-культурные и психологические последствия, которые связаны с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций.
2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и порождает их. Так, например, происходит ускоренная индустриализация естественных ландшафтов, строительство дорог, портов.
3. Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного рынка услуг для национальных хозяйства отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать необходимое оборудование для промышленности, значительное количество товаров и продуктов для туристов.
1.2 Классификация международной торговли услугами по секторам
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.
Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.
Услуга в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.
Несмотря на всю условность определения
понятия, многие услуги особенно в последние
десятилетия прошлого века являются
предметом международной
Развитие материального производства, являющееся фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели к значительному разнообразию видов услуг.
Наряду с товарами большой сектор
мировой торговли охватывает рынок
услуг. Во время международных
1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи – 25 видов.
3. Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья – 4 вида.
9. Туризм и путешествия – 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11. Транспортные услуги – 33 вида.
12. Прочие услуги.
Классификация услуг основана на Международной
стандартизированной
Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:
- не торгуемые,
- торгуемые.
Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.
Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством по составлению платежного баланса международного валютного фонда (МВФ) представлена в таблице 2.
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле, другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.
Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг