Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения молодежной занятости.
Задачи: 1. Сущность понятия молодежной занятости;
2. Виды молодежной занятости;
3. Государственное регулирование молодежной занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

Сегодняшняя государственная  молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов  власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений  и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством  гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

На реализацию целей государственной  молодежной политики направлен целый  комплекс мероприятий органов государственной  власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна – здесь и  вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения  процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так  называемых групп риска и многое другое.

Законодательство – важнейший  элемент государственной молодежной политики. Впервые в России и в  СССР система мер по реализации прав молодежи в обществе, и, с другой, обязанности государства по защите этих прав. Были закреплены в едином нормативно-правовом акте в 1991 г. С 1 июля 1991 г. был введен в действие Закон  СССР «Об общих началах государственной  молодежной политики в СССР»

Этим законом государство  предоставляло определенный набор  льгот молодым гражданам: в выделении  участка земли, кредитовании жилищного  строительства, обзаведения хозяйством, финансирование обучения. Особое место  в упомянутом законе занимали нормы  о взаимоотношениях учащихся и персонала  учебно-воспитательных учреждений.

Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая  группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год) Без предупредительной  работы с ними рост молодежной преступности обуздать невозможно.

Среди многочисленных предложений  регионов в большинстве материалов содержится пожелание ускорить принятие Федерального закона «Об основах  государственной молодежной политики в Российской Федерации». Вот некоторые  из них:

  • Внести изменения в налоговое законодательство с установлением льгот для детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждений и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью, аналогично тому, как это предусматривается для учреждений культуры и образования;
  • Предусмотреть в проекте КЗоТ РФ механизм квотирования рабочих мест для молодежи;
  • Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросу обеспечения занятости выпускников учебных заведений, лиц, вернувшихся из армии;
  • Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров региональных органов по делам молодежи и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью. Учитывая и вопросы повышения оплаты труда.

Сегодня Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной  политики в сфере занятости населения, сообщает пресс-служба Кремля.

В частности, до 15 апреля 2011 года правительству поручено представить  предложения по разработке мер по обеспечению занятости населения  и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе и об организации профессионального обучения в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах в связи с напряженной ситуации на рынке труда, об оказании поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставления права женщинам находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от трех лет, пройти профессиональное обучение, расширение возможностей трудоустройства инвалидов, их родителей и др. Шла речь так же о поддержке малого бизнеса.

По большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в этом году – «антикризисные программы занятости» предусматривают  переобучение женщин, работающих во вредных  условиях, и молодых мам, готовящихся  выйти из декретного отпуска, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов, и многие другие меры.

Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах службы занятости состоят 1,6 млн. человек. Общая  безработица в России составляет 5,4 млн. человек, или 7,2 % экономически активного  населения. К примеру, в Европе общий  уровень безработицы достигает 9,9 %.

Тем не менее, болевые точки  остаются. Одна из главных – недостаток рабочих мест. Если в крупных городах  эта проблема остро не стоит, то в  малых и в сельской местности, людям деваться некуда. Впрочем, среди  поручений Дмитрия Медведева  есть пункты, связанные как раз  с развитием малого и среднего предпринимательства и созданием  рабочих мест в регионах. А значит, есть надежда, что проблема их острого  недостатка будет со временем решена.[5]

 

    1.  Решение проблемы занятости молодежи в Европе

В Великобритании в 1983 г. законодательно была введена в действие Программа профессионального обучения молодежи. Первоначально Программа предусматривала одногодичный период подготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течении 13 недель. С 1986 года программа начала включать в сферу своего действия так же молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, так же окончившую школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Программы профессиональной подготовки финансируются спонсорами предпринимателями, местными органами власти, гражданами в виде добровольных взносов. Молодежь, проходящая обучение по программе, получает материальную помощь в виде стипендий.

Во Франции за последние  годы был принят ряд законов, предусматривающих  меры по адаптации к трудовой жизни  социально не защищенных слоев. Так, «Законом от 26 марта 1982 г.» была одобрена программа курсов профессиональной подготовки молодежи 16-18 лет, предусматривающих ее обучение на предприятиях с одновременной работой на них путем чередования работы и обучения. В июне 1982 г. правительство одобрило план профессиональной подготовки в социальной адаптации для молодежи 16-25 лет. Законом от24.02.1984 одобрена программа альтернативной профессиональной подготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне. 26 сентября 1984 г. правительством была принята программа действий по поддержанию занятости, имеющая целью интеграцию молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление профессиональной подготовки молодежи. В 1985 г. была законодательно создана система общественных работ для молодежи, содействующая найму молодежи до 21 года на неполное рабочее время – до 80 часов в месяц в течение 3-12 месяцев.

Так же агентства занятости  организуют специальные кружки для  безработных, проходящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные  варианты предстоящих переговоров  с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам  их посещающих подобрать себе удачное  место.

Ордонанс от 17 июля 1986 г. ввел чрезвычайные меры по обеспечению занятости  молодежи в возрастной группе 18-25 лет, у которой безработица в 2,5 раза превышает средний уровень по стране. Ордонанс освобождает от взносов  в фонды социального обеспечения  предприятия, организующие у себя профессиональную подготовку безработной молодежи в  любых ее формах: альтернативную, ученичество, другие виды производственного обучения. Если предприятия принимают на работу молодежь, прошедшую такую подготовку, они освобождаются от уплаты взносов в фонды социального обеспечения на 50%, и на 25%, если принимают молодежь не прошедшую обучение.

В Италии в 1985 г. был принят 10-летний план содействия занятости  населения, подготовленный министерством  труда. План предусматривал разработку и проведение комплекса мер по содействию гибкости рынка, куда входят новые модели управления рабочим временем и программы профессиональной подготовки, и по содействию занятости. План реализуется с учетом требований Закона о занятости молодежи, принятого в 1977г., который, в частности, предусматривает заключение контракта на профессиональную подготовку. Согласно контракту молодые люди работают в компании, но часть времени обязаны посещать курсы профессиональной подготовки, созданные региональными органами власти. Закон предусматривает льготы для предпринимателей в виде освобождения от налога в систему социального страхования.

Законодательства стран-членов Международной Организации Труда (МОТ) по-разному подходят к определению  размера пособий лицам, охваченным программами профессиональной подготовки. При этом можно выделить три подхода:

  1. Стипендия должна соответствовать разумному уровню жизни работника и его семьи.
  2. Оплата должна быть достаточной, чтоб привлечь людей к участию в этой программе
  3. Выплаты должны создавать правильное представление о возможностях работников, чтоб они не требовании слишком много от других нанимателей в будущем.[6]

В США предприниматели, участвующие  в программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом «О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы», сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.

В других странах – ФРГ, Швеции – программы содействия занятости  молодежи предусматривают для молодых  работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников, занятых на аналогичных работах.

Страны-члены МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях  политику в области подготовки своих  граждан, безработных и иных, не имеющих  работу, к профессиональной трудовой деятельности. Она различается лишь в формах ее проведения.

Существенной особенностью политики в области профессиональной подготовки граждан, нуждающихся в  трудоустройстве, является ее четкая ориентация на защиту в первую очередь интересов  молодежи как наименее защищенной в  социальном плане части населения, не готовой занять свое достойное  место в обществе самостоятельно, без поддержки государства. Акцентируя внимание на защите интересов молодежи, государство тем самым снимает  с будущего поколения зрелых граждан  и самого себя необходимость решения  уже в ближайшем будущем, и  даже в настоящее время, чрезвычайно  острых социальных проблем. Этому хорошо бы поучиться и российской власти. И надо сказать. Что она уже  активизировалась в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в  развитии  и

функционировании   человеческого   общества.    Безработица    –    явление,

свойственное  стадии  товарного производства.  Переход к рынку неизбежно

вызывает значительный рост уровня  безработицы,  о  чем  свидетельствует,  в

частности, опыт восточноевропейских  стран,  прошедших  или  проходящих  путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика  общественных преобразований в России.

      Безработицу   предопределяют  различные   факторы:   научно-технический

прогресс обуславливает  сокращение, прежде всего, работников  ручного  труда; структурные изменения  в  экономике  вызывают  уменьшение  числа  занятых  в отдельных отраслях производства; повышение  производительности  труда  также ведет к уменьшению  числа  занятых;  сокращению  живого  труда  способствует действие  закона  экономии  времени.  В  условиях  обострения  экономических проблем закрываются также некоторые  производства,  загрязняющие  окружающую среду.  Все  это  объективные  факторы,  имеющие  место  во   всех   странах независимо от их экономической системы.

      Безработица,  как свидетельствуют многие социологические   и  социально-

психологические  исследования,  имеют  исключительно  негативные  социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и  слоев,  для  семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение  смертности  от сердечных  заболеваний,  рост  числа  самоубийств  и  убийств,   численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений  в  семье,  рост преступности и т. д.

      Люди    остро    переживают    невостребованность    своих     знаний,

производственного опыта,  переход  от  одной  социальной  группы  в  другую.

Исследованиями    зафиксированы    основные     психологические     качества

безработного:   невысокий   уровень   социальной   смелости,   уступчивость,

конформность, пессимистичность и осторожность  в поведении;  недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

      На мой взгляд, главным в социальной  политике  является  (т.е.  должно

быть) упреждение  массовой  безработицы,  что  обеспечивается  прежде  всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

      Органам  службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной  работы  с молодежью для подготовки  ее   к   трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда

 

 

 

 

Глава 2. Мониторинг рынка труда Российской Федерации

1.1 Статистика безработицы в России

Формирование рынка труда для молодежи страны – серьезная экономическая и социальная проблема. Процессы экономической нестабильности приводят к возникновению безработицы. В настоящее время обсуждается современное состояние рынка труда в России, рассматривается работа административных органов по обеспечению граждан рабочими местами и возможности их переквалификации в соответствии с проблемами страны.

Товар, которым обладает каждый. Как падают и защищаются на рынке труда. Где начинается нищета? Каждому труду своя цена. Безработные  – лишние люди? Фирмы. Мониторинг рынка труда в России.

Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости