Анализ инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 06:13, курсовая работа

Краткое описание

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или ' услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2
Становление инновационной политики в Соединенных Штатах Америки……………..4
1.1.Объект и организационная форма инновационной политики Соединенных Штатов Америки……………………………………………………………………………………………4
1.2. Особенности американского и японского инновационного менеджмента………………5
2. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки и других развитых странах..10
2.1. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки……………………………..10
2.2.Государственное регулирование инновационными процессами в других странах (на примере Японии и Евросоюза)……………………………………………………………………11
2.3. Развитие инновационных процессов в Соединенных Штатах Америки…………………12
3. Соединенные Штаты Америки. Инновационные технологии………………………………14
3.1. Анализ развития инновационных технологий в Соединенных Штатах Америки………14
3.2. Примеры технологий, тенденции и события……………………………………………….17
3.3. Сравнительный анализ с развитыми странами…………………………………………….24
4. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере Соединенных Штатов Америки и особенности их сетевого взаимодействия…………………………………………28
4.1. Инновационное развитие……………………………………………………………………28
4.2. Сети кластеров инновационного развития (СКИР)……………………………………….32
Вывод………………………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 276.87 Кб (Скачать файл)

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации. Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства. Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

    1. Государственное регулирование инновационными процессами в других странах ( на примере Японии и Евросоюза).

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР. В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты: ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем, РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных научно-исследовательских работ в области интегрированной широкополосной связи). ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления, путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

2.3. Развитие инновационных процессов в Соединенных Штатах Америки

В американском бизнесе, ориентированном на создание новшеств и внедрение нововведений сочетаются два вида предпринимательства: финансового и собственно инновационного. В соответствии с этим, специализированной деятельностью по производству продвижению на рынок новой продукции занимаются компании венчурного (рисков) капитала и инновационные фирмы.

Специализированным венчурным компаниям принадлежит основная роль в финансировании нововведений. Организационно такие компании представляют собой сочетание управляющих небольших фирм и управляемых ими финансовых Фулу, каждый из которых интегрирует денежные средства нескольких вкладчиков. В начале 90-х годов в США функционировало около 200 таких фирм, а половина из них имела собственные активы объемом свыше 100 млн. долларов. Кроме того, часто компании практикуют так называемый "Распределенный риск", сущность которого состоит в том, что крупная компания вкладывает свой капитал в проект не одной малой инновационной фирмы, а  распределяет его между несколько проектами. Это, с одной стороны, значительно снижает рискованность вложений, а с другой - дает источники финансирования не одной, а нескольким фирмам. Однако проекты для финансирования отбираются особенно осторожно и, в среднем, удовлетворяется только 1-2 из каждых 10 запросов об инвестициях. В последние десятилетия наиболее эффективными методами ускорения инновационных процессов в США признаны "квазирисковые" формы, их организации на уровне корпорации: внутренние венчуры и программы "свояков». Программа "свояков" предусматривает утверждение специальных денежных фондов, средства из которых выделяют "своякам "- представителям внутрикорпоративного рисков капитала. Любой работник корпорации, предложивший идею нового продукта, может обращаться непосредственно к" родственнику" за финансовой поддержкой. Если предложение окажется интересным, то могут быть выделены средства (до нескольких сотен тысяч долларов) на разработку и реализацию инновационного проекта. Родственник" принимает участие в доходах корпорации, получая деньгами, ценными бумагами, либо процент от прибыли за каждый удачный инновационный проект.

 

 

 

3. Соединенные  Штаты Америки

3.1. Анализ развития инновационных технологий в США

Национальная инициатива в области инновационных технологий или нанотехнологий(NNI) - основная программа координации федеральных исследований в сфере инновационных технологий в США, с первоначальным бюджетом в $ 500 млн. начавшаяся в 2001 году и осуществляемая Национальным Советом по науке и технологиям (NSTC) и Подкомитетом по наномасштабной науке, технике и технологиям. Сегодня, NNI является федеральной программой (межучережденческой инициативой), в которой задействовано 25 федеральных министерств и ведомств (агентств), у 15 из которых в 2011 финансовом году есть свои отдельные бюджеты по работам в области развития и исследования инновационных технологий. Бюджет на 2011 год составляет $ 1,8 млрд. Приоритетными направлениями развития инновационных технологий в Соединенных Штатах Америки, согласно Национальной инициативе являются: - фундаментальные исследования наночастиц и процессов;

- инновационные  материалы;

- наноприборы и системы.

В рамках данных направлений также существуют критерии выбора приоритетов тех или иных направлений. Так, правительство США вкладывает наибольшие финансовые ресурсы в фундаментальные, более долгосрочные исследования; на втором месте по объемам финансирования стоят исследования наноприборов и систем; на третьем - исследования инновационных материалов. Суммарный бюджет Национальной инициативы с момента её создания составляет $14 млрд.

Национальная инициатива включает в себя стратегический план развития для достижения ситуации, в которой способность понимать и управлять материей на наноуровне приводит к революции в обществе, технологии и промышленности. Планом предусматриваются следующие четыре цели для поддержания мирового лидерства в этой области индустрии:

  1. Предварительный опыт мирового класса инновационно-технологических исследований и разработок;
  2. Способствование использования новых технологий при производстве коммерческих продуктов массового потребления;
  3. Развивать и поддерживать образовательные учреждения и вспомогательные инфраструктуры для развития инновационных технологий.
  4. Поддержка ответственного подхода к исследованиям инновационных технологий, которая предусматривает аспекты экологии и безопасности.

В течение 10 лет с 2001 интерес к исследованию инновационных технологий возрос по всему миру. Сегодня практически каждая страна, которая располагает научно-исследовательскими центрами имеет и программу развития инновационных технологий, а некоторые страны встали на путь, который может привести к серьезной угрозе лидерства Соединенных Штатов в области инновационных технологий.В основе государственной инвестиционной программы Соединенных Штатов Америки лежит принцип распределения средств между несколькими федеральными ведомствами, работающими в области инноваций.

Список ведомств:

· Министерство Обороны

· Министерство энергоснабжения

· Министерство внутренних дел

· Министерство транспорта

· Организация по охране окружающей среды

· Департамент здравоохранения

· НАСА

· Национальный институт охраны здоровья

· Национальный институт стандартизации и технологий

· Национальная научная организация

· Министерство образования

Выделяемые ведомству активы, оно вкладывает в отрасли инновационной индустрии, связанные с его непосредственной деятельностью. Таким образом, государство регулирует направления в развитии тех или иных областей инновационной активности. В частности, из года в год бюджет, инвестируемый в каждое из ведомств меняется сообразно складывающей ситуации на рынке. Тем не мене, необходимо отметить существование более узкого перечня ведомств, которым выделяется большая часть средств. В частности к ним относятся:

· Министерство энергетики (DOE) - исследования в области новых технологий в области энергетики

· Национальная научная организация (NSF) - фундаментальные исследования всех отраслей инновационных технологий

· Национальный институт здоровья (NIH) - исследования в области наномедицины

· Министерство обороны (DOD) - научные исследования в оборонной сфере, а также разработка изделий двойного назначения

· Национальный институт стандартизации и техологий (NIST) - фундаментальные исследования, аналитическая методология, нанотехнологическая метрология

Министерство энергетики в настоящее время получает крупнейшие инвестиции на развитие инновационных технологий, среди всех ведомств, и запрашивает в общей сложности 424 млн. долл. США на 2011 год. Увеличение в финансирования в 2011 году по сравнению с 2010 годом отчасти связано с перспективными исследованиями в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Значительное увеличение затрат на инновационные продукты связано с инновационной программой выявления практического применения современных материалов, как области важнейших национальных потребностей, разрабатываемой в Национальном институте стандартизации и технологий. Эти современные материалы включают в себя инновационные материалы, передовые сплавы и композитные материалы в производстве, в результате чего в 2010 году было увеличено финансирование в область нанопроизводства.

Также следует отметить рост инвестиций в Национальный Институт Здоровья, что говорит о перспективности наномедицины с точки зрения Конгресса США.

Таким образом, наибольшее увеличение финансирования на 2010 год приходится на учреждения, которые получали относительно скромные инвестиций в прошлом. Из чего следует, что, несмотря на заявленные программы приоритетного развития централизованно-выбраных областей инновационных технологий, США старается с помощью бюджетных инвестиций, сглаживать разрыв между отраслями и развивать их более равномерно.

3.2. Примеры технологий, тенденции и события

Инновационно-технологические исследования становятся все более междисциплинарными и начинают носить всё более глобальный характер. Фундаментальная научная база, построенная за последние десятилетия, сегодня приносит быстрый рост числа инновационных продуктов и компаний. Этот рост сопровождался усилением акцента на инфраструктуру, необходимую для поддержки коммерциализации инновационных технологий и изучение потенциальных социальных последствий, в первую очередь в таких областях, как охрана окружающей среды и нанопроизводство. Эти темпы развития пропорциональны росту финансирования. Государственное финансирование в 2008 году составило 46 процентов от общего объема финансирования, т.е. увеличилось на 16% по сравнению с 2007 годом.

В 2001 году одним из основных направлений с позиций NNI было развитие микроэлектроники и новых технологий производства. Впоследствии были достигнуты заметные успехи в этих областях, такие, широкое использование литографии с высоким разрешением. Однако, новые возможности, также возникли в сферах, которые были зарождающимися 10 лет назад, и некоторые из них попали в список приоритетных направлений на ближайшие 10 лет.

К ним относятся

- Наномедицина

- Энергоносители, генерация  и преобразование энергии;

- Экологическая диагностика  и очистка;

- Структурные и мульти-функциональные нанокомпозиты;

- Национальная безопаность

В течение последних нескольких лет, уровень фундаментальных исследований углеродных нанотрубок, композитов и покрытий снизился в то время как их применение возросло. Например, некоторые компании сегодня реализуют недорогие углеродные нанотрубки для использования в качестве проводящих компонентов. Исследование материалов, таких как графен, метаматериалов, термоэлектрики кремниевой нанопроволоки, солнечных батарей на основе плазмонов возросли.Кроме того, следует признать, что инновационные технологии могут играть важную роль в решении глобальных проблем энергоснабжения, изменения климата и устойчивого развития. Применение инновационных технологий в энергетической и экологической отрасли серьёзно возросло.

Информация о работе Анализ инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах