Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".
• экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;
• социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.
Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются:
• уровень централизации средств в бюджете;
• соотношение между республиканским и местными бюджетами;
• дефицит бюджета;
• соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;
• структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.
83. Кредит, его функции и роль в регулировании соц-экон процессов. Кредитно-денежная пол-ка РБ
Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он выполняет следующие функции:
• расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;
• перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;
• обеспечивает экономию издержек обращения;
• ускоряет концентрацию и централизацию капитала
Кредитно-денежное регулирование - комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является инструментом косвенного регулирования экономики. Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического
роста.
Кредитно-денежн пол-ка РБ: Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.
Направления реализации этих задач предусматривают:
- постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
- формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
- совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;
- поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.
84. Налоги в системе госрегулир эк-ки. Налоговая сис-ма и ее основн фун-ции. Налоговая пол-ка РБ
Одной из форм финотношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых с юр-ких и физ-ких лиц для формирования финресурсов государства, являются налоги. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему государства.
Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и
тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития.
Основные функции налоговой системы любого государства - регулирующая, фискальная, перераспределительная, социальная и стимулирующая. Фискальная функция служит интересам госуд-ной казны. Налоговые поступления покрывают расходы на содержание госаппарата, выполнение важнейших правительственных программ. Совокупность мероприятий госуд-ва по организации сбора и использованию налогов для реализации своих функций и задач отражает фискальную политику государства. Перераспределительная функция обеспеч перераспределение нац-ного дохода между сферами деятельности, слоями общества, территориями. Благодаря соц-ной функции финсредства от налогоплательщиков через госуд-ный бюджет перераспределяются малоимущим и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам). Стимулирующая функция позволяет государству поощрять или свертывать те или другие экономические процессы, воздействовать на темпы экономического роста.
В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели (налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). В налоговых поступлениях госбюджета Республики Беларусь преобладают косвенные налоги (около 70%).
Налоговая система государства функционирует на правовой основе, в РБ правовую основу обеспечивают:
- Конституция Республики
- специальное налоговое
налоге с граждан»サ и др.);
- нормативные акты, исполнительной власти, регулирующие налоговые отношения в тех целях и объемах, которые предписаны для них налоговым законодательством.
В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную стоимость занимает первое место. Налог на добавленную стоимость - это налог на условно чистую продукцию. Сумма налога на добавленную стоимость включается в отпускную цену товара. Налог на добавленную стоимость распределяется между республиканским и местным бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это обусловлено различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения финансовыми средствами расходов республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и
г. Минску в силу общей нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.
Вторым по удельному весу поступлений в бюджет РБ является налог на прибыль. Объектами налогообложения являются доходы предприятий от акций, облигаций,
других ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях. Для целей налогообложения указанные выше доходы определяются как разница между выручкой и материальными затратами. Облагаемая налогом прибыль рассчитывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму исчисленного налога на недвижимость. Установлены разные ставки в зависимости от вида дохода. Налоги на прибыль и доходы предприятий коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, кооперативов полностью зачисляются в местные бюджеты; а налоги на прибыль и доходы предприятий республиканского подчинения направляются в республиканский
и местные бюджеты в равных долях.
Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные. Акцизы - это налоги, применяемые ввиду монопольного положения отдельных предприятий и товаров на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности по причинам, не зависящим от работы предприятий. Акцизами облагаются товары, имеющие монопольно высокие
цены и устойчивый спрос. Сумма акциза включается в цену товаров.
Подоходный налог взимается с граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории РБ.
Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, объектов нового и незавершенного строительства, являющихся собственностью юридических лиц, а также стоимость принадлежащих
физическим лицам зданий. Налог на недвижимость уплачивается в первоочередном порядке за счет прибыли предприятий, генеральным подрядчиком строительства (за сверхнормативное строительство), а также отдельными гражданами. Налог с предприятий коммунальной собственности и физических лиц направляется в местные бюджеты, а с остальных предприятий - в республиканский бюджет.
Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога или арендной платы. Она
обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законом.
85. Цены в системе
Цена, являясь объективной экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах
определенной валюты за количественную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и в первую очередь: спроса и предложения; издержек (производственных, маркетинговых и др.); качества, полезности продукции; конкуренции; государственного регулирования.
Цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.),
сигнализируют о возникающих дисбалансах.
Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.
Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат
на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.
Для устранения основных ценовых диспропорций, перекрестного субсидирования, ограничения воздействия на инфляцию производственных факторов в республике необходимо обеспечить:
• снижение энерго- и материалоемкости продукции;
• регулирование налоговых ставок;
• регулирование уровня рентабельности или предельной величины прибыли, подлежащей включению в цену;
• проведение эффективной валютной политики, направленной на стабилизацию обменного курса и формирование стабильных цен в национальной денежной единице на импортируемое сырье, материалы, комплектующие.
Учитывая ресурсную и энергетическую зависимость белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.
Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь О ценообразовании (1999 г.), определивший границы ценового государственногорегулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.
86. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики РБ.
Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются: совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии; противодействие созданию новых монопольных образований;содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой; демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции; создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"