Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

В следующем вопросе о том, какие меры по повышению качества услуг необходимо предпринять, опрошенные ответили:

 внедрение образовательных  технологий -45%

Господдержка талантливой  молодежи – 8%

 Повышение уровня воспитания  – 22%

 Финансовое стимулирование  школ – 25%

 

 На  четвертый вопрос опрошенные высказали свое мнение по поводу того, как было бы целесообразней изменить соотношение изучаемых предметов в школе. Большинство из них (45%) считают, что необходимо увеличить долю предметов технологической ориентации, 23% - долю гуманитарных предметов. 32% считают, что ничего менять не надо.

На вопрос о коррупции в школах: 37% ответили что коррупция есть, а остальные (63%) ответили что коррупции нет.

По мнению опрошенных, наиболее действенными методами борьбы с коррупцией является ужесточение контроля со стороны местных органов власти (54%), некоторые считают, что лучше повысить заработную плату учителям (11%), сделать образование платным никто не считает нужным (0%), а остальные затруднились ответить (35%).

 

На последний  вопрос об уровне подготовленности учителей, большинство оцениваю его как  хороший (60%),  24%- оценивают как  среднее, и 16% - считают что подготовленность учителей оставляет желать лучшего.

В результате анализа можно прийти к выводу, что в целом среднее образование  в хорошем состоянии. Наиболее важными  проблемами являются финансовые проблемы.

Имеются недостатки в финансовой деятельности органов управления и  учреждений образования. Слабо контролируется целевое использование образовательными учреждениями бюджетных средств, целесообразность использования внебюджетных источников.

Также имеются  проблемы в сфере контроля Управлением  образования деятельности общеобразовательных  учреждений.

Еще одна проблема – это недостаточное участие родителей и общественных организаций в реализации политики в сфере образования.

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В целях совершенствования в области общего образования на муниципальном уровне, можно рекомендовать следующую систему мер:

- нужно формирование современного  имиджа педагога через муниципальные  конкурсы педагогического мастерства.

Профессия педагога, связана с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Это полезно учителям, для них общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности. В этом и заключается обоснование необходимости педагогу целенаправленно формировать положительный имидж.

В целом, качества, характеризующие  образ "идеального" учителя, следует  расценивать как "систему требований", предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования  и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных  возможностей, с развитием творческого  потенциала.

- необходимы средства  для поддержки молодых специалистов, учителей физики, информатики, иностранных языков, преподавателей ОБЖ, учителей технологии, физкультуры, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов - психологов, учителей- дефектологов, методистов.

Работа в школе должна быть привлекательна для молодых  специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно  и престижно, где есть ясные перспективы  личного и карьерного роста и, конечно, убедительные материальные стимулы. Школы нуждаются в талантливых  и открытых всему новому преподавателях.

- привлечение родителей  в процесс управления с помощью  различных мероприятий.

Важнейшая задача в процессе воспитания подрастающего поколения  заключается в сотрудничестве семьи  и школы.

Традиционным в работе школ с родителями остается создание родительских комитетов классов  и школ. Регулярное проведение родительских классных и школьных собраний - необходимое  условие взаимодействия администрации  и педагогического коллектива с  родителями. Но вот продуктивность деятельности таких органов родительского  участия в воспитательном и образовательном  процессе образовательного учреждения не всегда высока. Причина в том, что администрация школы, занимаясь  созданием этих органов, с одной  стороны, формально подходит к этому, с другой стороны, администрация  заинтересована в делегировании  этим органам лишь организационно-хозяйственных  задач.

Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют  и от современной школы развития различных форм педагогического, родительского  и ученического самоуправления и  демократического совместного управления всеми образовательными и воспитательными  процессами. Инициативные, грамотные  и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьезную  помощь администрации и педагогам  образовательного учреждения. Родители готовы быть самыми активными защитниками  интересов школы, педагогического  коллектива и учащихся во всех государственных структурах. Конечно, требует изменения подход родителей к своему участию в общественной работе в школе, комитеты, советы, клубы в своей деятельности могут использовать новые методы по организации работы объединений, например, метод проектов, осваивать имеющийся опыт различных общественных организаций, получать на реализацию проектов гранты, привлекать к сотрудничеству работодателей, органы местного самоуправления и так далее.

 

- разработка собственного  сайта Управления образования.

Создание сайта Управления образования способствует информационной доступности в сфере образования, так как на сегодняшний день большое  количество населения пользуется интернет-ресурсами. Также на сайте можно реализовать различные мероприятия, которые помогли бы ответить на интересующие вопросы граждан в сфере образования( онлайн конференции, прием обращений граждан, форумы).

 

- усовершенствовать образовательный  процесс в школах с помощью взаимодействия с ВУЗами.

Одна из эффективных форм взаимодействия школы с вузом - совместное проведение или  участие в научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах. Организация и проведение конкурсов, турниров, интеллектуальных игр, способствующих развитию творчества, таланта детей есть доминирующий вектор взаимодействия школы и вуза.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенностями современной  системы управления образованием являются реализации принципа системности в  управлении образованием на всех уровнях; оптимального сочетания централизации  и децентрализации управления, сопутствующего принципа демократизации управления.

Основной целью курсовой работы явился анализ в первую очередь  муниципальной системы управления образованием, деятельности органов  управления образованием на муниципальном  уровне.

Современная система управления образованием в Российской Федерации, являясь одной из подсистем управления обществом, характеризуется следующими особенностями: новыми взаимоотношениями  федеральных, региональных, муниципальных  органов управления образованием между  собой, реализацией процесса децентрализации  управления образованием, разграничения  компетенции, полномочий и ответственности  между его различными уровнями, переходом  от государственного к государственно-общественному управлению.

В процессе управления образованием в современной России принимают  участие различные органы государственной  власти, местного самоуправления и  общественного управления. Исходя из целевой направленности организации и деятельности органов управления образованием вся система управления может быть дифференцирована на следующие подсистемы: государственную (в т.ч. региональную), муниципальную и образовательных учреждений.

Правовой основой управления образованием являются Конституция  Российской Федерации (ст. 72), конституции  и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая  декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений. Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления. Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений. Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на региональный и муниципальный уровни. Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы. Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций. Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национальных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладности и вариативности образования. Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием. Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» 2003.
  2. ФЗ « Об образовании» 1996.
  3. Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. М., 2003.
  4. Газета «Первое сентября» статья «Концепция структуры и содержания общего среднего образования», 1999.
  1. Интернет-журнал «Эйдос» статья «Направления исследований по обновлению общего среднего образования» под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского, 2001.

  1. Концепция реформирования российского образования  до 2010 года // Российское образование. Федеральный  образовательный портал: нормативные  документы.

  1. Кривошеев В.Ф., Блинов В.И., Суколенов И.В. Реформирование средней общеобразовательной школы в Российской Федерации (1995-2004 годы) // Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй. Москва: ИОО МОН РФ, 2004.

  1. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования:. наук. Липецк, 2003.
  2. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  3. Медведев Д. Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании? // Становление России. М., 2007.
  4. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М., 2002.
  5. Общественно – политическая газета «Республика Татарстан»
  6. Официальный сайт Министерства образования и науки
  7. Официальный сайт Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
  8. План работы Управления образования
  9. Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально -политический журнал. 1996. № 1.
  10. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001.
  11. Устав города Набережные Челны
  12. Чаленко С.П. Образовательная политика России на современном этапе // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. 2005.
  13. Чернышов А.Г. Российское образование: в поисках национальных приоритетов//Становление России. М., 2007.

 

 

Приложение1

Анкета

1. Как Вы оцениваете  состояние школьного образования в городе?

А) хорошее

Б) среднее

В) плохое

2. Как Вы оцениваете  учебную нагрузку на детей?

А) дети перегружены

Б) нормальная нагрузка

В) необходимо увеличить  нагрузку

3. Какие меры по повышению  качества образовательных услуг Вы бы предприняли?

А) внедрение образовательных  технологий

В) Господдержка талантливой  молодежи

Г) Повышение уровня воспитания

Д) Финансовое стимулирование школ

4. Как было бы целесообразней изменить соотношение изучаемых предметов в школе?

А) необходимо увеличить долю предметов технологической ориентации

Б) необходимо увеличить  долю гуманитарных предметов

В) ничего менять не надо

5. Как Вы думаете, есть  ли коррупция в школах?

А) да

Б) нет

6. Каким образом Вы  бы боролись с коррупцией в  школах?

А) повышение заработной платы учителям

Б) сделать общее образование  платным

В) ужесточение контроля со стороны местных органов власти

Г) затрудняюсь ответить

7. Как Вы оцениваете  уровень подготовленности учителей  в школах?

А) хорошее

Б) среднее

В) плохое

 


Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования