Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа
К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.
Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91
Как следствие, вопросы закупки вооружений как ключевой элемент национальной безопасности, являются важнейшим элементом внешнеполитического планирования государств Ближнего Востока, в частности Иордании. Помимо всего прочего, это объясняется тем, что подобно Израилю, располагая не самой многочисленной армией, она, с одной стороны, стремится к качественному технико-технологическому превосходству, а с другой – к формированию эффективной системы сдержек и противовесов в условиях неизбежного присутствия в регионе внешней силы. Именно поэтому Иордания ориентируется, во-первых, на передовых производителей и экспортеров вооружений, а во-вторых, на выстраивание конструктивных отношений с региональными лидерами и ведущими мировыми державами, к которым относится и Российская Федерация.
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ДИАСПОРЫ
Диаспоры представляют собой многогранное явление, включающие в себя политические, экономические и культурные пространства, пересекающие границы суверенных государств. Эта система самосоздается и саморазвивается, состоит из совокупности людей одного этноса, проживающих за пределами исторической родины, мигрировавших в результате прямого или косвенного насилия, сохраняющих этническое самосознание, имеющих социальные институты для развития и функционирования данной общности, а также возможность влиять на политическую ситуацию внутри страны и геополитику региона расселения. Соотнесение данного определения с диаспорными общностями в Иордании позволило отнести их к классическим диаспорным общинам, для которых характерны такие признаки как: наличие страны исхода; продолжительность проживания в принимающем государстве; наличие институтов для сохранения этнокультурных ценностей; наличие материальных ресурсов; юридический статус; связи с исторической родиной, постоянность или прерывистость которых зависит от геополитических интересов, как страны исхода, так и государства проживания, по отношению к диаспоре.
Диаспорные общины
Для иорданских адыгов начался
другой период – адаптации
к новым социальным и
Общая
численность Северокавказская
В Османской империи черкесские мухаджиры были расселены в Малой Азии, на Балканах и в Дамасском вилайете, куда в то время входила территория современной Сирии, Иордании и части Палестины.
Эмигрировав, общины оказались в другой языковой и культурно-исторической среде. Перед ними, как и перед любыми этническими группами, находящимися вне материнского этноса, возникла проблема сохранения языка, своеобразия традиционной культуры и обрядности. Оказавшись в Османской империи, мухаджиры должны были влиться в мусульманское общество и приспособить к догмам ислама горские нормативные установки. Те нормы адата, которые не соответствовали
________________________
47 АВПРИ ф.151, Политархив, оп. 482, д.4325, л.3
шариату, или уже не были востребованы в новом обществе (например, регулирование сословных отношений) постепенно исчезали48.
Основными общинами, объединяющих выходцев с Северного Кавказа, являются черкесы и чеченцы, которые достаточно хорошо ассимилировались в стране исторически и активно участвуют во всех областях жизни Королевства, в т.ч. и в его политической и общественной составляющих.
Черкесская община Иордании является одной из самой многочисленной из числа национальных меньшинств. Первоначально, во II пол. 19 века, черкесские народности расселились в районе Аммана, а затем турецкие власти выделили им пустующие земли в других городах и регионах страны – Джераш, Вади Ас-Сир и других. Местами компактного проживания черкесов на территории Иордании являются столичные районы Баядер, Вади Ас-Сир, а также города Сувейлих, Наур, Джераш, Зарка и Русейфа. Сумев сохранить компактность проживания и чувство этнической близости, иорданские черкесы в целом не утеряли свой язык, обычаи, традиции и фольклор.
С первого дня существования Иорданского Хашимитского Королевства черкесы занимали видные посты в правительстве, армии, спецслужбах, что, безусловно, повысило их этносоциальный статус в рамках системы межэтнических коммуникаций страны.
К примеру, первым в Иордании начальником полиции был кавказец Омар Хекмет (1923 г.), а после смерти лидера северокавказцев Мирза-паши, во главе их встал Сейд ал-Муфти, в 1950-х годах занимавший пост премьер-министра.
_________________________
48 Weightman G.H. The Circassians// Readings in Arab Miiddle Eastern Societies and Cultures. The Hague-Paric, 1970, p.94
Кроме того, представители черкесской этнической группы исторически занимали определенные позиции в религиозной, административной и общественной сферах жизни Королевства. Так, председатель Черкесского благотворительного общества Закария Бакир Хорма, получив образование в главном исламском высшем учебном заведении – каирском университете ал-Азхар, был назначен в 1929 году советником Шариатской консультации в правительстве восточной Иордании, затем занимал различные посты в высшем комитете вакфов. Подтверждением высокого социально-политического статуса черкесов служит тот факт, что на открытии в 1940 году здания Черкесского благотворительного общества присутствовал лично эмир Абдалла и ряд ответственных государственных лиц49.
В конце 1940-х годов
Черкесы пользуются
_____________________
49 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа//Русские авторы XIX в. О народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том I. Нальчик, 2001, с.254-260
руководством Мирза-паши…Черкесы взяли на себя защиту эмира Абдуллы»50. Кроме того, перед черкесами встала задача ликвидации мелких ханств на севере страны. Впоследствии, воспринятая на определенном этапе прогосударственная функция в условиях жесткого межэтнического противостояния имела большое значение для дальнейшей жизни северокавказской общины в Иордании.
В благодарность за это на
них и впредь была возложена
почетная миссия охранять
В нынешнем кабинете министров присутствует лишь одна представительница этой диаспоры – министр культуры Иордании Нэнси ______________________________
50 Бадерхан, Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина 19 – первая половина 20 века). М., Институт востоковедения РАН, 2001, с. 80
51 Шинкуба Б. Последний из ушедших. Нальчик, Эльбрус, 1994 г.
Бакир, которая получала образование в т.ч. и на территории бывшего СССР.
В 1932 черкесская община организовала Черкесское благотворительное общество (ЧБО). Создание общественного объединения было обусловлено целым рядом объективных причин, главными из которых являлись создание условий для выживания в инокультурной среде, сохранения черкесов как этноса и полноценной интеграции с титульной нацией. Представители научных и писательских кругов ИХК, являющиеся членами ЧБО, при финансовой поддержке общества публикуют и в королевстве и за рубежом свои труды по этнокультурной, лингвистической, исторической и другим тематикам.
На базе Общества периодически
проводятся демонстрации кино- и
видеоматериалов по истории,
В отношении характера
Одним из основных направлений
деятельности является
Важным структурным органом общества является совет старейшин, одной из основных функций которого является урегулирование межэтнических и межклановых конфликтных ситуаций, в которые попадают члены общины. Третейскому суду в подавляющем большинстве случаев удается полюбовно решать возникающие споры, не доводя их до рассмотрения в государственных судебных инстанциях, включая случаи причинения по неосторожности телесных повреждений, вреда здоровью и нанесению ущерба имуществу (например, всевозможные случаи ДТП в т.ч., и со смертельным исходом).
Община располагает