Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»
Поставленная цель изучения требует ряда задач:
Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
Выявить личные качества руководителя
Проанализировать основные концепции административной доктрины
Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5
1.1. Создание административной доктрины Файоля 5
1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6
1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15
2.1. Элементы процесса управления 15
2.2. Личные качества руководителя и его функции 18
2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24
Список использованной литературы 30
Табл.2
Необходимые "установки" у руководителей различных по размеру промышленных предприятий
Категории служащих |
«Установки» |
Полная квалификация | |||||
Адм. |
Техн. |
Ком. |
Фин. |
Страх. |
Учет. | ||
Простейшее предприятие |
15 |
40 |
20 |
10 |
5 |
10 |
100 |
Небольшое предприятие |
25 |
30 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100 |
Среднее предприятие |
30 |
25 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100 |
Крупное предприятие |
40 |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100 |
Очень крупное предприятие |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100 |
Государственное предприятие |
60 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
100 |
С помощью этих таблиц Файоль хотел "Привлечь общественное внимание к административной функции в промышленных предприятиях. Технической функции уже давно отведено принадлежащее ей высокое место, которое и должно быть за ней сохранено. Но она недостаточна для обеспечения хорошего хода дел: ей нужно содействие других существенных функций и в особенности - функции административной''.
Отметив важность административных знаний и навыков для управляющих, Файоль обращает внимание, что подобная административная "установка" в приобретается деловой практикой, и что она росла бы быстрее, если бы к техническому образованию школ, готовившие инженеров, прибавляли бы административное образование, опирающееся на определенную доктрину, на систему принципов, правил, методов и действий, проверенных опытным путем. Он пишет: "...в то время, как в наших промышленных школах максимум усилий ... направляется на распространение и совершенствование технических знаний, - в них не делается ничего или почти ничего для подготовки будущих директоров к их коммерческим, финансовым, административным или иным функциям.
Обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных школах, более солидным в средней школе, весьма углубленным в высшей школе. Это обучение не сделало бы всех обучаемых хорошими администраторами, как не делает техническое обучение всех обучаемых превосходными техниками. Речь идет о том, чтобы сделать наше юношество способным понимать и претворять в дело уроки опыта. В настоящее время начинающий не обладает ни административной доктриной, ни методом, и многие в этом отношении всю свою жизнь остаются – начинающими. [21,25]
В высших школах профессора смогут составить соответствующие курсы, когда управление станет предметом их преподавания.
Разделение труда в
организации есть сложение различных
способностей ряда людей, то есть дополнение
друг друга и, в идеале, возможность
реализации каждой личностью своих
специфических способностей. Эта
возможность организации
Таким образом, Файоль впервые высказал идею о возможности и необходимости подготовки профессиональных административных кадров. Как видим, его идея, сформулированная в начале XX века, нашла свое подтверждение и уже в конце того же века многие высшие учебные заведения во всем мире занимаются профессиональной подготовкой управляющих самого высокого уровня.
Помимо того, что Файоль определил необходимость доктрины, на которой бы основывалось административное образование, он разработал собственную доктрину, основные положения которой изложил во второй части своей книги «Общее и промышленное управление»
Файоль советовал молодым управляющим (менеджерам):
Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».
Файоль рассматривает рабочего как «социально-психологического индивида». Он выдвигает на первый план «социально-организационную задачу», у Тейлора она растворяется в задаче общеорганизационной.
Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он предпринял попытку с теоретических позиций исследовать «социальный организм» предприятия, в то время как Тейлор практически все свои усилия направлял на рационализацию «материального» организма.[8, c.83]
Таким образом, в американской практике, а за тем и в других странах, тейлоризм и файолизм слились в единую концепцию, известную как школа «научного менеджеризма». Менеджеры должны выступать в роли социальных защитников, проявлять лояльность к работникам; создавать в фирме атмосферу, способствующую раскрытию способностей работающих; использовать такие методы работы с людьми, которые обеспечивают их удовлетворенность работой; проявлять честность и доверие к работникам. Менеджер должен уметь применить не только технические знания, но умение распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать, таким образом, настоящего руководителя буду судить не по знаниям, а по совершаемым им действиям. Руководитель должен дополнять их ценными навыками других руководителей. Когда руководитель общается с подчиненными, он должен тщательно подбирать слова и стараться не делать незаслуженных замечаний. При этом необходимо изучать сноровку, поведение и даже личную жизнь рабочих. Если с руководителем сложились благоприятные взаимоотношения, не нужно ими злоупотреблять. При оценке окружающих людей менеджер должен соблюдать сдержанность, не допускать необоснованной критики. И самое главное, управляющий должен постоянно пополнять свои знания и не отставать от достижений современного общества. И если менеджер будет придерживаться данных положений, то, безусловно, он сможет стать хорошим управляющим, которого будут ценить не только сотрудники организации, но и высшее руководство. Также менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления.
Классическое разграничение
функций управления на предприятии,
разработанное А.Файолем, прошло проверку
временем (с 1923 г.). Все современные теории
управления, касающиеся этого вопроса,
ничего не смогли предложить. На практике
именно классификация управленческих
функций по Файолю остается без изменений.
Применение теории Файоля в практической
работе руководителя даст возможность:
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:
Все это поможет найти
новые способы и пути решения
проблем организации.
Многие принципы управления в наше время
имеют практическую ценность.
В дальнейшем многие исследователи занимались
изучением и теоретическим описанием
принципов управленческой деятельности,
но все они были только последователями
Файоля, развивавшими, дополнявшими и
конкретизировавшими его учение.
Рассмотренная теория находит свое широкое применение в повседневной жизни человека. При выполнении каких-то бытовых работ по дому человек, осознанно или нет, использует планирование, организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции менеджмента, сформулированные Файолем. Примером таких работ может служить выполнение домашних работ.
Теоретическая система, предложенная классической школой управления, может быть использована в качестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучше организовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и стать более успешным.
Классическая школа управления
рассматривается как
Табл.3
Основные нормы и ценности организации
Наименование ценностей |
Содержание и основные принципы ценноcтей |
Ориентир на потребителя |
Приоритет в деятельности компании
по удовлетворению потребностей и ожиданий
пользователей услуг |
Социальная ответственность |
Обеспечение прозрачности и социальной
ответственности бизнеса |
Персонал компании – основной её капитал |
Компания поддерживает стремление персонала повышать свою квалификацию, планирует и обеспечивает карьерный рост, повышает заинтересованность персонала в результатах своего труда, сохраняет и развивает социальную сферу, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, как в период работы, так и после ухода на пенсию. |
Партнёрство |
Уважение и учёт интересов юридических и физических лиц, вовлечённых в сферу деятельности компании, и развитие с ними партнёрских отношений. |
Качество и безопасность |
Обеспечение высокого качества технологий во всех сферах деятельности компании. Приоритетность требований безопасности движения и персонала перед эксплуатационными показателями работы компании. |
Управленческие модели - в жизнь |
Отлаженность управленческих механизмов
на всех уровнях руководства компанией.
Спонтанное управление объектами уступает
место системному управлению процессами.
Безопасность движения и эксплуатационные
показатели должны обеспечиваться за
счёт внедрения эффективных |
Современный менеджер воспринимается
во всем мире как инновационный руководитель
= лидер+власть+стиль+работы+
Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих в организации , и взаимодействии с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проекты, разрабатывать, проектировать и реализовывать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы.