Административная доктрина Анри Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»
Поставленная цель изучения требует ряда задач:
Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
Выявить личные качества руководителя
Проанализировать основные концепции административной доктрины
Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5
1.1. Создание административной доктрины Файоля 5
1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6
1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15
2.1. Элементы процесса управления 15
2.2. Личные качества руководителя и его функции 18
2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 92.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Табл.2

Необходимые "установки" у руководителей различных по размеру промышленных предприятий

Категории служащих

«Установки»

Полная квалификация

Адм.

Техн.

Ком.

Фин.

Страх.

Учет.

Простейшее предприятие

15

40

20

10

5

10

100

Небольшое предприятие

25

30

15

10

10

10

100

Среднее предприятие

30

25

15

10

10

10

100

Крупное предприятие

40

15

15

10

10

10

100

Очень крупное предприятие

50

10

10

10

10

10

100

Государственное предприятие

60

8

8

8

8

8

100


 

С помощью этих таблиц Файоль хотел "Привлечь общественное внимание к административной функции в промышленных предприятиях. Технической функции уже давно отведено принадлежащее ей высокое место, которое и должно быть за ней сохранено. Но она недостаточна для обеспечения хорошего хода дел: ей нужно содействие других существенных функций и в особенности - функции административной''.

Отметив важность административных знаний и навыков для управляющих, Файоль обращает внимание, что подобная административная "установка" в приобретается деловой практикой, и что она росла бы быстрее, если бы к техническому образованию школ, готовившие инженеров, прибавляли бы административное образование, опирающееся на определенную доктрину, на систему принципов, правил, методов и действий, проверенных опытным путем. Он пишет: "...в то время, как в наших промышленных школах максимум усилий ... направляется на распространение и совершенствование технических знаний, - в них не делается ничего или почти ничего для подготовки будущих директоров к их коммерческим, финансовым, административным или иным функциям.

Обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных  школах, более солидным в средней  школе, весьма углубленным в высшей школе. Это обучение не сделало бы всех обучаемых хорошими администраторами, как не делает техническое обучение всех обучаемых превосходными техниками. Речь идет о том, чтобы сделать наше юношество способным понимать и претворять в дело уроки опыта. В настоящее время начинающий не обладает ни административной доктриной, ни методом, и многие в этом отношении всю свою жизнь остаются – начинающими. [21,25]

В высших школах профессора смогут составить соответствующие  курсы, когда управление станет предметом их преподавания.

Разделение труда в  организации есть сложение различных  способностей ряда людей, то есть дополнение друг друга и, в идеале, возможность  реализации каждой личностью своих  специфических способностей. Эта  возможность организации является весьма притягательной для современного человека, одной из основных жизненных  целей которого (особенно гражданина западной цивилизации) является реализация своего потенциала. Поэтому человек  конца ХХ века может одновременно состоять в различных организациях, которые позволяют ему удовлетворить  не только жизненно важные потребности, но и амбиции.

Таким образом, Файоль впервые высказал идею о возможности и необходимости подготовки профессиональных административных кадров. Как видим, его идея, сформулированная в начале XX века, нашла свое подтверждение и уже в конце того же века многие высшие учебные заведения во всем мире занимаются профессиональной подготовкой управляющих самого высокого уровня.

 Помимо того, что Файоль определил необходимость доктрины, на которой бы основывалось административное образование, он разработал собственную доктрину, основные положения которой изложил во второй части своей книги «Общее и промышленное управление»

Файоль советовал молодым управляющим (менеджерам):

  • Дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;
  • Получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителями;
  • При общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;
  • При благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
  • При оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики;
  • Постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».

Файоль рассматривает рабочего как «социально-психологического индивида». Он выдвигает на первый план «социально-организационную задачу», у Тейлора она растворяется в задаче общеорганизационной.

Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он предпринял попытку с теоретических позиций исследовать «социальный организм» предприятия, в то время как Тейлор практически все свои усилия направлял на рационализацию «материального» организма.[8, c.83]

Таким образом, в американской практике, а за тем и в других странах, тейлоризм и файолизм слились в единую концепцию, известную как школа «научного менеджеризма». Менеджеры должны выступать в роли социальных защитников, проявлять лояльность к работникам; создавать в фирме атмосферу, способствующую раскрытию способностей работающих; использовать такие методы работы с людьми, которые обеспечивают их удовлетворенность работой; проявлять честность и доверие к работникам. Менеджер должен уметь применить не только технические знания, но умение распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать, таким образом, настоящего руководителя буду судить не по знаниям, а по совершаемым им действиям. Руководитель должен дополнять их ценными навыками других руководителей. Когда руководитель общается с подчиненными, он должен тщательно подбирать слова и стараться не делать незаслуженных замечаний. При этом необходимо изучать сноровку, поведение и даже личную жизнь рабочих. Если с руководителем сложились благоприятные взаимоотношения, не нужно ими злоупотреблять. При оценке окружающих людей менеджер должен соблюдать сдержанность, не допускать необоснованной критики. И самое главное, управляющий должен постоянно пополнять свои знания и не отставать от достижений современного общества. И если менеджер будет придерживаться данных положений, то, безусловно, он сможет стать хорошим управляющим, которого будут ценить не только сотрудники организации, но и высшее руководство. Также менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления.

2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД»

 

Классическое разграничение  функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все современные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается без изменений. 
Применение  теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

    • Правильно определять приоритеты в вашей работе;
    • Правильно ее планировать;
    • Быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед  ним проблемы как бы со стороны. Это  позволит руководителю:

  • Определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;
  • Оценить целесообразность своих действий; 
    Уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти  новые способы и пути решения  проблем организации. 
Многие принципы управления в наше время имеют практическую ценность. 
В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, но все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Рассмотренная теория находит  свое широкое применение  в повседневной жизни человека. При выполнении каких-то бытовых работ по дому человек, осознанно  или нет, использует планирование, организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции  менеджмента, сформулированные Файолем. Примером таких работ может служить выполнение домашних работ.

Теоретическая система, предложенная классической школой управления, может быть использована в качестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучше организовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и стать более успешным.

Классическая школа управления рассматривается как универсальная  система. При анализе многих отечественных  предприятий можно выявить признаки и принципы данной системы. На примере  рассмотрим ОАО «РЖД». Это очень  сложная организация, но даже в ней  просматриваются принципы, сформулированные Файолем: разделение труда, дисциплина, единоначалие (президент, совет директоров и т.д.), подчинение частных интересов интересам организации,  вознаграждение (работникам гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы), порядок (т.е. каждому свое место, ОАО «РЖД» обязуется правильно организовывать труд работников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностями и техникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам).

 

Табл.3

Основные нормы и ценности организации

 

Наименование ценностей

Содержание и основные принципы ценноcтей

Ориентир на потребителя

Приоритет в деятельности компании по удовлетворению потребностей и ожиданий пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Социальная ответственность

Обеспечение прозрачности и социальной ответственности бизнеса компании.

Персонал компании – основной её капитал

Компания поддерживает стремление персонала повышать свою квалификацию, планирует и обеспечивает карьерный  рост, повышает заинтересованность персонала  в результатах своего труда, сохраняет  и развивает социальную сферу, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, как в период работы, так и после  ухода на пенсию.

Партнёрство

Уважение и учёт интересов юридических  и физических лиц, вовлечённых в  сферу деятельности компании, и развитие с ними партнёрских отношений.

Качество и безопасность

Обеспечение высокого качества технологий во всех сферах деятельности компании. Приоритетность требований безопасности движения и персонала перед  эксплуатационными  показателями работы компании.

Управленческие модели - в жизнь

Отлаженность управленческих механизмов на всех уровнях руководства компанией. Спонтанное управление объектами уступает место системному управлению процессами. Безопасность движения и эксплуатационные показатели должны обеспечиваться за счёт внедрения эффективных управленческих моделей.


 

Современный менеджер воспринимается во всем мире как инновационный руководитель = лидер+власть+стиль+работы+карьера. А для этого менеджер должен знать: закономерности и принципы рыночной экономики; теорию организации и методы моделирования организационных структур; теорию и практику современного менеджмента; формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента; современные парадигмы мотивационного управления; системный подход к проектированию различных   организационных структур. [14; 26]

Менеджер должен иметь  широкий кругозор и системное  нестандартное мышление, уметь разбираться  во внутренней взаимосвязи факторов, действующих в организации , и взаимодействии с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проекты, разрабатывать, проектировать и реализовывать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы. 

Информация о работе Административная доктрина Анри Файоля