Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

____________________

15 ejwiki.org

 

               Первые годы правления Абдаллы подтвердили ответственность его подхода. Иордания, наряду с Египтом, продолжает оставаться стабилизирующим фактором в отношениях Израиля с арабским миром. Вместе с тем,  момента вступления на иорданский престол король Абдалла II, как отмечают эксперты сайта «Агентура. Ру», утратил то влияние на

израильско-палестинские отношения, которое имел его покойный отец. На региональном уровне он, бесспорно, уступает египетскому президенту Хосни Мубараку. Его позиции на Западном берегу Иордана и, особенно в Восточном Иерусалиме также значительно ослабли.

            При короле Хусейне хашимитский престол имел немалое влияние на религиозную жизнь в этом районе и даже считался хранителем мусульманских святынь. Теперь об этом почти никто не вспоминает. Однако главное испытание Абдалле еще предстоит преодолеть. Наиболее серьезная опасность его режиму кроется в самой Иордании. Недавние террористические акты — тому свидетельство.

              Уместно напомнить, что в Иордании организованную оппозицию режиму представляют различные исламистские группировки, которых в королевстве больше десятка. Многие из них тесно связаны со своими единомышленниками на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газы. Это в первую очередь касается отделения «Аль-Ихван аль-Муслимун» («Братья-мусульмане»), «Хамаса» и ряда группировок «Аль-Джихад аль-Ислами» («Исламский джихад»). Основной их костяк составляют палестинцы.

              Вместе с тем палестинская община в Иордании (более 60% населения) в большинстве своем традиционно придерживается оппозиционных настроений. Почти все теракты, прошедшие в Хашимитском королевстве с момента его образования, также были делом рук палестинцев.

            В настоящее время общая ситуация на Ближнем Востоке крайне осложнилась - после начала "Интифады аль-Акса" и эскалации насилия между Израилем и Палестинской автономией. Правительства умеренных арабских государств вынуждены учитывать настроения "улицы", требующей антиизраильских действий. В Иордании, где большинство населения составляют палестинцы, положение особенно сложное. Тем не менее, протяженная граница Израиля с Иорданией продолжает оставаться спокойной. Немногочисленные попытки террористов пересечь ее с восточной стороны пресекаются иорданскими силами безопасности. Такое положение полностью отвечает интересам Израиля.

               Россия, в свою очередь, исторически вовлечена в проблему ближневосточного урегулирования. С 2002 года в качестве основного механизма для достижения целей России является ее активизация в «Квартете». При этом необходимо учитывать резко изменившуюся позицию США и ЕС по вопросам ближневосточного урегулирования. В настоящее время позиция двух этих ключевых игроков фактически совпадает с российской, что создает впервые за много десятков лет реальную перспективу доведения процесса БВУ до логического конца. Косвенным подтверждением этому явилось положительная реакция участников «квартета» на проведение в Москве в 2009 году международной конференции по БВУ, судьба которой долго была «под вопросом». Этой трансформации позиции способствовал провал стратегии американцев и европейцев по блокаде контактов с ХАМАС и вытеснение его с международной арены. Последние шаги Вашингтона и Брюсселя свидетельствуют о том, что указанная стратегия пересматривается в пользу международной легитимизации ХАМАС в случае победы его на выборах в 2010 году. В этой связи Россия, несомненно, ориентируясь на администрацию лидера ПНА М.Аббаса, тем не менее, продолжит свои контакты с ХАМАС на различных уровнях. В настоящее время – в большей степени в форме неофициального обмена мнениями. В случае победы на выборах – следует ожидать активизации контактов на официальном уровне. В качестве основного условия активизации таких контактов является признание ХАМАС основных требований «квартета» - отказ от насилия, признание Израиля и ранее подписанных соглашений между ООП и Израилем. На сегодняшний день выполнено первое условие, фактически выполнено второе, выполнение третьего должно последовать за победой ХАМАС на выборах и вхождения в ООП.

            В этой связи Россия будет поддерживать усилия иорданских посредников в рамках стимулирования «внутрипалестинского диалога» и достижения консенсуса между двумя сторонами. Также оказала влияние неудачная операция Израиля по силовой нейтрализации военной инфраструктуры ХАМАС. По ее итогам стало очевидно, что ни Израиль, ни США и ЕС не готовы морально к такому разрешению противостояния. Сейчас приходит осознание того, что «внутрипалестинский диалог» является «краеугольным камнем» БВУ. Невозможно вести диалог с Израилем с двух оппонирующих друг другу палестинских площадок, это не дает гарантии надежности заключенных соглашений. Одновременно эта ситуация стимулирует создание «проблемного» арабского государства, что невыгодно ни Израилю, ни международному сообществу. Единственным критерием «легитимности» в этом случае являются выборы. Их проведение становится решающим фактором и «отправной точкой» для всего БВУ.

               Россия намеренно отдает приоритет «убеждения» Израиля США. Это обусловлено, прежде всего, традиционно крепкими стратегическими связями между двумя этими странами. Россия сознательно не пошла на принятие предложений министра иностранных дел Израиля А.Либермана об «установлении с Россией двухсторонних отношений стратегического характера»16. В Москве не верят в искренность предложений израильской стороны и рассматривают его только лишь как попытку расколоть «квартет»

___________________

16 Е.Е.Кирсанов. Подход России к вопросам ближневосточного урегулирования (iimes.ru)

в условиях образовавшегося  консенсуса. В этой ситуации Москва будет лишь формальным игроком в «выкручивании рук Израилю», что, несомненно, приносит дополнительные дивиденды в глазах «арабского мира» и не сильно навредит репутации России в глазах израильского сообщества.

                Россия также будет продолжать гуманитарные поставки в ПНА, дабы не превращать ее в инструмент коллективного наказания палестинцев за их демократический выбор. Правительство России выделило неотложную финансовую помощь ПНА в размере 10 млн. долларов. В качестве члена «квартета» российская сторона активно поддержала разработку Евросоюзом специального механизма предоставления помощи палестинскому населению.

                В России с особым вниманием отслеживают серьезные перемены, которые переживает в настоящее время Ближний Восток. Руководство арабских стран ведет дело к углублению экономических реформ и постепенной модернизации государственных и общественных структур. В Москве разделяют активно высказываемую арабами точку зрения о том, что навязывание извне «готовых рецептов» – верная дорога к новым, еще более серьезным проблемам. Двигаться по пути реформ следует с учетом исторических традиций, в русле культурной и конфессиональной самобытности каждой страны. Именно эту линию Россия проводит в качестве нынешнего председателя в «Группе восьми» в рамках известной инициативы «восьмерки» о партнерстве с регионом Ближнего Востока и Северной Африки.

          Еще одной актуальной темой  является ситуация вокруг Ирака.  Здесь позиции Москвы и Аммана  практически совпадают: наши страны  последовательно выступают за скорейшее восстановление суверенитета и сохранение территориальной целостности Ирака. Иордания всеми силами содействует нормализации ситуации вокруг этой страны, имеющей для королевства стратегическое в экономическом плане значение (до начала войны 2003г. Ирак являлся эксклюзивным поставщиком нефти в королевство). Резолюции 1483, 1500 и 1511 СБ ООН открывают возможность для вовлечения ООН и ее Генсекретаря в работу по продвижению процесса политического переустройства и экономического возрождения Ирака. Вместе с тем, ясно, что потребуются усилия международного сообщества для того, чтобы обеспечить перелом в иракской ситуации и преодоление кризиса при полнокровной роли ООН в возрождении этой страны.

          Обсуждаются и другие проблемы  международной и региональной политики с акцентом на координацию действий, направленных на сохранение стратегической стабильности и противодействие угрозе международного терроризма, перспективы дружественных российско-иорданских отношений с прицелом на их дальнейшее укрепление.

          Отношения Иордании с Россией в целом носят позитивный характер. Амман заинтересован в поддержании политических связей с Российской Федерацией, считая, что это способствует упрочению позиций королевства в регионе. 26 августа 2002 года в сопровождении супруги Рании 39-летний монарх Абдалла бен Хусейн с первым визитом прибыл в Россию. В ноябре 2002 г., ноябре 2003 г., сентябре 2004 г. и августе 2005 г. - рабочие визиты иорданского монарха в Россию. В июне и июле 2003 г. в Аммане побывал И.С.Иванов17

           12-13 февраля 2007 г. Иорданию посетил В.В.Путин. В рамках официальной программы визита в Амман было подписано соглашение о создании Российско-иорданского делового совета и состоялось его первое учредительное заседание. Подписи под соглашением поставили председатель

_______________________

17 Первый раз - для участия во встрече “четверки” международных посредников в ближневосточном урегулировании, второй - в рамках поездки по странам региона (материалы МИД России)

 совета директоров «Система-Инвест» Е.Г.Новицкий и президент Торговой палаты Иордании Хайдер Мурад. В ходе визита в Иорданию были подписаны следующие документы: совместное российско-иорданское заявление о дальнейшем углублении отношений дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Иорданским Хашимитским Королевством; соглашение между правительствами России и Иордании о поощрении и взаимной защите капиталовложений; соглашение о создании Российско-иорданского делового совета; контракт между ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» и King Abdullah II Design and Development Bureau на продажу вертолетов Ка-226. Было заключено соглашение по содействию защите инвестиций и созданию совместного совета делового сотрудничества между торговыми палатами Москвы и Аммана. Это поможет укреплению отношений между частным сектором Иордании и России.

           В части, касающейся политических аспектов состоявшихся консультаций, отмечено созвучное с позицией «умеренных» мусульманских режимов видение Россией дальнейших путей БВУ. В связи с этим обращается внимание на готовность РФ использовать свой ресурс постоянного члена СБ ООН и международного «квартета» для обеспечения поддержки плана «Дорожная карта» и «общеарабской инициативы». Конструктивная роль России видится и в ее предложениях по активному привлечению к работе «четверки» региональных участников мирного процесса – Саудовскую Аравию, Иорданию и Египет. Надежды в Аммане связывают также с посредническими усилиями российской стороны по преодолению противоречий между основными палестинскими группировками Фатх и Хамас, закреплению исламистов на умеренных программных установках. В этом плане, как полагают в окружении короля Абдаллы II, Москва могла бы оказать воздействие на Дамаск и Тегеран, побуждая их к более конструктивным действиям на палестинском направлении.

        Положительный отклик в Аммане  вызвала продемонстрированная в  ходе дискуссий на высшем уровне  позиция РФ по Ираку и Ливану, ситуации вокруг иранского «ядерного  досье». Так, неприятие Россией  силового вмешательства США в дела Багдада видится иорданской стороной в привязке к сложившемуся во властных структурах ИХК18 мнению о безальтернативности внутрииракского диалога, как единственного средства преодоления существующих этно-конфессиональных противоречий. Приветствуется также намерение России содействовать стабилизации положения в Ливане. В представлении руководства ИХК, одним из свидетельств взвешенной линии России на Ближнем Востоке является ее понимание озабоченности арабов в отношении ядерных разработок Ирана. В Аммане придерживаются мнения, что на фоне милитаристских приготовлений США повышение значения РФ в урегулировании кризиса могло бы быть достигнуто за счет наращивания дипломатических усилий Москвы с целью принуждения Тегерана к возобновлению сотрудничества с ООН и МАГАТЭ. Иорданцами выражается заинтересованность в развитии собственных проектов в области атомной энергетики при технической и консультативной помощи России.

         Важным моментом прошедших двусторонних контактов выступают также единые точки зрения президента В.Путина и короля Абдаллы II на проблему борьбы с экстремизмом и трансграничным терроризмом. Данное обстоятельство может быть использовано нашей страной для перенятия опыта ИХК в профилактике подобных негативных явлений. Например, путем популяризации в мусульманских субъектах РФ (особенно в республиках

__________________

18 Здесь и далее: Иорданское Хашимитское Королевство

 Северного Кавказа)  положений «Амманского послания»,  отражающего взвешенные подходы  Хашимитского Королевства к вопросам религии19.  Демонстрацией готовности Москвы к таким шагам стало включение в состав президентской делегации руководителей Татарстана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи.

         Однако между Россией и ИХК  существуют некоторые противоречия в области борьбы с терроризмом. В частности, решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года организация «Братья-мусульмане» признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена. В решении суда говорится следующее: «”Братья-мусульмане” – организация, в основу деятельности которой положены идеи основных её теоретиков и лидеров Хассана аль-Банны и Сейида Кутба. Цель – устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания “Великого исламского халифата” первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. В ряде государств Ближнего Востока запрещена законом (Сирия, Иордания)».

_______________________

19 В нем говорится, что ислам основан на веротерпимости и гуманизме, отвергает экстремизм, так как он противоречит принципам ислама. Послание утверждает исламские ценности, проповедует истинные исламские понятия веры, которые уважают человеческую жизнь и создают почву для мирного сосуществования всех граждан независимо от их религиозных убеждений. Иордания прилагает активные усилия к тому, чтобы остановить несправедливые нападки на ислам, утвердить правильное понимание этой религии. Эта иорданская идея вытекает из исторического наследия Иорданского Хашимитского Королевства, которое восходит к династии пророка Мухаммеда. Король Абдалла II стремится показать светлый облик ислама и решительно выступает против тех сил, которые своей экстремистской деятельностью пытаются изолировать от остального мира мусульман

 

Однако иорданское правительство заявляет, что иорданское отделение попавшей в список террористических организаций в России организации

«Братья-мусульмане»  – законная структура, действующая  в рамках конституции и законодательства Хашимитского королевства.

            По окончании визита, выступая перед представителями СМИ, В.В.Путин отметил, что «значительный импульс к возрождению взаимовыгодного делового сотрудничества был дан и Торгово-промышленной палатой России. Здесь по инициативе ее председателя господина Примакова был создан 3 года назад Российско-арабский деловой совет. Он успешно работает. И сейчас крайне важно всемерно развивать позитивные тенденции экономического сотрудничества с арабским миром».

Информация о работе Российско-иорданские отношения