Создание и современная деятельность МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являлось изучить создание и современную деятельность МВФ.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:
а) изучить историю создания МВФ;
б) изучить принципы, цели и задачи деятельности МВФ;
в) изучить современную организационную структуру МВФ;
г) проанализировать деятельность МВФ в предоставлении кредитов;
д) проанализировать регулирование ликвидности и курсовая политику, проводимую МВФ;
е) проанализировать политику надзора и техническую помощь, проводимую МВФ;
ж) изучить и проанализировать историю взаимоотношений МВФ с Украиной
з) проанализировать современное состояние взаимоотношений МВФ с Украиной
и) рассмотреть сотрудничество МВФ с Россией.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика МВФ
1.1 История создания и функции МВФ
1.2 Основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ
1.3 Современная организационная структура
2 Основные направления деятельности МВФ
2.1 Предоставление кредитов
2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика
2.3 Политика надзора и оказание технической помощи
3 Сотрудничество МВФ с Украиной
3.1 Кредиты, предоставляемые МВФ России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дубровская Д. Создание и современная деятельность МВФ.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ФГБОУ ВПО  ИрГУПС)

 

 

Факультет Экономики и финансов

Кафедра Мировой экономики и экономической теории

 

 

 

Создание и современная деятельность МВФ

КР.460500.080100.62-2014

 

 

 

Выполнила: студентка гр.Э.1-11-1 Дубровская Д.Г.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Самарина М.В. 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2014 

Содержание

Введение

1 Общая характеристика МВФ

    1. История создания и функции МВФ
    2. Основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ

1.3 Современная организационная структура

2 Основные направления деятельности  МВФ

2.1 Предоставление кредитов 

2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика

2.3 Политика надзора и  оказание технической помощи

3 Сотрудничество МВФ сУкраиной

3.1 Кредиты, предоставляемые  МВФ России

Заключение

Список использованных источников



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особое место среди международных валютно-кредитных институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ).

МВФ наряду с МБРР были учреждены на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июня 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Их создание было направленно на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны, обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков.

Именно Фонд является организацией, которая определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.

Крушение жесткой Бреттон-Вудской и создание более гибкой Ямайской мировой валютной системы явилось отражением серьезного изменения в расстановке сил между промышленно-развитыми странами. США утратили господствующие позиции в мировой экономике и образовались три «центра силы»: США, ЕЭС и Япония. Следствием этого усилились функции МВФ в качестве координатора политики стран-членов Фонда. Одновременно произошла модификация страновой географии деятельности МВФ. Основными объектами его кредитной деятельности стали развивающиеся страны.

В этом контексте анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере.

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.

В настоящий момент безусловный научный интерес вызывает также рассмотрение сотрудничества Украины с МВФ. Украина, в условиях политического и экономического нестабильного состояния, нуждается в выработке нового подхода к взаимоотношениям с МВФ.

Целью данной курсовой работы являлось изучить создание и современную деятельность МВФ.

Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:

а) изучить историю создания МВФ;

б) изучить принципы, цели и задачи деятельности МВФ;

в) изучить современную организационную структуру МВФ;

г) проанализировать деятельность МВФ в предоставлении кредитов;

д) проанализировать регулирование ликвидности и курсовая политику, проводимую МВФ;

е) проанализировать политику надзора и техническую помощь, проводимую МВФ;

ж) изучить и проанализировать историю взаимоотношений МВФ с Украиной

з) проанализировать современное состояние взаимоотношений МВФ с Украиной

и) рассмотреть сотрудничество МВФ с Россией.

В данной работе 3  главы, в каждой главе 3 параграфе. В работе представлено 3 таблицы, 4 рисунка. Курсовая работа выполнена в объеме тридцати семи страниц на основе двадцати семи источников.

 

 

 

 

1Общая характеристика МВФ

1.1 История создания МВФ

 

МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях; в результате на Бреттонвудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или Статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов.

МВФ начал свое существование в декабре 1945 года, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. В течение десятилетий, прошедших со времен Второй мировой войны, в мировой экономике и валютно-финансовой системе, помимо роста благосостояния, произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации и реформ. Быстрый прогресс в области технологии и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию более тесных связей между экономиками стран. В результате этого возникающие финансовые кризисы теперь обычно быстрее распространяются между странами [21].

В условиях такой растущей интеграции и взаимозависимости в мире экономическое благополучие любой страны как никогда зависит от показателей экономики других стран и от наличия открытой и стабильной глобальной экономической среды. От экономической и финансовой политики, проводимой отдельными странами, в равной степени зависит, насколько хорошо или плохо функционируют мировая торговая и платежная система.

Таким образом, глобализация требует развития более активного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, возлагает дополнительную ответственность на международные учреждения, организующие такое сотрудничество, в том числе на МВФ.

Цели МВФ также приобрели более важное значение в связи с ростом числа его членов. Число государств-членов МВФ возросло более чем вчетверо по сравнению с 44 государствами, участвовавшими в его создании, что, в частности, было связано с обретением политической независимости многими развивающимися странами и позднее - с распадом советского блока.

Рост числа государств-членов, а также изменения в мировой экономике требуют от МВФ принятия различных мер адаптации, для того чтобы продолжать эффективно выполнять свои функции.

Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов (то есть фактически стоимость своих валют в долларах США, а в случае США — стоимость доллара США в золотом эквиваленте) на определенных уровнях, которые могли корректироваться, но только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта так называемая бреттонвудская система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США ( и долларовых резервов правительств других государств) в золото [25].

С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.

 

1.2 Основные цели, задачи и принципы деятельности МВФ

 

Цели Международного Валютного Фонда:

1. Способствовать развитию международного  сотрудничества в валютно-финансовой  сфере в рамках постоянного  учреждения, обеспечивающего механизм  для консультаций и совместной  работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать процессу расширения  и сбалансированного роста международной  торговли и за счет этого  добиваться достижения и поддержания  высокого уровня занятости и  реальных доходов, а также развития  производственных ресурсов всех  государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный  режим среди государств-членов  и избегать использования девальвации  валют в целях получения преимущества в конкуренции.

4. Оказывать помощь в создании  многосторонней системы расчетов  по текущим операциям между  государствами-членами, а также в  устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой  торговли.

5. За счет временного предоставления  общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

6. В соответствии с вышеизложенным  – сокращать продолжительность  нарушений равновесия внешних  платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы  этих нарушений [19].

Основная задача МВФ состоит сегодня в поддержании стабильности международных валютных отношений, с тем чтобы способствовать международному экономическому росту, развитию международной торговли и достижению на этой основе высокого уровня занятости и доходов. Стабильность в международных валютных отношениях поддерживается доверием в валютных отношениях между государствами, международном сотрудничестве и уменьшением степени несбалансированности платежных балансов. МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежного баланса. Он может позволить им прибегнуть к заимствованиям на основе средств фонда в конвертируемой валюте, т.е. воспользоваться возмещаемыми впоследствии кредитами. Эти заимствования предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом.

В своей кредитной политике Фонд руководствуется следующими основными принципами:

1. Страна – заёмщик должна  быть готова следовать политике, намеченной для преодоления проблем  ее платежного баланса;

2. Политика страны должна быть  совместима с целями МВФ и  должна способствовать избеганию  введения или усиления ею торговых  и валютных ограничений;

3. Политика страны должна быть  направлена на преодоление проблемы  платежного баланса в течение периода не длительного характера;

4. Политика страны должна вести  к увеличению ее валютных резервов  с тем, чтобы она могла выкупать  свою национальную валюту у  МВФ, т.е. погашать ее кредиты [21].

 

1.3 Современная организационная структура

 

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР. Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ [25].

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран - бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,08 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 % [21].

Информация о работе Создание и современная деятельность МВФ