Анализ инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 06:13, курсовая работа
Краткое описание
Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или ' услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………2 Становление инновационной политики в Соединенных Штатах Америки……………..4 1.1.Объект и организационная форма инновационной политики Соединенных Штатов Америки……………………………………………………………………………………………4 1.2. Особенности американского и японского инновационного менеджмента………………5 2. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки и других развитых странах..10 2.1. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки……………………………..10 2.2.Государственное регулирование инновационными процессами в других странах (на примере Японии и Евросоюза)……………………………………………………………………11 2.3. Развитие инновационных процессов в Соединенных Штатах Америки…………………12 3. Соединенные Штаты Америки. Инновационные технологии………………………………14 3.1. Анализ развития инновационных технологий в Соединенных Штатах Америки………14 3.2. Примеры технологий, тенденции и события……………………………………………….17 3.3. Сравнительный анализ с развитыми странами…………………………………………….24 4. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере Соединенных Штатов Америки и особенности их сетевого взаимодействия…………………………………………28 4.1. Инновационное развитие……………………………………………………………………28 4.2. Сети кластеров инновационного развития (СКИР)……………………………………….32 Вывод………………………………………………………………………………………………36 Заключение………………………………………………………………………………………..39 Список используемой литературы……
Развитие технопарков в США
берет свое начало в 1980-х гг. как одного
из
элементов концепции «национальной
инновационной способности». Были выдвинуты
следующие цели, на которые должна быть
направлена вся деятель
ность государства в области
науки и техники:
– укрепление конкурентоспособности
американской промышленности и
создание новых, главным образом
высокотехнологичных рабочих мест;
– создание предпринимательской
среды, в которой технические нововведения
могут процветать и в которой инвестиции
тесно связаны с новыми идеями;
– обеспечение скоординированного
менеджмента технологий по всем ведомствам;
– создание более тесных рабочих
отношений между промышленностью,
федеральными ведомствами,
правительствами штатов и университетами;
– переориентирование национальных
усилий на технологии, являющиеся
критическими для современного
бизнеса и растущей экономики, такие как
информатика и коммуникации,
гибкие производства, технологии охраны
окружающей среды;
– подтверждение государственных
обязательств перед фундаментальной
наукой как основой всего технико-технологического
развития.
В 90-х гг. XX в. были определены
четыре основные формы воздействия государства
на научно-техническую сферу: во-первых,
прямая бюджетная поддержка разработки,
коммерциализации и внедрения новых продуктов
и технологий; во-вторых, их косвенная
поддержка через фискальные меры и налоговую
политику, а также административное регулирование
в данной области; в-третьих, инвестиции
в систему образования – в новых условиях
для эффективной реализации технологий
требуется высококвалифицированная рабочая
сила и менеджмент; в-четвёртых, поддержка
критических элементов хозяйственной
инфраструктуры, жизненно необходимой
для функционирования современной экономики
(правительство приняло на вооружение
концепцию жизненного цикла технологий,
согласно которой оно взяло на себя ответственность
не только за создание и внедрение технологий,
но и за разработку мер по утилизации результатов
их использования).
Высокотехнологичные инновационные
зоны занимают важное место в экономике
Соединённых Штатов. Они создаются для
решения внешнеэкономических и общехозяйственных
задач страны. Их появление вызвано серьёзными
изменениями, происшедшими за последние
десятилетия как в американской, так и
в мировой экономике.
Технологические парки заявили
о себе как о новой эффективной форме интеграции
науки и производства, как о месте развёртывания
инновационной деятельности и создания
венчурных фирм, занятых разработкой новых
технологий.
Конкретные формы их организации
и управления в каждом отдельном случае
могут быть различными. Эти парки являются,
как правило, собственностью
на долевых началах университета,
местного муниципалитета, акционерных
обществ и ассоциаций. Некоторые из них
функционируют на прибыльной основе, другие
являются бесприбыльными организациями.
Их финансирование осуществляется из
разных источников: фондами, учреждаемыми
университетами или благотворительными
организациями, местными муниципалитетами,
федеральными ведомствами и министерствами,
промышленными фирмами, а также самими
технопарками.
Несмотря на разнообразие форм
управления и источников финансирования,
всем им присуща одна характерная
черта – предоставление помощи на льготных
условиях венчурным компаниям, отдельным
изобретателям и учёным, разрабатывающим
новые виды продукции и технологий. Эта
помощь включает предоставление в аренду
производственных и конторских помещений,
лабораторного оборудования, оказание
консультативных услуг, осуществление
технологической экспертизы индивидуальных
изобретений, составление бизнес-плана
создаваемых компаний, содействие в получении
займов и т.д. Значительную экономию средств
для венчурных фирм, входящих в состав
технопарка, даёт пользование его централизованными
службами: секретарские услуги, компьютерная
техника и программное обеспечение, копировальная
техника, библиотеки и справочно-библиографическая
служба. Если подопечные технопарков пользуются
этими услугами на льготных условиях,
то вновь возникающей венчурной фирме,
не входящей в их состав, приобретение
вспомогательных услуг обходится в среднем
20–25 тыс. долл. в год. Основное требование,
выдвигаемое руководством технопарка
к входящим в его состав венчурным фирмам,
состоит в том, чтобы они вели научные
исследования в области высокотехнологичных
производств и чтобы специализация парка
соответствовала приоритетным направлениям
исследований, проводимых в базовом университете.
Поэтому в рамках технопарка разрешаются
все виды научной и административной деятельности,
которые прямо или косвенно связаны с
исследованиями и разработками венчурных
фирм.
В организации национального
промышленного потенциала было обращено
внимание на два феномена, получивших
широкое распространение. Впервые
правительство в промышленной
политике начало исходить из того, что
современная промышленность высоких технологий
имеет тенденцию концентрироваться в
определённых регионах (феномен Силиконовой
долины).
На сегодняшний день в США насчитывается
200 технопарков (более
30 % их общемировой численности),
где трудятся более 200 тыс. рабочих
и
75 тыс. ученых. В США существуют
два типа технопарков: те, что
возникли
спонтанно, по инициативе отдельных
личностей или частных организаций, и
те, что создавались по указанию
правительств отдельных штатов. Парки
второго типа продолжают создаваться
и сейчас, однако, наиболее известные и
эффективно действующие технопарки
относятся к первому типу, например Силиконовая
долина в г. Санта-Клара, эволюционно развившийся
в кластер инновационного развития.
Кластеры инновационного развития
(КИР) часто, на основе модели Портера,
рассматриваются как области концентрации
взаимосвязанных организаций, включая
поставщиков, провайдеров услуг, университетов,
торговые
организации, и т. д., близость
которых приводит к появлению общих преимуществ
посредством концентрации опыта и специализированных
ресурсов. Хотя такое определение полезно
при объяснении структуры разных промышленных
концентрации, но оно недостаточно комплексное.
Модель Портера даёт фундаментальную
основу и при её развитии может
должным образом объяснить
появление и особенности других специализированных
структур. В частности, она не объясняет,
почему новые и очевидно не связанные
с основными отраслями кластера предприятия
появляются в уже существующих специализированных
кластерах, например рост новой био-технологической
отрасли в Силиконовой долине. А также
не объясняет, как новые технологические
кластеры, например в Израиле и Тайване,
появились так быстро инадежно закрепились
в экономической системе и стали привлекать
потоки венчурного капитала или как их
развитие было ускорено через взаимодействие
с другими.
Концепция бизнес-кластера
характеризуется географической концентрацией
критической массы взаимосвязанных компаний
и институтов в определённой отрасли.
И фирмы в кластерах получают конкурентные
преимущества
из-за внешней экономии на масштабе,
упрощенного доступа к информации,
близости к специализированным
поставщикам и клиентам, снижения транзакционных
издержек. Тем не менее агломерация бизнеса
в рамках отрасли не объясняет природу
и черты определенных кластеров, особенно
их способность поддерживать продолжающееся
появление быстроразвивающихся новых
фирм, независимых от какой-либо конкретной
отрасли.
Один из таких примеров это
бизнес кластер инновационного развития
–
Силиконовая долина, который
является домом для полупроводниковой,
компьютерной, программной и других связанных
отраслей. Из них выбиваются
очевидно не связанные предприятия
биотехнологической, нанотехнологической
и энергетической отраслей.
Появление в Силиконовой долине
бизнеса в новых отраслях, не получающих
преимуществ от агломерации, показывает
несколько факторов, которые характеризуют
КИР:
1) внутрифирменная и межфирменная
мобильность ресурсов;
2) создание новых фирм
– это быстрый и эффективный
механизм создания инноваций, технологической
коммерциализации, экспериментирования
с
бизнес-моделями и развитие
новых рынков;
3) ранние глобальные стратегические
перспективы;
4) выравнивание стимулов
и целей участников.
4.2. Сети кластеров
инновационного развития (СКИР)
Ресурсы в кластере инновационного
развития (КИР_, такие как людские, капитал,
технологии, не привязаны жестко к фирме.
Силиконовая долина – это КИР, гдеформальная
и неформальная структуры выступают в
роли канала распространения механизмов
коллективного обучения, знаний и информации.
Внутренние и внешние границы
размыты, а культура «общего наследования»
лигимитизирует высокие значения
межфирменной мобильности и информационного
обмена. Такая мобильность предпринимателей,
инженеров и других профессионалов влияет
на локальное распространение информации,
переход невыраженного знания в выраженное,
а поэтому в разработку нового
продукта и инноваций.
Отличительной особенностью
кластера Силиконовая долина является
то, что мобильные люди, их знания и опыт
обусловливают их предприимчивость и
быстрое появлении инноваций через создание
новых фирм. В КИР предпринимательский
процесс – это механизм для продолжающихся
и быстрых инноваций, коммерциализации
технологий, экспериментирования с бизнес
моделями. Стартапы получают преимущества
от того, что находятся рядом с другими
компаниями, поставщиками, провайдерами
услуг.
Как только полупроводниковая
и ИТ отрасли достигли зрелости, предприниматели
перелили капитал в отрасли, как связанные,
так и не связанные с исходными отраслями
кластера. Им помогли их опыт и знание
предпринимательского процесса, доступ
к сетям ресурсов, их кредит доверия, что
упростило появление предприятий в биотехнологической,
солнечной, нанотехнологиях, не связанных
с исходными. Поэтому статус бизнес-кластера
изменяется на КИР, где инновации поддерживаются
предпринимательскими процессами и где
появляются новые не связанные отрасли.
Некоторые традиционные барьеры
во взаимодействии могут быть слабее в
КИР. А на самом деле фирмы в КИР априори
склонны к сотрудничеству. Традиционные
различия между работниками и владельцами
исчезают благодаря общему владению и
распределению акций.
Дополнительные соглашения
по ограничению продажи акций, ликвидационные
преимущества для инвесторов, наличие
доли акций у сотрудников – всё
это мотивирует и вознаграждает
достижения сотрудников, а также усиливает
долговечность сотрудничества.
Это образует прочные связи между основателями,
менеджерами, работниками и инвесторами.
Внешнее сотрудничество также включает
сотрудничество с конкурентами. Это возникает
из-за необходимости образовать критическую
массу стартапов для эффективного инновационного
процесса и решений для клиентов.
Главной причиной возникновения
связей между КИР является мобильность
человеческих ресурсов между ними. У иммигрантов
есть связи и контакты с колледжами, прошлыми
работодателями, прочими институтами.
Иммигранты, вышедшие из Силиконовой долины,
в родных странах были вовлечены в высоко
динамичные инновационные системы и знают
особенности инновационного предпринимательского
процесса. И они поддерживают связи
с Силиконовой долиной, им открыт
доступ к ресурсам, исследовательским
центрам и даже капиталу, у них
есть возможность нанимать команду менеджеров
международного класса. Когда сотрудничество
между личностями и институтами в географически
распределенных КИР усиливается и достигается
критическая масса соглашений, то возникают
условия для образования СКИР. Эта сеть
соединяет кластеры, которые образуются
вокруг объединенных групп людей и при
наличии возможностей и предпосылок, но
состоят из мобильных ресурсов, вовлеченных
в создание высоко потенциальных, рожденных
глобально стартапов. СКИР объединяют
личности, стартапы, университеты, исследовательские
центры, ассоциации, корпорации и другие
организации, которые глобально ориентированы
и которые превзошли в быстром создании
инноваций, экспериментах и коммерциализации.
В то время как местоположение
новых КИР может быть удаленным от
существующих КИР, предприятия
в КИР могут искать наилучшие возможности
для себя глобально. Рожденные глобально,
стартапы используют мобильность, чтобы
получить доступ к международным активам.
Глобальные СКИР – это сеть
индивидуальных и институциональных от
ношений, и между ними присутствуют
взаимосвязи трех типов: слабые,
прочные и ковалентные. Слабые
связи соединяют людей, работающих в одной
отрасли или бизнесе, которые обмениваются
информацией лично. Подобные связи не
нуждаются в управлении и не требуют затрат.
Когда эти слабые связи между
участниками в разных КИР становятся
сильнее, когда контакты происходят
чаще и когда происходит обмен не толь
ко в неформальном плане, а обмениваются
технологиями, услугами, то появляются
прочные связи. Сильные связи и многомерные
слабые связи в СКИР могут выстроиться,
как электроны в химии, и образовать ковалентные
связи.
Они постоянны, и роль каждой
КИР вложена в бизнес и инновационный
процесс другой КИР. Часто один игрок участвует
в нескольких проектах одно
временно. Это уже стратегические
связи, которые увеличивают мобильность
ресурсов, уменьшают стоимость
инноваций, ресурсов, производства, доступа
к клиенту. КИР, соединенные
ковалентными связями, выигрывают из-за
двунаправленности потоков ресурсов и
информации. И когда этих связей станвится
больше, то может появиться супер-КИР.
Так, Силиконовая долина и