Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:19, реферат
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.
В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.
Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Административная школа
Разработка проблем научного управления,
развернувшаяся в начале XX столетия
и сосредоточившая свое внимание
на деятельности и специализации
руководителя, столкнулась с необходимостью
анализа построения и создания принципов
функционирования организации в
целом. Ответом на эту потребность
практики стали работы Анри Файоля,
предложившего ряд
По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем главным образом связано возникновение административной школы.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию
горным инженером, в 19 лет он окончил
Национальную школу горного дела
в Сент-Этьене. Будучи французом
по происхождению, он всю жизнь проработал
во французском горно-
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.
В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.
Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных групп операций управленческой деятельности:
Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал» [9,24]. Санкции Файоль рекомендует использовать как основной способ управленческого воздействия.
Файоль впервые предложил
1. Планирование - один из компонентов
процесса управления, в ходе которого
формулируются цели, создаются образцы
и эталоны, составляющие
Разработка программы действий, под которой понимается конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход, занимает основное место в планировании. Для разработки программы действий необходимо знание:
По мнению Файоля, составление эффективной программы действий требует от руководящего персонала следующих качеств:
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.
2. Организация - функция органа
управления организацией, сущностью
которой является создание
Выработанные Файолем
Для осуществления
Построенный социальный организм приводится в действие с помощью функции распорядительства.
3. Распорядительство - одна из
основных функций управления, суть
которой в предъявлении
4. Координирование. Его главной
целью является достижение
Функция координирования призвана изучить и совершенствовать эти связи, вследствие чего происходит их рациональная организация.
5. Контроль - наиболее важная функция
управления, конечный итог всей
управленческой деятельности. Задача
контроля – проверка
Файоль полагал, что эти нормы контроля наиболее важны и вообще единственно значимы для руководителя (в частности, он считал все остальные работы не свойственными руководителю), однако современный руководитель дополняет ролевые требования другими (назовем их дополнительными) функциями управления.
Все функции руководителя перечислить
довольно сложно, так как многие
функции зависят от культуры организации,
социальной структуры, от ситуаций, которые
могут складываться в ходе управленческой
деятельности, и т.п. Перечислим ряд
наиболее важных функций, которые выполняют
руководители в организациях. Кроме
общепринятых, обязательных и традиционных
функций руководители в организации
могут выполнять следующие
На основе выделения основных функций в 1923г. Файоль дал определение понятию «управление».
Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть- учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все свершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [8,65].
2. 4. Фундаментальные принципы
Файоль суммировал уроки собственного опыта в перечне "Основных принципов менеджмента". Большинство из них стали частью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальными принципами. По его утверждению, принципы — это маяк, помогающий ориентироваться. Однако принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников, специфики предприятия и т.д.
Принципы Файоль разделял на три группы: структурные, процессуальные и результативные.
1. Структурные принципы: