Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:32, дипломная работа
Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
– анализ мотивации, используемой Администрацией муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области;
– разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.
Введе-ние…………………………………………………………............... 3
I. Теоретические основы мотивации персона-ла………………………... 5
1.1. Мотивационный про-цесс…………………………………………. 5
1.2. Теории мотива-ции………………………………………………… 6
1.2.1. Содержательные теории мотива-ции………………………. 6
1.2.2. Процессуальные теории мотива-ции……………………….. 10
1.3. Методы и способы мотива-ции……………………………………. 11
1.4. Зарубежный опыт мотивации персона-ла………………………… 13
1.5. Сущность оплаты труда, как фактора мотивации персона-ла…... 15
II. Анализ мотивации персонала в администрации муниципально-
го образования Волосовский муниципальный район Ленинград-
ской обла-сти……………………………………………………………
20
2.1. Общая характеристика администрации муниципального
образования Волосовский муниципальный район Ленин-град-
ской обла-сти………………………………………………………..
20
2.2. Экономический анализ труда и заработной платы муниципаль-
ных служа-щих……………………………………………………...
33
2.3. Анализ мотивации труда персонала в администрации муници-
пального образования Волосовский муниципальный район
Ленинградской обла-сти……………………………………………
37
III. Совершенствование мотивации персонала в администрации
муниципального образования Волосовский муниципальный
район Ленинградской обла-сти………………………………..............
47
3.1. Мероприятия по усовершенствованию мотивации тру-да……… 47
3.2. Методы оценки мотивации труда персонала в организа-ции…… 55
3.3. Методические рекомендации по усовершенствованию мотива-
ции в администрации муниципального образования Воло-сов-
ский муниципальный район Ленинградской обла-сти…………...
61
Заключе-ние………………………………………………………………... 64
Список использованных источни-ков……………………………………. 69
Приложе-ния……………………………………………………………….. 71
|
10,6% – руководители; 21,2% – главные специалисты; 40% – специалисты I категории; 28,2% – начальники отделов |
Рисунок 2.2 – Категории персонала в 2009 году
На рисунке 2.3 представлена категория персонала в 2010 году.
|
10% – руководители; 21,4% – главные специалисты; 40,5% – специалисты I категории; 28,1% – начальники отделов |
Рисунок 2.3 – Категории персонала в 2010 году
Из числа работающих в 2008 году 10 человек молодёжь, имеющая возраст от 30лет, 80 человек имеет возраст старше 40 лет, из них 10 женщин старше 50 лет и 15 мужчин старше 55 лет. В организации работают 30 пенсионеров, из них 17 мужчин и 13 женщин. Из числа пенсионеров 9 руководителей, 19 специалистов – все это специалисты с большим опытом работ, с высокой квалификацией. Все работающие в организации имеют высшее образование.
Таблица 2.3 – Анализ социальной структуры персонала
Классификация |
2008 |
2009 |
2010 |
– по образованию |
Высшее |
Высшее |
Высшее |
– по полу: женщины |
65% |
65% |
65% |
Из числа работающих в 2009 году 10 человек – молодежь, имеющая возраст до 30 лет, 75 человек имеют возраст старше 40 лет, из них 10 женщин старше 50 лет и 15 мужчин старше 55 лет. В организации работают 30 пенсионеров, из них 16 мужчин и 14 женщин. Все они специалисты с большим опытом работы, с высокой квалификацией и с большим послужным списком. Все муниципальные служащие имеют высшее образование, что и свидетельствует о высокой квалификации работников.
Из числа работающих в 2010 году 12 человек – молодежь, имеющая возраст до 30 лет, 77 человек имеют возраст старше 40 лет, из них 12 женщин старше 50 лет и мужчин 16 человек старше 55 лет. В организации работают 32 пенсионера, из них 17 мужчин и 15 женщин. Все они имеют большой стаж и хорошие навыки в данной области. Все муниципальные служащие имеют высшее образование, что и свидетельствует о высоких знаниях и профессиональных навыках.
2.2. Экономический анализ труда и заработной платы
муниципальных служащих
Проведем анализ персонала и заработной платы муниципальных служащих.
Он включает в себя:
Анализ обеспеченности
организации персонала
Таблица 2.4 – Анализ обеспеченности организации персонала
Категории работающих |
По бизнес-плану |
Факти- чески |
Вып-е плана, % |
Отклонение от плана | |
Недостаток |
Излишек | ||||
Глава района |
1 |
1 |
100 |
– |
– |
Зам. главы |
5 |
5 |
100 |
– |
– |
Начальники управлений, комитетов, отделов |
29 |
29 |
100 |
– |
– |
Главные специалисты |
19 |
18 |
100 |
-1 |
– |
Специалисты I категории |
36 |
36 |
100 |
– |
– |
МОП |
5 |
5 |
100 |
– |
– |
Из данной таблицы видно, что штаты укомплектованы полностью. По плану имеется в наличии одно свободное место. Муниципальные служащие выполняют план полностью.
Проанализируем движение в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Анализ движения
Показатели |
Предыдущий год |
Анализируемый год |
1. Выбыло рабочих с организации, чел. |
3 |
2 |
2. Принято в организацию, чел. |
3 |
2 |
3. среднесписочное число служащих |
90 |
85 |
4. Коэффициент
оборота рабочей силы по |
0,03 |
0,02 |
5. Коэффициент оборота рабочей силы по приему |
0,03 |
0,02 |
Данная таблица показывает, что в предыдущем году уволилось по собственному желанию больше человек, чем в анализируемом году. На место выбывших с организации, принимают на работу людей на конкурсной основе, высококвалифицированных кадров с высшим образованием.
После проведенного анализа персонала, далее рассматриваем структуру оборота оплаты труда по отдельным категориям персонала (таблица 2.6).
Данная таблица показывает, что по сравнению с предыдущим годом заработная плата возросла. В отчетном году фонд оплаты труда (по плану) составил 304,5, а фактически 297,5. Эти цифры показывают, что имеются свободные вакантные места.
Рассмотрев структуру оплаты труда, далее исследуем влияние различных факторов на абсолютное и относительное отношение по фонду оплаты труда (таблица 2.7).
Таблица 2.6 – Оплата труда по категориям, тыс. руб.
Категории персонала |
Предыдущий год 2008 |
Отчетный год |
Отклонения от плана |
Процент выполнения плана |
Фактически в % к предыдущему году | ||
по плану (смета) |
фактически |
абсолютное |
относительное | ||||
Фонд оплаты труда – работников аппарата управления |
261 |
304,5 |
297,5 |
7,0 |
36,5 |
97,7 |
114,0 |
В том числе: начальники управлений, комитетов, отделов |
89 |
101,1 |
98,3 |
2,8 |
9,3 |
95,3 |
111,0 |
Главные специалисты |
92 |
102,0 |
99,6 |
2,4 |
7,6 |
96,5 |
108,2 |
Специалисты I категории |
80 |
101,2 |
96,5 |
4,7 |
16,5 |
93,8 |
121,0 |
Данная таблица показывает, что среднегодовая заработная плата одного работающего составляет 3 тыс. 500 руб., которая начисляется по строго штатному расписанию. Среднегодовая численность работников составляет 85 человек, а по плану 87 человек, так как две вакансии свободны. Фонд заработной платы по плану составляет 304,5 тыс. руб., а по отчету 297,5 тыс. руб. абсолютные отношения по фонду заработной платы составили +7, а относительные 36,5.
Таблица 2.7 – Анализ фонда оплаты труда
Показатели |
(смета) по плану за год |
По отчету за год |
(смета) скорректированные на % выполнения плана |
Отклонение | |
абсолютное (+, -) |
относительное (+, -) | ||||
1.Фонд заработной платы работников аппарата управления, руб. |
304,5 |
297,5 |
304,5 |
7 |
36,5 |
2. Среднегодовая численность работников аппарата управления |
37 |
85 |
87 |
2 |
2 |
3. Среднегодовая зарплата одного работающего, руб. |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
– |
– |
2.3. Анализ мотивации труда персонала в Администрации
муниципального
образования Волосовский
Ленинградской области
Необходимо отметить, что общие принципы формирования и управления мотивацией в организации зависит от типа отношений между руководящим звеном и подчиненными (сложившегося либо сознательно сформированного). Охарактеризуем тип отношений в системе «руководитель – подчиненный», сложившийся в рассматриваемой организации.
При первом типе отношений руководители строят свои отношения с персоналом на основе недоверия и неуважения, подчиненные слабо вовлечены в любой аспект принятия решений. Практически все решения и постановка целей осуществляются руководством, откуда все это доводится до персонала с помощью цепочки команд. Персонал побуждается к труду, преимущественно с помощью страха, угроз. Персонал в такой системе ориентирован на удовлетворение в основном только физиологических потребностей и потребителей в безопасности. Минимальные взаимодействия между руководителями и подчиненными также определяются страхом и недоверием.
При втором типе отношений руководящее звено предпринимает первые попытки ввести в деловой оборот основы доверия и уважения. Несмотря на то, что основная доля решений принимается руководством, установлением части второстепенных целей делегировано нижестоящим сотрудникам, при этом в точно установленном порядке. Взаимодействие между руководством и подчиненными строится на основании снисходительности со стороны руководителя, страха и осторожности – со стороны подчиненных.
Третий тип
отношений характеризуется
Четвертый тип характеризуется полным уважением и доверием к подчиненным. Принятие решений происходит на всех уровнях организации и носит взаимосвязанный характер. Сотрудники мотивируются включенностью в достижения организации, в принятие решений и т. д. Представлены дружественные отношения между управлением и персоналом. Существует широкая ответственность за процесс контроля, в который включено даже самое небольшое подразделение.
На основании личных наблюдений, можно сделать вывод, что в Администрации сложился смешанный тип отношений между руководящим звеном и подчиненными (между первой и второй моделями отношений).
Одним из подтверждений этого является детальная регламентация норм поведения, требуемого от персонала при работе в Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области. Например, работник Администрации должен проявлять профессиональную компетентность, стремление постоянно повышать ее. Таким образом, работнику в директивном порядке вменяется «Стремление к повышению квалификации», вне зависимости от сложившейся ситуации, реальных потребностей и мотивации сотрудника.
Среди других норм: