Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

• экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;

• социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.

Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются:

• уровень централизации средств в бюджете;

• соотношение между республиканским и местными бюджетами;

• дефицит бюджета;

• соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

• структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

 

83. Кредит, его функции и роль в регулировании соц-экон процессов. Кредитно-денежная пол-ка РБ

Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он выполняет следующие функции:

• расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

• перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

• обеспечивает экономию издержек обращения;

• ускоряет концентрацию и централизацию капитала

Кредитно-денежное регулирование - комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является инструментом косвенного регулирования экономики. Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического

роста.

Кредитно-денежн пол-ка РБ: Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Направления реализации этих задач предусматривают:

- постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

- формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

- совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

- поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.

 

 

84. Налоги в системе госрегулир эк-ки. Налоговая сис-ма и ее основн фун-ции. Налоговая пол-ка РБ

Одной из форм финотношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых с юр-ких и физ-ких лиц для формирования финресурсов государства, являются налоги. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему государства.

Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и

тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития.

Основные функции налоговой системы любого государства - регулирующая, фискальная, перераспределительная, социальная и стимулирующая. Фискальная функция служит интересам госуд-ной казны. Налоговые поступления покрывают расходы на содержание госаппарата, выполнение важнейших правительственных программ. Совокупность мероприятий госуд-ва по организации сбора и использованию налогов для реализации своих функций и задач отражает фискальную политику государства. Перераспределительная функция обеспеч перераспределение нац-ного дохода между сферами деятельности, слоями общества, территориями. Благодаря соц-ной функции финсредства от налогоплательщиков через госуд-ный бюджет перераспределяются малоимущим и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам). Стимулирующая функция позволяет государству поощрять или свертывать те или другие экономические процессы, воздействовать на темпы экономического роста.

В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели (налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). В налоговых поступлениях госбюджета Республики Беларусь преобладают косвенные налоги (около 70%).

Налоговая система государства функционирует на правовой основе, в РБ  правовую основу обеспечивают:

- Конституция Республики Беларусь;

- специальное налоговое законодательство (Законы РБ «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий, объединений, организаций», «О налогах за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «О налоге на недвижимость», «О подоходном

налоге с граждан»サ и др.);

- нормативные акты, исполнительной  власти, регулирующие налоговые отношения в тех целях и объемах, которые предписаны для них налоговым законодательством.

В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную стоимость занимает первое место. Налог на добавленную стоимость - это налог на условно чистую продукцию. Сумма налога на добавленную стоимость включается в отпускную цену товара. Налог на добавленную стоимость распределяется между республиканским и местным бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это обусловлено различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения финансовыми средствами расходов республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и

г. Минску в силу общей нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.

Вторым по удельному весу поступлений в бюджет РБ является налог на прибыль. Объектами налогообложения являются доходы предприятий от акций, облигаций,

других ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях. Для целей налогообложения указанные выше доходы определяются как разница между выручкой и материальными затратами. Облагаемая налогом прибыль рассчитывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму исчисленного налога на недвижимость. Установлены разные ставки в зависимости от вида дохода. Налоги на прибыль и доходы предприятий коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, кооперативов полностью зачисляются в местные бюджеты; а налоги на прибыль и доходы предприятий республиканского подчинения направляются в республиканский

и местные бюджеты в равных долях.

Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные. Акцизы - это налоги, применяемые ввиду монопольного положения отдельных предприятий и товаров на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности по причинам, не зависящим от работы предприятий. Акцизами облагаются товары, имеющие монопольно высокие

цены и устойчивый спрос. Сумма акциза включается в цену товаров.

Подоходный налог взимается с граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории РБ.

Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, объектов нового и незавершенного строительства, являющихся собственностью юридических лиц, а также стоимость принадлежащих

физическим лицам зданий. Налог на недвижимость уплачивается в первоочередном порядке за счет прибыли предприятий, генеральным подрядчиком строительства (за сверхнормативное строительство), а также отдельными гражданами. Налог с предприятий коммунальной собственности и физических лиц направляется в местные бюджеты, а с остальных предприятий - в республиканский бюджет.

Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога или арендной платы. Она

обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

85. Цены в системе госрегулирования  соц-экон развития. Ценовая политика  РБ на соврем этапе

Цена, являясь объективной экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах

определенной валюты за количественную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и в первую очередь: спроса и предложения; издержек (производственных, маркетинговых и др.); качества, полезности продукции; конкуренции; государственного регулирования.

Цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.),

сигнализируют о возникающих дисбалансах.

Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.

Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат

на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.

Для устранения основных ценовых диспропорций, перекрестного субсидирования, ограничения воздействия на инфляцию производственных факторов в республике необходимо обеспечить:

• снижение энерго- и материалоемкости продукции;

• регулирование налоговых ставок;

• регулирование уровня рентабельности или предельной величины прибыли, подлежащей включению в цену;

• проведение эффективной валютной политики, направленной на стабилизацию обменного курса и формирование стабильных цен в национальной денежной единице на импортируемое сырье, материалы, комплектующие.

Учитывая ресурсную и энергетическую зависимость белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь О ценообразовании (1999 г.), определивший границы ценового государственногорегулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

 

86. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики РБ.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются: совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;  противодействие созданию новых монопольных образований;содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой; демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции; создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"