Анализ основных элементов менеджмента (на примере пансионата «Заря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа основных элементов системы менеджмента и научной организации пансионата «Заря».
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты менеджмента организации в индустрии гостеприимства.
2. Дать общую характеристику деятельности пансионата «Заря».
3. Провести анализ основных элементов системы менеджмента:
a. Цели организации
b. Принципы и методы управления
c. Организационная структура управления

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 276.74 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В данной работе больший акцент был сделан на предприятие, предоставляющие услуги по размещению, т.к. заявленная тема предполагает более глубокое изучение процесса управления гостиничным бизнесом, и анализ основных элементов управления.

На современном этапе гостиничная индустрия как отрасль экономики достаточно быстро развивается. Следовательно, этот бизнес выгоден, если правильно им управлять и знать такую отрасль как менеджмент туризма. Отсюда следует актуальность выбранной темы, т.к. чтобы развивать эту отрасль необходимо владеть знаниями о процессах управления данной сферы. Также актуальность обусловлена интересом к данной теме и желанием обогатить собственные знания в области менеджмента и гостеприимства.

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа основных  элементов системы менеджмента и научной организации пансионата «Заря».

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты менеджмента организации в индустрии гостеприимства.
  2. Дать общую характеристику деятельности пансионата «Заря».
  3. Провести анализ основных элементов системы менеджмента:
    1. Цели организации
    1. Принципы и методы управления
    2. Организационная структура управления

Предметом исследования данной работы являются основные элементы системы менеджмента организации.

Объектом исследования является пансионат «Заря».

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления организацией

 

    1. Особенности управления гостиничным бизнесом

 

Одной из важнейших отраслей туристской индустрии является гостиничное хозяйство. Гостиничная индустрия специализируется на предоставлении одной из важнейших туристских услуг - услуги размещения. Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых индустрией гостеприимства.

Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга размещения и питания.

Главная функция гостиничного предприятия и других средств размещения - предоставление временного жилья.

Для осуществления процесса обслуживания отдыхающих должен быть предусмотрен минимальный набор следующих основных служб:

  • бронирования;
  • обслуживания;
  • приема и расчетная часть;
  • эксплуатация номерного фонда.

Гостиница – это один видов из средств размещения и она имеет свою классификацию.

Гостиничные предприятия классифицируются по различным критериям. Наиболее употребляемыми среди них являются следующие:

  • уровень комфорта;
  • вместимость;
  • функциональное значение;
  • месторасположение;
  • продолжительность работы;
  • обеспечение питанием;
  • продолжительность пребывания клиентов.

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг.

Уровень комфорта – это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

  • состояние и структура номерного фонда;
  • состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;
  • наличие, состояние и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;
  • состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;
  • информационное обеспечение и техническое оснащение;
  • обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.

В связи с постоянным появлением на гостиничном рынке новых услуг и форм обслуживания приведенная типология носит весьма условный характер. Однако такое разделение важно для понимания особенностей управления каждым типом. В пределах приведенных типов, как правило, имеется много разновидностей.

  • Отель-люкс
  • Гостиница среднего
  • Гостиница-апартамент
  • Гостиница экономического
  • Отель-курорт
  • Мотель
  • Частная гостиница типа «ночлег и завтрак»
  • Отель-гарни
  • Пансионат
  • Гостиный двор
  • Ротель
  • Ботель
  • Флотель
  • Флайтель

 

    1. Методы и стили управления

 

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Среди них основными являются:

  • организационно-распорядительные, или организационно-административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Организационно-распорядительные, или организационно-административные методы управления. Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Данные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. Эти методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность.

Социально-психологические методы - это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работниками, микроклимат в коллективе.  Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Стиль управления – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Большинство исследователей выделяют следующие стили управления:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Авторитарный стиль управления характеризуется высокой требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов принуждения. Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.  
          Демократический стиль управления. Считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений. работников, широкая гласность. Демократический (прогрессивный) стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

 

    1. Организационная структура управления

 

Организационная структура управления - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Организационная структура включает в себя две составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементом системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимых от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура при этом отражает внутреннюю форму организации систему ее статистику.

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие виды организационных структур:

  • линейную;
  • функциональную;
  • линейно - функциональную (штабную);
  • матричную;
  • дивизионную.

Линейная структура управления. Сущность линейной структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта.

Преимуществом линейной структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

Среди недостатков отмечается жестокость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия.

Функциональная структура управления. Ее сущность заключается в том, что, сохраняя единоначалие по отдельным функциям управления, формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Недостатки. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации, что увеличивает конфликтность между отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становится слишком длинной, что приводит к дублированию и несогласованности указаний.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления основана на шахтном принципе, в соответствии с которым на каждую из функций – линейную или штабную формируется иерархия служб (шахта), пронизывающая сверху донизу всю организацию. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо. Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.

Информация о работе Анализ основных элементов менеджмента (на примере пансионата «Заря»