Административная доктрина Анри Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»
Поставленная цель изучения требует ряда задач:
Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
Выявить личные качества руководителя
Проанализировать основные концепции административной доктрины
Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5
1.1. Создание административной доктрины Файоля 5
1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6
1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15
2.1. Элементы процесса управления 15
2.2. Личные качества руководителя и его функции 18
2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 92.16 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

 

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: История  управленческой мысли

на тему: «Административная доктрина Анри Файоля»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

очной формы обучения

группы ЭМБ-201-О

Загребельная Елена Валерьевна

          

Научный руководитель

Кандидат экономических  наук, доцент

Руденко Ирина Владимировна

 

 

 

 

Омск-2013

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5

1.1. Создание административной доктрины Файоля 5

1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6

1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9

Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15

2.1.  Элементы процесса  управления 15

2.2. Личные качества руководителя и его функции 18

2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24

Список использованной литературы 30

 

 

Введение

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших  роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько,  была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления.

Принцип универсальности  управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник  персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В  Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации. С каждым столетием менеджмент развивается все быстрее и быстрее. Каждая управленческая революция внесла определенный вклад в развитие менеджмента.

С развитием капитализма  и социально рыночного хозяйства  в конце XIX, начале XX века менеджмент стал самостоятельной областью знаний, то есть наукой. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, руководителю нужно уметь правильно овладевать научными знаниями. Знания помогают определить нужную стратегию и принять правильное решение в области организации и управления.

Чтобы правильно управлять  в начале XX века были сформулированы основные теории управления. Выделяют следующие школы научного управления: Школа научного управления, Административная школа, Школа человеческих отношений, Школа поведенческих наук, Школа науки управления

Каждая из этих школ внесла определенный вклад в становление  управленческой мысли. На каждом этапе  были открыты новые идеи. Человек  стал главной целью изучения в  области управления и организации. В самом начале становления науки  менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс предприятия  в целом.

Управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности.

В 1920 году Анри Файоль создал административную школу менеджмента. Целью создания этой школы являлось создание универсальных принципов управления.

Данной работа заключается в том, что в наше время от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы, таким образом, руководитель должен быстро и правильно управлять.

Цель исследования состоит  в том, чтобы на основе анализа  теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»

Поставленная цель изучения требует ряда задач:

    • Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
    • Выявить личные качества руководителя
    • Проанализировать основные концепции административной доктрины
    • Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины
    • Рассмотреть элементы управления
    • Рассмотреть принципы А.Файоля в практике ОАО «РЖД»
    • Выявить основные нормы и ценности организации ОАО «РЖД»

Объектом исследования данной работы является теория управления административной доктрины менеджмента в управлении. Предметом исследования, положенной административной школой, а именно: функции, элементы предприятия, принципы,  личные качества руководителя, которые сформулировал Анри Файоль.

Поставленная цель изучение исследования предопределяет следующую структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены цели, функции и принципы административной доктрины А.Файоля. Вторая глава состоит из трех параграфов, она раскрывает основные положения, которые разрабатывались школой административного управления. Это элементы и процессы управления, личные качества руководителя и его функции, а также применение идей А.Файоля в практической деятельность организации ОАО «РЖД». В заключении подводится итог и обосновывается значение административной доктрины Файоля в области управления.

 

Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля

    1. Создание административной доктрины Файоля

 

В конце XIX начале XX века начала зарождаться современная наука управления, связанная с появлением школы научного управления. Основные идеи школы научного управления заключались в том, что любое управление должно строиться на научных доктринах, опираться на различные эксперименты, такие как: экономический, технический и социальный эксперименты. Представители данной школы использовали определенный метод исследования как научный анализ управленческих процессов. Они говорили, что в организации должна существовать определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование деятельности её членов. Каждому работнику следует занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, и он должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности работы в организации. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальном вознаграждении не должна сказываться личная жизнь работников, в организации должна действовать четкая система контроля и санкций. Также нужно было разработать такие концепции, которые применялись бы не только в теории управления, но и на практике. Сконцентрировав свое внимание на производственном процессе, школа науки управления затронула некоторые проблемы, касающиеся управления и требующая совершенствования. Вследствие этого ответом на эту потребность практики стали рассматривать работы Анри Файоля. Он предложил несколько принципов организации, которые были необходимы для эффективного управления компанией. [15]

Анри Файоль – один из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX века. Его исследования являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента. А.Файоля по праву можно назвать автором первой полной теории менеджмента. С его именем связана возникновение административной (классической) школы управления, которая была создана в 1920 году.

А. Файоль родился в 1841 г. во Франции. Он был самым молодым студентом среди выпускников Горного института Франции. Файолю было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Commentary Fourchambault» («Камамболь»). В 1888 г. Файоль принял руководство этой компанией, находившейся в то время на грани банкротства, и за 30 лет. [10, с.336] вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий С этой фирмой он связал всю свою профессиональную карьеру, а после ухода в отставку в 1918 г. продолжал сохранять пост генерального управляющего президента компании до конца жизни.[12; 23]

Обобщив свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Главный труд Файоля «Общее и промышленное управление» был опубликован лишь тогда, когда автору исполнилось 75 лет, в 1916 году. Этот труд - основной вклад Анри Файоля в науку управления. 

Таким образом, необходимо сделать  вывод, что в отличие от школы  научного управления, занимавшейся, в  основном, вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего, представители классической школы занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что А.Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. К тому же существует только единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес для классической школы. Также, представители административной школы, работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

    1. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля.

 

Целью административной школы  было создание универсальных принципов  управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте — структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. [13, с.13]

Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Он подчеркивал, что управление не является исключительной привилегий директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается всех работающих.[7, с.18]

Файоль рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:[3]

    • техническая деятельность (производство);

Это разнообразные технические операции (производство, выделка, обработка). Файоль отмечает, что "число, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кончая интеллектуальным; почти исключительно техническое образование наших профессиональных школ; широкие возможности, предоставленные техникам - все это выдвигает на первый план техническую функцию, а, следовательно, и технические навыки работников, оставляя на втором плане другие навыки, не менее, а иногда и более полезные для развития и процветания предприятий". [24] Он также указывает на то, что не всегда именно техническая функция является наиболее важной, ведь "даже в промышленных предприятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая".

    • коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

К данной функции относятся такие  операции, как покупка, продажа, обмен. Она имеет не менее важное значение, чем техническая функция, так как, если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен. "Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить". Для успешного выполнения этой функции необходимы чуткость, решительность, глубокое знание рынка и сил конкурентов, далекое предвидение и практика соглашений.

    • финансовая деятельность (поиск и оптимальное использованиекапитала);

Информация о работе Административная доктрина Анри Файоля