Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являлось изучить создание и современную деятельность МВФ.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:
а) изучить историю создания МВФ;
б) изучить принципы, цели и задачи деятельности МВФ;
в) изучить современную организационную структуру МВФ;
г) проанализировать деятельность МВФ в предоставлении кредитов;
д) проанализировать регулирование ликвидности и курсовая политику, проводимую МВФ;
е) проанализировать политику надзора и техническую помощь, проводимую МВФ;
ж) изучить и проанализировать историю взаимоотношений МВФ с Украиной
з) проанализировать современное состояние взаимоотношений МВФ с Украиной
и) рассмотреть сотрудничество МВФ с Россией.
Введение
1 Общая характеристика МВФ
1.1 История создания и функции МВФ
1.2 Основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ
1.3 Современная организационная структура
2 Основные направления деятельности МВФ
2.1 Предоставление кредитов
2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика
2.3 Политика надзора и оказание технической помощи
3 Сотрудничество МВФ с Украиной
3.1 Кредиты, предоставляемые МВФ России
Заключение
Список использованных источников
Как видно из Таблицы 3, на такую категорию держателей государственного долга Украины, как международные финансовые институты и иностранные коммерческие банки приходится в общей сложности лишь 1/5 всего совокупного государственного долга Украины. Основными категориями держателей государственного долга Украины являются юридические лица Украины, а также держатели, которые проходят по графе «прочие государственные долги». На 31.12.2013 на юридические лица Украины приходилось 47% совокупного государственного долга Украины. А на держателей «прочих государственных долгов» - 26,4%. Скорее всего, под прочими государственными долгами Минфин Украины понимает задолженность по импортным контрактам. Таким образом, можно предположить, что на сегодняшний день крупными держателями государственного долга Украины является российские компании и организации. Ведь на сегодняшний день России продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Украины. По заявлению руководства «Газпрома», в январе с.г. долг Украины перед нашим монополистом по поставкам газа в 2013 году составил 2,7 млрд. долл. На днях министр топлива и угольной промышленности Украины Ю.Продан заявил, что задолженность Украины «Газпрому» России составила 2 млрд. долл., т.е. примерно 3,7% совокупного государственного долга Украины. Что ж, может быть во второй половине зимы Украина могла частично погасить свои долги перед «Газпромом» за счет займа в размере 3 млрд. долл., который Украина получила перед новым годом [8].
3.2 Современное состояние сотрудничества МВФ с Украиной
МВФ утвердил кредитную программу для Украины общим размером в 17,1 миллиарда долларов в конце апреля 2014г. Программа рассчитана на финансирование в течение двух лет несколькими траншами. Первый из них, на 3,2 миллиарда долларов, Киев получил в мае [14].
Согласно условиям кредита, фонд будет проводить проверки положения дел в стране каждые два месяца. Это связано с тем, что текущая ситуация в стране создает риски для выполнения антикризисной программы, на которую фонд выделил средства.
Условия финансовой помощи предусматривают ряд мер со стороны Киева, включая сокращение бюджетных расходов, переход к плавающему курсу гривны, а также постепенную отмену субсидий на газ.
Украина получила второй транш
по кредитной программе Международного
валютного фонда stand-by в размере $1,39 млрд.
Часть транша в сумме около $1
млрд США будет должна быть использована
на поддержку государственного бюджета
[22].
Если посмотреть на текущее состояние экономики Украины, сложно назвать его успешным или вообще нормальным. Рухнуло все: курс доллара, доходы населения, производство, доходы бизнеса, активы банков. Выросли только цены и тарифы ЖКХ. Но это вряд ли можно назвать успехом. К сожалению, все рекомендации МВФ оказались ошибочными. Вместо процветания экономика Украины вошла в глухое пике, и теперь уже МВФ отказывается давать Украине очередной транш [16].
Никто не говорит, что МВФ не имеет квалифицированных специалистов. Но если посмотреть на их анализ экономики Украины, который они сделали перед подписанием договора между Украиной и МВФ в конце апреля 2014 года, становится понятно, что их специалисты слабо представляют модель экономики Украины [7].
На стадии выдачи первого транша кредита Украине, еще в мае 2014 года, специалисты МВФ составили прогноз развития экономики Украины до 2019 года. На основании этого прогноза, они подсчитали доходы и расходы, а самое главное рассчитали, когда и за счет каких денег Украина погасит кредит МВФ. Но, этот прогноз оказался довольно таки странным.
Согласно их расчету за 2014 год дефицит текущего счета составит 6,3 млрд долл. За 9 месяцев 2014 года этот показатель составил 3,3 млрд долл. Так что, скорее всего, этот дефицит будет даже меньше, чем прогнозировал МВФ. При этом МВФ прогнозировал, что экспорт товаров из Украины за 2014 года будет на уровне 62,5 млрд долл. За 9 месяцев 2014 года, этот показатель 43,2 млрд долл. Импорт МВФ запланировал на уровне 72,9 млрд долл. Фактически за 9 месяцев 2014 года импорт всего 46,7 млрд долл. В целом текущие показатели Украины, особенно по импорту, значительно ниже. По итогам 2014 года действительно дефицит текущего счета платежного баланса видимо будет небольшим, и даже меньше, чем ожидал МВФ. Это значит, что Украине меньше нужно будет валюты для закупки импортных товаров. Ибо сейчас Украина не знает, как распродать старые импортные товары. Только газ и нужно будет закупить [17].
Но, это текущий счет, что же касается финансового счета платежного баланса, то МВФ совершенно запутался. Согласно их прогнозу за 2014 года приток прямых зарубежных инвестиций должен составить 2,8 млрд долл., по факту за 9 месяцев 2014 года имеет место отток прямых зарубежных инвестиций 0,36 млрд долл. А портфельных прямых инвестиций МВФ насчитал в этом году 0,5 млрд долл роста, а по факту 9-ти месяцев 2014 года имеет минус 0,3 млрд долл. МВФ никак не может понять, что в Украине главные поставщики прямых зарубежных инвестиций, это не американские или европейские инвесторы, а наши олигархи, которые из кипрских оффшоров инвестируют деньги в Украину. Но, в условиях экономического беспредела, когда правительство Арсения Яценюка постоянно пугает тем, что будет отбирать имущество у бизнесменов и пересматривать условия приватизации, даже в отделенном будущем не стоит ожидать никаких зарубежных прямых вливаний средств. Поэтом МВФ может рисовать любые цифры роста зарубежных инвестиций, но их не будет, ни в 2014, ни в 2015, ни в 2016 году. Может быть, после 2020 года, когда ситуация поменяется в Украине и во власти [7].
Но главная ошибка в оценке экономики Украины со стороны МВФ, это отказ учитывать количество наличной валюты, которая обращается в Украине. МВФ добросовестно признал, что за 2013 год общая сумма наличной валюты, увеличилась на 2,7 млрд. долл. Но вот в своем прогнозе на 2014 год, и на 2015, и на все последующее годы, МВФ ожидает, что украинцы в 2014 году не только не будут изымать валюту из банковского сектора и скупать ее в обменниках, а наоборот, будут хладнокровно смотреть на обвал гривны и даже ни одного доллара не купят. Но украинцы явно не читали прогноз МВФ и поэтому только за 9 месяцев 2014 года скупили наличной валюты на сумму более 2,4 млрд. долл. Эта сумма валюты была изъята из банковского сектора, и тем самым уменьшила валютную позицию банков и размер золотовалютных резервов [7].
Эксперт МВФ считают, что динамика курса национальной валюты интересна только экспортерам и импортерам. Согласно их логики украинцы покупают наличную валюту только с целью зарубежных туристических поездок. То обстоятельство, что на рынке Украины обращается около 90 млрд. наличной валюты, они просто не берут во внимание и продолжают строить свои прогнозы на песке и абсурде. Соответственно их прогнозы просто не могут стать реальностью.
Теперь МВФ удивляется, почему его два транша, которые были получены Украиной, не обеспечили валютной стабильности и роста золотовалютных резервов. Наверное, стоит напомнить, что согласно прогнозам МВФ на конец 2014 года, размер золотовалютных резервов должен был бы быть 19,2 млрд долл. На 1 ноября 2014 года золотовалютные резервы уже 12,6 млрд долл, и, скорее всего, на конец года будут около 10 млрд долл [7].
Не желая замечать реальное обращение наличной валюты в Украине, не учитывая валютных депозитов, которые играют большую роль в банковской сфере, МВФ дал заведомо бессмысленный совет девальвировать гривну на 10%. В результате имеем уже обвал гривны 100%. Все это случилось потому, что нельзя допускать существенную девальвацию национальной валюты в стране, где такая большая долларизация экономики. Для начала нужно было уменьшить количество наличной валюты в обращении, уменьшить до минимума долю валютных депозитов населения и увеличить долю гривневых депозитов. А после того уже рекомендовать делать гибкий курс.
3.3 Сотрудничество МВФ с Россией
Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот по состоянию на октябрь 2013 г. составляет 5,9 млрд. СДР (2,5 %). Доля голосов России в Фонде – 60,1 или 2,4 % от общего числа голосов в Фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).
Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – заместитель министра финансов С.С.Сторчак, Заместитель управляющего –председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.
В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд.долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд.долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. США. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд.долл. США на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд.долл. США [25].
В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл. США), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.
В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл. США, первый и последний транш которого (640 млн. долл. США) был получен в том же месяце.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. Высвободившиеся в результате выплаты российского долга средства могут быть использованы Фондом на цели содействия развитию нуждающихся стран [25].
В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд).
По итогам последних решений по реформе МВФ (саммит «двадцатки» в Сеуле, ноябрь 2010 года) ожидается существенное увеличение доли квот (14-й общий пересмотр квот) стран с формирующимся рынком, прежде всего стран БРИКС, совокупный вес которых должен увеличиться на 3,46% и составить в итоге 14,18% (порог в 15% позволяет блокировать в МВФ практически все важные решения). Таким образом, все государства БРИКС, включая Россию, войдут в десятку крупнейших акционеров МВФ. Доля квот России составит 2,7%, доля голосов – 2,6% [25].
Заключение
В процессе написания данной работы были изучены история создания МВФ, основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ, современная организационная структура, основные направления деятельности МВФ, сотрудничество МВФ с Украиной.
В результате было установлено, что международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Основными функциями МВФ являются: содействие международному сотрудничеству в денежной политике, расширение мировой торговли, кредитование, стабилизация денежных обменных курсов, консультирование стран-дебиторов (должников), разработка стандартов международной финансовой статистики, сбор и публикация международной финансовой статистики.
Украина стала членом МВФ в 1992 г. в соответствии с Законом Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд. Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». С 1994 г. сотрудничество Украины с МВФ было активизировано по таким программам, как: STF, Stand-by и «Механизм расширенного финансирования» (EFF), средства по ним в основном направляются на финансирование дефицитов платежного и торгового балансов страны. Важным направлением использования кредитов и займов МВФ стало также формирование валютных резервов. В частности, за счет кредитов МВФ Украина провела денежную реформу и ввела конвертируемость гривны по текущим операциям.
Всего за 20 лет общения Украины с Международным валютным фондом она получила от него средств на сумму по сегодняшнему курсу 18,9 млрд. долл. С учетом процентов общая задолженность Украины перед Фондом на 31.12.2013 определялась по сегодняшнему курсу 7,29 млрд. долл.
МВФ утвердил кредитную программу для Украины общим размером в 17,1 миллиарда долларов в конце апреля 2014г. кредит МВФ Украина получает на следующих условиях: ставка - 3% годовых, ставка одноразовой комиссии за резервирование средств - 0,15%, ставка сервисного сбора - 0,5% от суммы транша.