Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.
Целью работы является анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ 4
1.1. Конкурентоспособность и качество изделия, их взаимосвязь и различия 4
1.2. Конкурентоспособность изделия 10
1.3. Факторы конкурентоспособности 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ ОАО «ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Влияние рыночных факторов конкурентоспособности на товары, производимые ОАО «Волгограднефтемаш» 35
2.3. Пути повышения конкурентоспособности производимой продукции 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Конкур, качество.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 

Показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент  автономии (соотношение собственного капитала и заемного капитала). На 2012 г. величина коэффициента автономии составляет 0,158. В течение анализируемого периода значение коэффициента автономии увеличилось на 162,3%  (81,1% в год).

В практике финансового анализа  встречается утверждение, согласно которому для финансово устойчивой компании минимальным значением соотношения собственного и заемного капиталов является 1. Ориентируясь на единицу как на минимальный уровень, возможно признать фактическое значение коэффициента автономии на конец анализируемого периода не приемлемым. Возможность погашения обязательств за счет собственных средств зависит от степени ликвидности активов, профинансированных  за счет собственных средств. Учитывая это обстоятельство, рассчитаем необходимое значение коэффициента автономии с учетом структуры активов. На конец периода анализа достаточная  (необходимая) величина коэффициента для ОАО «Волгограднефтемаш» равняется 0,21.

На конец анализируемого периода  фактическая величина коэффициента не достигает необходимого значения. Это означает возникновение критической ситуации с потерей финансовой устойчивости компании. Дальнейший рост заемного капитала не желателен.

Коэффициент общей платежеспособности (соотношение собственного капитала и валюты баланса) также характеризует  финансовую устойчивость компании [10, c. 51]. На конец анализируемого периода величина коэффициента общей платежеспособности составляет 0,14. В течение анализируемого периода значение коэффициента общей платежеспособности увеличилось на 140,1%  (70,1% в год). В практике финансового анализа для оценки достаточности этого коэффициента используется ориентир 0,5. Ссылаясь на данный критерий, коэффициент характеризует финансовую устойчивость компании как не достаточную.

Коэффициент маневренности показывает, какая доля собственных средств  организации задействована в финансировании наиболее маневренной части активов - оборотных средств [11, c. 56]. Чем больше значение данного показателя, тем более маневренна (и, следовательно, более устойчива) компания с точки зрения возможности его переориентирования в случае изменения рыночной конъюнктуры.  На конец анализируемого периода величина коэффициента маневренности составляет 0,74. В течение анализируемого периода значение коэффициента уменьшилось на 92,7%  (-46,3% в год). Снижение показателя свидетельствует об уменьшении маневренности компании в случае переориентации бизнеса.

Доля собственных источников финансирования оборотных активов показывает, какая  часть оборотных активов образована за счет собственного капитала. На конец  анализируемого периода данная величина составляет 12,2%.

Коэффициент иммобилизации рассчитывается как соотношение постоянных и  текущих активов [11, c. 58]. Данный показатель отражает степень ликвидности активов и тем самым возможность отвечать по текущим обязательствам в будущем. На конец анализируемого периода коэффициент иммобилизации составляет 0,21. Чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов в имуществе организации и тем выше возможности организации отвечать по текущим обязательствам.

С точки зрения влияния на финансовое состояние ОАО «Волгограднефтемаш» интерес представляет не столько сама величина чистой прибыли, сколько та ее часть, которая остается в распоряжении компании и увеличивает ее собственный капитал.

Для характеристики финансового менеджмента  ОАО «Волгограднефтемаш» может быть использован коэффициент обеспеченности долгосрочных активов собственными средствами, который определяет степень покрытия постоянных активов инвестированным капиталом. На конец анализируемого периода данный коэффициент составляет 1,579. Это свидетельствует о финансовой устойчивости компании.

Рассчитаем показатели рентабельности компании в таблице 4.

 

Таблица 4 - Анализ уровня и динамики показателей рентабельности ОАО «Волгограднефтемаш»

п/п

Наименование  показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклоне-ния

1

Выручка (нетто) от продаж продукции, тыс. руб.

3024500

3592136

3752300

727800

2

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

1523400

1702120

1762300

238900

3

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1380800

1739816

1847900

467100

4

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

1587580

1864772

1972856

385276

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

1562280

1838472

1946555

384275

6

Средняя стоимость  активов (имущества), тыс. руб.

36696900

26111428,5

10925131

-25771769

7

Средняя сумма  собственного капитала, тыс. руб.

822378

852858

873654,5

51276,5

8

Средняя стоимость  основных фондов, тыс. руб.

1711100

1711404

1406375

-304725

9

Рентабельность  продаж ОАО «Волгограднефтемаш»

9.1

По прибыли  от реализации продукции, % (п.3 : п.1 x 100)

45,65

48,43

49,25

3,59

9.2

По чистой прибыли, % (п.5 : п.1 x 100)

51,65

51,18

51,88

0,22

10

Рентабельность  продукции ОАО «Волгограднефтемаш»

10.1

По прибыли  от реализации продукции, % (п.3 : п.2 x 100)

90,64

102,21

104,86

14,22

10.2

По чистой прибыли, % (п.5 : п.2 x 100)

102,55

108,01

110,46

7,90

11

Рентабельность  активов (имущества) ОАО «Волгограднефтемаш»

11.1

По балансовой прибыли, % (п.4 : п.6 x 100)

4,33

7,14

18,06

13,73

11.2

По чистой прибыли, % (п.5 : п.6 x 100)

4,26

7,04

17,82

13,56

12

Рентабельность  собственного капитала ОАО «Волгограднефтемаш»

12.1

По балансовой прибыли, % (п.4 : п.7 x 100)

193,05

218,65

225,82

32,77

12.2

По чистой прибыли, % (п.5 : п.7 x 100)

189,97

215,57

222,81

32,84

13

Рентабельность  основных фондов ОАО «Волгограднефтемаш»

13.1

По балансовой прибыли, % (п.4 : п.8 x 100)

92,78

108,96

140,28

47,50

13.2

По чистой прибыли, % (п.5 : п.8 x 100)

91,30

107,42

138,41

47,11


 

Один из основных показателей –  рентабельность продаж – отражает доходность вложения средств в основное производство. Рентабельность продаж рассчитывается как по прибыли от продаж, так и по чистой прибыли.

Рентабельность продаж по прибыли  от реализации продукции составила  в 2011 г. 48,43%, а в 2012 г. – 49,25%, т.е. значение данного показателя возросло по отношению к уровню предыдущего года на 3,59. В отчетном периоде на 1 руб. продаж приходилось 48,43 копейки прибыли от продаж, а в предыдущем на 1 руб. продаж приходилось 49,25 коп.

Рентабельность продаж по чистой прибыли  в предыдущем году составляла 51,18%, а в отчетном – 51,88%.

Повышается рентабельность продукции  по прибыли от реализации продукции  на 14,22 за 2010-2012 г. Так как расходы на аренду, заработную плату и т.д. невелики по сравнению с получаемой прибылью, то рентабельность продукции по прибыли от реализации высокая.

Рентабельность активов по балансовой прибыли предприятия в 2012 г. составила 18,06%. Рост показателя на 13,73. Также произошло увеличение рентабельность активов по чистой прибыли на 13,53 за три года.

Важной характеристикой использования  собственных средств предприятия считается рентабельность собственного капитала. Она показывает, сколько единиц прибыли от обычных видов деятельности приходится на единицу собственного капитала организации. На ОАО «Волгограднефтемаш» показатель рентабельности собственного капитала как по балансовой прибыли, так и по чистой прибыли увеличивается на 32,77% и 32,84% соответственно, т.е. можно сказать, что улучшается использование собственного капитала, увеличивается ликвидность предприятия, а также статус собственников предприятия.

Рентабельность основных фондов по балансовой и чистой прибыли составили соответственно в 2012 - 140,28 %  и 138,41 %. Таким образом, наблюдается увеличение данного показателя на 47,50 % и 47,11%.

Для оценки эффективности использования  основных фондов используются такие показатели как:

1. Фондоотдача — обобщающий показатель, характеризующий уровень эффективности использования производственных основных фондов объединения (предприятия), отрасли. Показатель фондоотдачи — количество продукции, производимой на один руб. или на 1000 руб. производственных основных фондов [11, c. 67]. В динамике фондоотдача должна увеличиться, если фонды используются эффективно.

Фо = В / Сср                         (1)

Фо – фондоотдача

В – годовой выпуск продукции  в стоимостном или натуральном выражении

Сср – среднегодовая стоимость  основных средств.

2. Фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции.

В динамике фондоемкость должна изменяться.

Таблица 5. Эффективность использования основных фондов  

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Отклонение 2012г. к 2010г.

Стоимость товарной продукции, руб.

3024500

3592136

3752300

 

727800,00

Среднегодовая стоимость  основных фондов, руб.

1711100

1711404

1406375

-304725

Фондоотдача, руб.

1,77

2,10

2,67

0,90

Фондоемкость, руб.

0,57

0,48

0,37

-0,2

Среднесписочная численность  персонала, чел.

35

37

40

 

Фондовооруженность, руб./чел.

48888,6

46254,16

35159,38

-13729,2

ФОТ

982300

992310

1265500

283200,0


Стоимость товарной продукции растет с каждым годом, за три года увеличение произошло на 727800 руб. Фондоотдача  выросла на 0,9. Фондоемкость снизилась  на 0,2

Фондовооруженность на предприятии  снизилась на 13729,2 руб. и составила на конец 2012г. 35159,28 руб. / чел, что связано с ростом среднесписочной численности работников. ФОТ растет с каждым годом, что положительно сказывается на политике управления персоналом.

Все эти показатели были достигнуты в основном за счет увеличения объема продаж.

Бухгалтерия ОАО «Волгограднефтемаш» платит все налоги, которые положено платить обществу с ограниченной ответственностью, в том числе Налог на прибыль организаций, Налог на имущество, так как в предприятиее реализуется алкогольная продукция, табачные изделия оплачиваются Акцизы, Единый социальный налог.

2.2. Влияние рыночных факторов конкурентоспособности на товары, производимые ОАО «Волгограднефтемаш»

 

ОАО «Волгограднефтемаш» производит следующие виды нефте-газового оборудования:

  • реакторное оборудование,
  • колонное оборудование,
  • теплообменное оборудование,
  • сепарационное оборудование,
  • пылеуловители,
  • фильтры,
  • емкостное оборудование,
  • печи и подогреватели,
  • насосы нефтяные,
  • устройство камер запуска (приема) средств очистки и диагностики,
  • шаровые краны,
  • затворы обратные,
  • клапаны обратные,
  • регулирующие устройства,
  • клапаны, регуляторы, элеваторы, 
  • отливки,
  • коксовые камеры.

На ОАО "Волгограднефтемаш" разработана  и принята Политика в области  качества, которая согласуется с назначением предприятия и включает обязательства соответствовать требованиям и постоянно совершенствовать Систему менеджмента качества.

Общество специализируется на выпуске  продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, позволяющей предприятию доказать свою способность удовлетворять любые выдвигаемые требования потребителей.

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы  управления деятельностью предприятия.

Основные стратегические направления  в создании конкурентоспособной продукции:

    • полное удовлетворение установленных и предполагаемых требований потребителя
    • обеспечение технического уровня продукции и услуг, отвечающего новейшим достижениям и прогнозам развития соответствующих отраслей науки и техники;
    • снижение затрат на изготовление и обслуживание продукции;
    • выпуск продукции, соответствующей требованиям промышленной и экологической безопасности.

Пути реализации целей и обеспечения  стратегических направлений сосредоточены  в области постоянного совершенствования  системы управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9001:2008 с использованием 8 принципов менеджмента качества; изучения рынка, выявления требований потребителей и обеспечения быстрой адаптации к изменению этих требований; обеспечения производства и управления квалифицированным и компетентным персоналом, мотивации работников на активное участие в управлении и обеспечении качества, а также их вовлечение в процесс непрерывного улучшения качества с обязательным соблюдением требований по охране труда, экологии и промышленной безопасности.

Реализация политики в области  качества на ОАО «Волгограднефтемаш» предусматривает обеспечение основных стратегических направлений всеми необходимыми ресурсами; обеспечение соответствия деятельности предприятия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и документам системы менеджмента качества; постоянное повышение результативности системы менеджмента качества.

Оборудованием, изготовленным анализируемым  предприятием, оснащены практически  все газодобывающие и газотранспортные предприятия Газпрома, нефтеперерабатывающие заводы крупных нефтяных компаний, самые протяженные магистральные газопроводы, газоконденсатные и нефтяные месторождения от Крайнего Севера до Средней Азии. Оно успешно эксплуатируется в более чем 30 странах Европы, Азии, Африки и Америки. Накоплен опыт внешнеторговой деятельности при сотрудничестве с такими зарубежными фирмами как JGC Corporation (Япония), ABB Lummus Global (США), PALL GmbH (Германия), Toyo Engineering Corporation (Япония), Industil Arcelor Group (Франция) и др.

Информация о работе Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством