Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной торговли услугами;
-динамику и отраслевую структуру международного рынка услуг;
-современное состояние Российского рынка услуг;
-регулирование международной торговли услугами;
-современные тенденции развития рынка услуг.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Особенности международной торговли услугами…………………………………..…5
Классификация международной торговли услугами по секторам………….…8
Динамика и отраслевая структура международного рынка услуг………....15
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России………………………………………………20
2.2Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей сферы услуг России……………………………………………………………………………………………………………….24
2.3 Внешняя торговля услугами России…………………………………………………………..27
Глава 3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Регулирование международной торговли услугами…………………………….….31
3.2 Современные тенденции развития рынка услуг…………………………………….…33
3.3 Направления совершенствования международного рынка услуг…………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………………………….…43
Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.
Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).
По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».
Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном этапе.
Из таблицы 5 видно, что по всем странам импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.
Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.
Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.
Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг и нормативно-правовые документы регулирующие данное развитие. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.
А теперь рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на рынок услуг.
Таблица 5 - Объем мирового экспорта и импорта услуг 2006 – 2009 гг. (млн. долл. США)
Экспорт |
Импорт |
||||||||
Весь мир |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Северная Америка |
144567 |
165764 |
185676 |
173545 |
260931 |
283916 |
299005 |
278023 | |
США |
132986 |
141786 |
150865 |
145324 |
231069 |
255455 |
286700 |
268092 | |
Латинская Америка |
57094 |
63980 |
77923 |
64788 |
71234 |
77881 |
80923 |
79084 | |
Западная Европа |
675654 |
709809 |
907532 |
798543 |
921100 |
1097754 |
1209906 |
1176003 | |
Австрия |
25065 |
26454 |
30090 |
26787 |
51098 |
62655 |
66567 |
64095 | |
Франция |
75231 |
101450 |
109865 |
86989 |
73774 |
80954 |
81560 |
78650 | |
Германия |
106653 |
112097 |
124687 |
116098 |
176209 |
201980 |
231657 |
222099 | |
Италия |
74797 |
96432 |
107287 |
105687 |
82098 |
85822 |
87988 |
86000 | |
Нидерланды |
46765 |
60241 |
81097 |
64064 |
75651 |
77433 |
90653 |
84900 | |
Испания |
28342 |
29097 |
34987 |
32194 |
45980 |
52357 |
60732 |
55690 | |
Великобритания |
73922 |
84021 |
97653 |
89432 |
133009 |
154783 |
160900 |
157983 | |
Россия |
31102 |
39256 |
51131 |
41656 |
44715 |
58145 |
75467 |
61746 | |
Aфрика |
34987 |
35420 |
42672 |
33665 |
47676 |
61003 |
67456 |
63001 | |
Азия |
276097 |
290433 |
301865 |
276082 |
444000 |
512073 |
609239 |
576777 | |
Китай |
15087 |
30532 |
46976 |
37978 |
49898 |
54070 |
57091 |
53099 | |
Индия |
10936 |
13328 |
16089 |
15986 |
25451 |
26038 |
30134 |
29013 | |
Япония |
99671 |
104531 |
110980 |
106799 |
109990 |
131723 |
130980 |
117856 | |
Сингапур |
9346 |
10666 |
11091 |
9767 |
22206 |
21245 |
24090 |
22432 |
3.3 Направления совершенствования развития Международного рынка услуг
Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.
Фактически объемы и темпы роста
международной торговли услугами выше
официальных, что объясняется
Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Постепенно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг являются следующие:
- зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
- развитие всех видов
- новые формы связи, в том
числе спутники, иногда позволяют
заменить личные контакты
- ускорившийся процесс
В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:
1. С каждым годом все больше будет разрабатываться и внедряться новых услуг в мировую экономику за счет глобализационных процессов;
2. Произойдет внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению международного рынка услуг;
3. Повысится уровень инфраструктуры на международном рынке услуг за счет развития НТП и интернет технологий;
4. Международный рынок услуг займет доминирующее положение на мировом рынке и постепенно вытеснит рынок товаров;
5. Будут разработаны рациональные системы измерений и оценки
качества мировых услуг, эффективности и производительности.
Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:
1. Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.
2. Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.
3. Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.
4.По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.
5. Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.
6. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.
7. Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличиться объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.
Таким образом, главную роль в развитии международного рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.
Заключение
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.
При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:
1.отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
2.сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
3.специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
4.присоединение к ГАТС позволяет многим странам эффективно использовать преимущества участия в глобальной экономике.
5.оборот услуг практически невозможно регулировать таможенными пошлинами и акцизами, но услуги составляют уже более 20% от объема международной торговли. Рассматриваются различные аспекты международной торговли услугами - субсидирование социальных услуг, регулирование миграции, влияние развития информационных технологий и т.д.
6.мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
7.на развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
8.ускорение развития отраслей услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счет всемерного расширения контактов производителей по линии внешней торговли, иностранных инвестиций, корпоративных и иных связей в целях заимствования передовых технологий, опыта организации и управления, культуры деловых отношений. Это помогло бы ускорить развитие отраслей услуг и тем самым устранить или смягчить структурный дисбаланс и технологическое отставание, тормозящие модернизацию экономики страны.
Список использованной литературы
1.Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2005.- 111с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2007. – 344с.
3.Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. – 667 с.
4.Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2005. – 416 с.
5.Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 343 с.
6.Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.
7.Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 349 с.
8.Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 178 с.
Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг