Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:32, научная работа

Краткое описание

Для достижения цели ставятся следующие задачи:
изучить исторический и географический аспекты взаимоотношений РФ и РК;
анализировать существующие сферы сотрудничества между Россией и Казахстаном и определить уровень их развития;
изучить существующие экономические, политические и культурные проблемы между РФ и РК и описать возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее положение Казахстана в зоне внешней политики Российской Федерации………………………………………………………….5
1.1 Исторический аспект общего положения Казахстана в рамках распада СССР и создания СНГ…………………………………………………..5
1.2 Двустороннее сотрудничество Казахстана и России в первые годы развития СНГ……………………………………………………………………...7
1.3 Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном……………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ важнейших сфер сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан……………………………………....11
2.1 Торгово-экономическая сфера сотрудничества…………………………...11
2.1.1 Общая информация о торгово-экономическом положении Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией………………………………………………….11
2.1.2 Сотрудничество в сфере торговли………………………………...14
2.1.3 Сотрудничество в отраслях ТЭК………………………………….15
2.1.4 Инвестиционное сотрудничество………………………………….17
2.2 Политическая сфера сотрудничества……………………………………..18
2.3 Военно-техническая сфера сотрудничества……………………………...19
2.4 Сотрудничество приграничных районов России и Казахстана…………20
2.5 Культурно-гуманитарная сфера сотрудничества………………………...21
2.5.1 Сфера образования и гуманитарных наук………………………...21
2.5.2 Культурный обмен и религиозный аспект международных
отношений…………………………………………………………...23
Глава 3. Проблемы между Россией и Казахстаном в различных сферах сотрудничествах и возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА!.docx

— 572.74 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный  лингвистический университет имени  Н.А.Добролюбова»

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ: Переводческий факультет

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Лингвистика

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА СТУДЕНТА

 

СОТРУДНИЧЕСТВО  МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН КАК МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель НИРС,

доктор исторических наук, профессор    ____________________ О.Н.Сенюткина

 

 

Исполнитель НИРС,

студент группы 102НП            _____________________ И.С.Пустовойтова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........3

Глава 1. Общее  положение Казахстана в зоне внешней политики Российской Федерации………………………………………………………….5

1.1 Исторический аспект общего положения Казахстана в рамках распада СССР и создания СНГ…………………………………………………..5

1.2 Двустороннее сотрудничество Казахстана и России в первые годы развития СНГ……………………………………………………………………...7

1.3 Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном……………………………………………………………………….9

Глава 2. Анализ важнейших  сфер сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан……………………………………....11

2.1  Торгово-экономическая сфера сотрудничества…………………………...11

2.1.1 Общая информация о торгово-экономическом положении      Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией………………………………………………….11

2.1.2 Сотрудничество в сфере торговли………………………………...14

2.1.3 Сотрудничество в отраслях ТЭК………………………………….15

2.1.4 Инвестиционное сотрудничество………………………………….17

2.2  Политическая сфера сотрудничества……………………………………..18

2.3   Военно-техническая сфера сотрудничества……………………………...19

2.4 Сотрудничество приграничных районов России и Казахстана…………20

2.5   Культурно-гуманитарная сфера сотрудничества………………………...21

2.5.1 Сфера образования и гуманитарных наук………………………...21

2.5.2 Культурный обмен и религиозный аспект международных  

         отношений…………………………………………………………...23

Глава 3. Проблемы между Россией и Казахстаном в различных сферах сотрудничествах и возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений……………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………….34 

Приложения……………………………………………………………………..37 

Введение

20 лет прошло с того  момента, как между Казахстаном  и Россией был подписан Договор  о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. За это время был пройден динамичный путь развития добрососедских отношений, налаживания партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Рассмотрение процесса сотрудничества на примере России и Казахстана, как двух наиболее крупных республик  бывшего СССР, представляется актуальным вопросом, поскольку отношения между  обеими странами пронизаны теснейшими социально-экономическими, политическими и культурными связями. Казахстан и Россия имеют все необходимые ресурсы и объективные предпосылки для интенсивного развития взаимовыгодных двусторонних отношений.

Во-первых, тенденция к  сближению определяется историческими  и геополитическими аспектами. Оба государства входят в десятку крупнейших стран в мире, имея при этом самую протяженную в мире общую границу (около 7000 км). Геополитическое положение двух стран позволяет рассматривать их как своего рода цивилизационный мост между двумя субконтинентами.

Во-вторых, лидеры двух государств отлично осознают всю значимость тесного сотрудничества в плане обеспечения стратегической безопасности. Вызовы и угрозы современной эпохи в одинаковой степени нависли над всеми государствами, независимо от их влияния и положения в мире. В связи с этим Россия имеет все основания рассматривать Республику Казахстан как своего главного стратегического союзника в Центральной Азии. Кроме того, Москва заинтересована в сохранении и укреплении своего влияния в стратегически важном регионе, от стабильности которого зависит очень многое на евразийском пространстве. Потерю своего веса среди восточноевропейских стран, уже вступивших или готовящихся вступить в НАТО, Россия наверняка будет компенсировать укреплением своих политических и экономических позиций в Центральной Азии.

Третьей необходимой предпосылкой для развития взаимовыгодного сотрудничества между Казахстаном и Россией является наличие огромного ресурсного потенциала обеих стран. Прежде всего, это касается богатейших месторождений энергетического сырья. По запасам черных и цветных металлов Казахстан и Россия занимают лидирующие позиции в мире.

С другой стороны, граждан  наших стран связывают многочисленные родственные нити. Около одного миллиона казахов проживают сегодня в России, и свыше 4 миллионов русских насчитывается в Казахстане. Такая тесная взаимосвязь играет особую роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений.

Данные предпосылки приводят к постоянной интеграции России и Казахстана по причине переплетения их коренных экономических, политических и культурных интересов. Однако в последние годы в силу разных причин усиливается процесс дезинтеграции экономик стран СНГ. Данная негативная тенденция в отношениях между странами является предпосылкой к ухудшению ситуации в области экономических отношений России и Казахстана.

Вопрос о сферах сотрудничества между Россией и Казахстаном, проблемах и перспективах развития затрагивается в научных статьях  российских и казахстанских политологов: Юрия Солозобова, Алексея Власова, Людмилы Адиловой, Михаила Сытника, Серея Акимова, Расула Жумалы, Досыма Сатпаева и других. Учебные пособия М.И. Кравченко, В.Кудрова, Н.Щебарова, Б.Балаубаевой включают в себя технические расчеты торгово-экономической сферы сотрудничества, совместные проекты в образовании и науке.

Источниками исследования являются договорно-правовая база посольства РФ в Казахстане, посольства РК в России, Послания президента Республики Казахстан, программы двустороннего сотрудничества, Соглашения и Федеральные Законы Российской Федерации.

В научно-исследовательской  работе ставится следующая цель: доказать наличие разносторонней, перспективной  взаимосвязи России и Казахстана, служащей образцовой моделью развития международных отношений Российской Федерации со странами СНГ.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  • изучить исторический и географический аспекты взаимоотношений РФ и РК;
  • анализировать существующие сферы сотрудничества между Россией и Казахстаном и определить уровень их развития;
  • изучить существующие экономические, политические и культурные проблемы между РФ и РК и  описать возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений

Объектом исследования является сотрудничество обоих государств на международной арене, предметов исследования – механизмы их взаимодействия.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Общее  положение Казахстана в зоне внешней  политики Российской Федерации

 

1.1  Исторический  аспект общего положения Казахстана  в рамках распада СССР и создания СНГ

25 декабря 1990 г. Верховный  Совет Республики Казахстан принял  Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 г. четыре республики - Россия, Украина, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой создания Союза суверенных государств1.

Однако августовские события 1991 г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных республик, в том числе  Казахстана. Ушла с политической арены  КПСС и как часть ее КП Казахстана.

1 декабря 1991 г. состоялись  всенародные выборы первого в  истории Казахстана Президента  республики. Верховный Совет принял  решение о переименовании КазССР  в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет  провозгласил государственную независимость  РК2. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан протокол соглашения о создании СНГ.

История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось Казахстану. Вызвано это внимание было не только огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения; также это было связано с тем, что именно в Казахстане оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР3.

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и другие международные организации Казахстан  столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны  и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую  экономику и мировое сообщество. Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делает доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на временном отрезке становления государственности республик бывшего Союза. В результате развала Советского Союза возник абсолютно новый геополитический расклад, в котором Казахстан занял выгодное по внешнеполитическим и стратегическим аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами.

Что же касается конкретных внешнеполитических приоритетов, то для  Казахстана одной из важнейших целей  является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

Несмотря на разные подходы  по отношению к будущему Содружества, большинство государств - членов СНГ  едины во мнении о необходимости  его серьезного совершенствования. Действительно, СНГ, как форма интеграции постсоветских республик, не решило пока всех политических, экономических  и социальных проблем, стоящих перед  странами. Президент РК Н. А. Назарбаев  подчеркнул: “... существующая в настоящее  время структура органов СНГ  не позволяет реализовать имеющийся  интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих государств”4. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов. Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветском пространстве5

 

1.2  Двустороннее  сотрудничество Казахстана и  России в первые годы развития СНГ

Сегодня ни у кого не возникает  вопроса в необходимости экономической  интеграции государств-членов СНГ. Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей6. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

Информация о работе Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ