Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:38, реферат
Профессиональная ориентация и адаптация являются важным элементом системы подготовки кадров, а также регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе для повышения их прибыльности и конкурентоспособности. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и приносит потери организации. Несоответствие профессиональной подготовки содержанию трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду и работоспособность, что ведет к снижению производительности, ухудшению качества продукции, к росту числа профессиональных заболеваний и травм. Другая важная задача адаптации - содействие быстрым структурным сдвигам в занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная ориентация и
адаптация являются важным элементом
системы подготовки кадров, а также
регулятором связи между
Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления
работников к содержанию и условиям трудовой
деятельности, а также к социальной среде
организации. Адаптация является одной
из составляющих частей управления персоналом. Этот
термин применим как к новым сотрудникам,
нанимаемым извне, так и к сотрудникам,
перемещаемым на новую должность в порядке
внутренней ротации. Адаптация
Одним из факторов, определяющих развитие организации, считается активизация творческого потенциала работников, которая во многом зависит от способов включения новых сотрудников в жизнь организации.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
На первом происходит
оценка уровня подготовленности новичка,
его способностей эффективно выполнять
возложенные на него обязанности.
На втором – этапе
ориентации – происходит практическое
знакомство нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые
к нему предъявляются со стороны организации. Третий этап
состоит в собственно приспособлении
новичка к своему статусу и значительной
степени обусловливается его включением
в межличностные отношения с коллегами. Четвертый этап
завершает процесс адаптации и характеризуется
постепенным преодолением производственных
и межличностных проблем и переходом к
стабильной работе.
Пример вопросов, часто затрагиваемых ориентационной программой:
1. Общее представление о компании:
цели, приоритеты, проблемы;
традиции, нормы, стандарты; продукция
и ее потребители, стадии доведения продукции
до потребителя; разнообразие видов деятельности;
организация, структура, связи компании;
информация о руководителях.
2. Политика организации:
принципы кадровой политики;
принципы подбора персонала; направления
профессиональной подготовки и повышения
квалификации; содействие работникам
в случае привлечения их к судебной ответственности;
правила пользования телефоном внутри
предприятия; правила использования различных
режимов рабочего времени; правила охраны
коммерческой тайны и технической документации.
3. Оплата труда: нормы
и формы оплаты труда и
4. Дополнительные льготы:
страхование, учет стажа
пособия по временной нетрудоспособности,
выходные пособия, пособия по болезням
в семье, в случае тяжелых утрат, пособия
по материнству;
поддержка в случае увольнения или ухода
на пенсию; возможности обучения на работе;
наличие столовой, буфетов; другие услуги
организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и соблюдение
техники безопасности: места оказания
первой медицинской помощи; меры
предосторожности; предупреждение
о возможных опасностях на
производстве; правила противопожарной
безопасности; правила поведения
при несчастных случаях и
6. Работник и его отношения
с профсоюзом: сроки и условия
найма; назначения, перемещения,
продвижения; испытательный
7. Служба быта: организация
питания; наличие служебных
8. Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После прохождения общей программы ориентировки может быть проведена специальная, в которой затрагиваются следующие вопросы:
1. Функции подразделения:
цели и приоритеты, организация
и структура; направления
2. Рабочие обязанности
и ответственность: детальное
описание текущей работы и
ожидаемых результатов;
3. Требуемая отчетность:
виды помощи, которая может быть
оказана, когда и как просить
о ней; отношения с местными
и общегосударственными
4. Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.
5. Представление сотрудников подразделения.
Виды адаптации персонала
– это составные элементы общего
процесса трудовой адаптации, определяемые
особенностями производственно-
В процессе психофизиологической
адаптации происходит освоение совокупности
всех условий, оказывающих различное
психофизиологическое воздействие
на работника во время труда. К
этим условиям относятся физические
и психические нагрузки, уровень
монотонности труда, санитарно-гигиенические
нормы производственной обстановки,
ритм труда, удобство рабочего места, внешние
факторы воздействия (шум, освещенность,
вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической
адаптации происходит включение
работника в систему
Проблема адаптации вновь принятых не менее важна, чем отбор и наем кадров. Новички должны максимально быстро воспринять свойственные организации традиции и нормы, включиться в трудовой процесс. Вступление в должность представляет собой существенную часть процесса найма. Оно должно быть тщательно спланировано и выполнено.
Работнику, принятому на вакантную должность, доводится следующая информация: какую работу он должен выполнять, как его задача соотносится с целями предприятия, как разграничивается его работа с работой других специалистов, какова его компетенция и связанная с этим ответственность, кому он подчиняется и кто подчиняется ему, каковы перспективы профессионального и должностного роста, система вознаграждения за работу, представляемые предприятием социальные льготы для работников и т.п.
Хотелось бы отметить, что программа вступления в должность разительно отличается у руководителей, специалистов и рабочих. Программа вступления в должность руководителя должна содержать как минимум следующую информацию:
1. Общую информацию об
организации, ее продукции,
2. Конкретную информацию
о порядке, сроках и условиях
найма, не включенных в
3. Знакомство со службами
и отделами, непосредственно связанными
с работой данного
4. Широкое обсуждение
предстоящей работы
Основная проблема в данном случае – это то, что какие бы печатные документы не получил новичок (будь то руководитель высокого ранга или просто рабочий), ничто не может заменить живого общения с человеком. Причем отметим, что в идеале этот человек должен быть специально подготовлен. Все должно быть направлено на успешность адаптации, чтобы быстрее и в конечном счете с меньшими затратами (чем если бы он или она обучались своей работе по ходу дела), поднять нового работника на необходимый уровень компетентности в смысле продуктивности, качества и безопасности.
Успешность адаптации персонала – достижимость желаемых результатов процесса адаптации. Успешная адаптация характеризуется:
– нормальной продолжительность;
– удовлетворенностью трудом;
– выполнением сотрудником требований, предъявляемых к должности или рабочему месту;
– признанием коллективом социальной роли адаптируемого сотрудника.
Условия успешной адаптации персонала – это причины, от которых зависит успешность трудовой адаптации:
– качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
– объективность деловой оценки персонала;
– «отработанность» организационного механизма управления процессом адаптации;
– престиж и привлекательность профессии и т.п.
4. Зарубежный опыт
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.