Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являлось изучить создание и современную деятельность МВФ.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:
а) изучить историю создания МВФ;
б) изучить принципы, цели и задачи деятельности МВФ;
в) изучить современную организационную структуру МВФ;
г) проанализировать деятельность МВФ в предоставлении кредитов;
д) проанализировать регулирование ликвидности и курсовая политику, проводимую МВФ;
е) проанализировать политику надзора и техническую помощь, проводимую МВФ;
ж) изучить и проанализировать историю взаимоотношений МВФ с Украиной
з) проанализировать современное состояние взаимоотношений МВФ с Украиной
и) рассмотреть сотрудничество МВФ с Россией.
Введение
1 Общая характеристика МВФ
1.1 История создания и функции МВФ
1.2 Основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ
1.3 Современная организационная структура
2 Основные направления деятельности МВФ
2.1 Предоставление кредитов
2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика
2.3 Политика надзора и оказание технической помощи
3 Сотрудничество МВФ с Украиной
3.1 Кредиты, предоставляемые МВФ России
Заключение
Список использованных источников
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.
Рисунок 3 – Обслуживание МВФ внешнего долга.
В-пятых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики [23].
2.3 Политика надзора и оказание технической помощи
Вероятно, наиболее известными аспектами деятельности МВФ являются рекомендации по экономической политике и кредиты на проведение
реформ, предоставляемые странам в период экономических кризисов. Однако МВФ также регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику, налоговую политику и администрацию и официальную статистику. Цель этой работы состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию процесса разработки и осуществления экономической политики государств-членов, в том числе путем повышения квалификации персонала ответственных учреждений, таких как министерства финансов и центральные банки. Техническая помощь
дополняет рекомендации по экономической политике и финансовую помощь МВФ государствам-членам; на ее долю приходится приблизительно 20 процентов административных затрат МВФ.
МВФ начал предоставлять техническую помощь в середине 1960-х годов, когда большое число стран, получивших независимость, обратилось к нему за помощью в организации центральных банков и министерств финансов. Еще одно увеличение технической помощи пришлось на начало 1990-х годов, когда страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза начали переход от централизованного планирования к рыночной экономической системе. С недавнего времени МВФ увеличил объем технической помощи в рамках работы по укреплению архитектуры международной финансовой системы. Он, в частности, помогает странам в укреплении их финансовой системы, совершенствовании методов сбора и распространения экономических и финансовых данных, усилении их налоговой и правовой систем и улучшении банковского регулирования и надзора. Он также предоставляет значительный объем рекомендаций по операционным вопросам странам, которым пришлось восстанавливать государственные институты после серьезных гражданских волнений или
войн.
Техническая помощь дополняет рекомендации по мерам политики и
финансовую помощь со стороны МВФМВФ оказывает техническую помощь и проводит подготовку кадров в четырех областях:
• укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем предоставления рекомендаций по регулированию банковской системы, надзору за ней и ее реструктуризации, управлению валютными средствами и валютным операциям, системам клиринга и расчетов по платежам и по структуре и развитию центральных банков;
• поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере посредством рекомендаций по налоговой и таможенной политике и администрации, составлению бюджета, управлению расходами, разработке систем социальной защиты и управлению внутренним и внешним долгом;
• подготовка статистических данных, управление ими и их распространение, а также повышение качества данных;
• составление и анализ экономического и финансового законодательства.
МВФ организует курсы обучения для сотрудников правительственных учреждений и центральных банков государств-членов в своей штаб-квартире в Вашингтоне и региональных учебных центрах в Бразилии, Вене, Сингапуре и Тунисе.
Сотрудники МВФ, а также работающие по контракту консультанты и эксперты, оказывают техническую помощь в ходе своих поездок на места. Дополнительное финансирование технической помощи МВФ и его деятельности по подготовке кадров предоставляют правительства таких стран, как Япония и Швейцария, а также международные организации, включая Всемирный банк, Европейский союз, Организацию экономического
сотрудничества и развития и Программу развития Организации Объединенных Наций.
Рисунок 4 – Техническая помощь МВФ по регионам.
3 Сотрудничество МВФ с Украиной
3.1 История взаимоотношений МВФ с Украиной
Украина стала членом МВФ в 1992 г. в соответствии
с Законом Украины «О вступлении Украины
в Международный валютный фонд. Международного
банка реконструкции и развития, Международной
финансовой корпорации, Международной ассоциации развития
и Многостороннего агентства по гарантиям
инвестиций», который был принят 3 июня
1992 года. В настоящее время квота Украины
в Фонде составляет 1,37 млрд. СДР (Special Drawing
Rights - «Специальные права заимствования»
- специальная безналичная денежная единица,
выпускаемая Международным валютным фондом).
С 1994 г. сотрудничество Украины с МВФ было
активизировано по таким программам, как:
STF, Stand-by и «Механизм расширенного финансирования»
(EFF), средства по ним в основном направляются
на финансирование дефицитов платежного
и торгового балансов страны. Важным направлением
использования кредитов и займов МВФ стало
также формирование валютных резервов.
В частности, за счет кредитов МВФ Украина
провела денежную реформу и ввела конвертируемость
гривны по текущим операциям. В табл. 1
представлена в виде цифр двадцатилетняя
история отношений между Фондом и Украиной.
Таблица 1 - Займы МВФ Украине, погашение
и обслуживание займов МВФ (СДР*) [24]
Года |
Перечисление средств займов |
Погашение основного долга |
Выплата процентов |
1994 |
249.325.000 |
0 |
38.868 |
1995 |
787.975.000 |
0 |
27.551.931 |
1996 |
536.000.000 |
0 |
51.289.813 |
1997 |
207.262.000 |
0 |
74.062.799 |
1998 |
281.815.500 |
77.331.250 |
84.795.670 |
1999 |
466.600.000 |
407.031.249 |
80.734.514 |
2000 |
190.070.000 |
643.491.270 |
92.499.478 |
2001 |
290.780.000 |
361.231.584 |
68.164.641 |
2002 |
0 |
140.748.392 |
42.719.449 |
2003 |
0 |
144.516.665 |
31.075.544 |
2004 |
0 |
201.800.002 |
30.057.314 |
2005 |
0 |
202.825.419 |
34.108.497 |
2006 |
0 |
278.974.998 |
35.979.125 |
2007 |
0 |
278.975.000 |
25.278.365 |
2008 |
3.000.000.000 |
215.618.334 |
8.608.160 |
2009 |
4.000.000.000 |
57.283.337 |
87.374.376 |
2010 |
2.250.000.000 |
0 |
157.671.211 |
2011 |
0 |
0 |
230.042.458 |
2012 |
0 |
2.234.375.000 |
198.041.797 |
2013 |
0 |
3.656.250.000 |
110.651.324 |
Всего за 20 лет общения Украины с Международным валютным фондом она получила от него средств на сумму 12.259.827.500 СДР. Округленно - 12,26 млрд. СДР. По состоянию на 1 марта 2014 года курс СДР был таков: 1 СДР = 1,5414 долл. США. Таким образом, Украина за два десятилетия по сегодняшнему курсу получила 18,9 млрд. долл [8].
Из двадцати лет «сотрудничества» Украины с Фондом 9 лет перечисления средств займов МВФ вообще не происходили. Это периоды 2002-2007 гг. и 2011-2013 гг. Более ¾ всех средств займов Фонда были перечислены в течение трехлетнего периода 2008-2010 гг. (9,25 млрд. СДР), когда во главе правительства Украины находились премьеры Ю.Тимошенко и Н.Азаров. Деньги предоставлялись для борьбы с экономическим кризисом. За последующие три года (2011-2013 гг.) Украина вернула 5,89 млрд. СДР, что составило 63,7% полученных средств. Непогашенная сумма долга по антикризисным займам 2008-2010 гг. на 31 декабря 2013 г. составила 3,36 млрд. СДР. А с учетом процентов общая задолженность Украины перед Фондом на 31.12.2013 определялась в 4,73 млрд. СДР. Или в пересчете по сегодняшнему курсу 7,29 млрд. долл [15].
За два десятилетия «сотрудничества» с Фондом Украина выплатила в виде процентов по займам сумму, равную 1.483 млн. СДР. То есть по сегодняшнему курсу это получается 2,29 млрд. долл. Таким образом, объем выплаченных процентов по отношению к сумме полученных займов за период два десятилетия составил 12,1%. Это намного больше тех цифр, которые обычно фигурируют в заявлениях чиновников Фонда и официальных лиц Украины. Это получается даже намного больше, чем проценты по кредитам первоклассных и даже просто нормальных частных банков. Фонд в отношениях с Украиной выступает в качестве классического ростовщика! Может быть, в статистику выплачиваемых процентов включают штрафные санкции? Может быть, происходит начисление сложных процентов? В общем, возникает серьезное сомнение, что займы Фонда так уж выгодны (даже с чисто экономической точки зрения, если не брать во внимание их жесткие социально-политические условия) по сравнению с другими потенциальными источниками внешних заимствований [15].
Долговое положение Украины достаточно запутанное. У нее есть государственный и негосударственный долг, долг внешний и внутренний, долг, номинированный в национальной валюте (гривнах) и номинированный в валюте иностранной (долларах, евро, СДР, рублях и т.д.). Наконец, кроме долгов, возникающих в результате получения займов и кредитов, имеются еще долги, вызванные неплатежами Украины по импортным контрактам. Цифры отдельных видов долгов, которые фигурируют в СМИ, оказываются заниженными. Например, многие СМИ называют цифру государственного долга Украины на 31.12.2013, равную 60,05 млрд. долл. Это государственный внутренний долг (32,15 млрд. долл.) и государственный внешний долг (27,9 млрд. долл.). Но это заниженная оценка, поскольку она не отражает обязательств государства, возникающих в результате гарантирования им кредитов и займов, разными организациями Украины. Если включить гарантийные обязательства, то совокупный государственный долг составит 73,08 млрд. долл [8].
Структура совокупного государственного
долга (включающего государственные гарантии)
на 31.12.2013 выглядела следующим образом
(%):
Таблица 2 - Совокупный государственный
внешний долг Украины на 31.12.2013 (млрд. долл.)
[24]
Категории держателей долгов |
Прямые долги государства |
Гарантийные обязательства государства по внешним долгам |
Совокупный государственный внешний долг |
Международные финансовые организации |
7,71 |
2,03 |
9,74 |
Иностранные органы государственного управления |
0,91 |
0,25 |
1,16 |
Зарубежные коммерческие банки |
- |
3,45 |
3,45 |
Прочие |
19,28 |
3,90 |
23,18 |
Всего |
27,90 |
9,63 |
37,53 |
Таблица 3 - Доля отдельных международных финансовых институтов и зарубежных коммерческих банков в совокупном государственном долге Украины на 31.12.2013 (в %) [24]
Кредиторы Украины |
Прямые долги государства |
Гарантийные обязательства государства по внешним долгам |
Совокупный государственный внешний долг |
Международный валютный фонд |
7,45 |
2,26 |
9,71 |
МБРР |
4,20 |
0,33 |
4,53 |
ЕБРР |
0,82 |
0,13 |
0,95 |
Европейский инвестиционный банк |
0,69 |
- |
0,69 |
Иностранные коммерческие банки* |
- |
4,72 |
4,72 |
Итого |
13,16 |
7,44 |
20,60 |
* В том числе доля российских банков ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка в совокупном государственном долге Украины составила 1,88%.