Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 13:28, курсовая работа
Цель: Проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения молодежной занятости.
Задачи: 1. Сущность понятия молодежной занятости;
2. Виды молодежной занятости;
3. Государственное регулирование молодежной занятости.
Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.
На реализацию целей государственной
молодежной политики направлен целый
комплекс мероприятий органов
Законодательство – важнейший
элемент государственной
Этим законом государство предоставляло определенный набор льгот молодым гражданам: в выделении участка земли, кредитовании жилищного строительства, обзаведения хозяйством, финансирование обучения. Особое место в упомянутом законе занимали нормы о взаимоотношениях учащихся и персонала учебно-воспитательных учреждений.
Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год) Без предупредительной работы с ними рост молодежной преступности обуздать невозможно.
Среди многочисленных предложений регионов в большинстве материалов содержится пожелание ускорить принятие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Вот некоторые из них:
Сегодня Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, сообщает пресс-служба Кремля.
В частности, до 15 апреля 2011
года правительству поручено представить
предложения по разработке мер по
обеспечению занятости
По большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в этом году – «антикризисные программы занятости» предусматривают переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и молодых мам, готовящихся выйти из декретного отпуска, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов, и многие другие меры.
Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах службы занятости состоят 1,6 млн. человек. Общая безработица в России составляет 5,4 млн. человек, или 7,2 % экономически активного населения. К примеру, в Европе общий уровень безработицы достигает 9,9 %.
Тем не менее, болевые точки
остаются. Одна из главных – недостаток
рабочих мест. Если в крупных городах
эта проблема остро не стоит, то в
малых и в сельской местности,
людям деваться некуда. Впрочем, среди
поручений Дмитрия Медведева
есть пункты, связанные как раз
с развитием малого и среднего
предпринимательства и
В Великобритании в 1983 г. законодательно была введена в действие Программа профессионального обучения молодежи. Первоначально Программа предусматривала одногодичный период подготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течении 13 недель. С 1986 года программа начала включать в сферу своего действия так же молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, так же окончившую школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Программы профессиональной подготовки финансируются спонсорами предпринимателями, местными органами власти, гражданами в виде добровольных взносов. Молодежь, проходящая обучение по программе, получает материальную помощь в виде стипендий.
Во Франции за последние годы был принят ряд законов, предусматривающих меры по адаптации к трудовой жизни социально не защищенных слоев. Так, «Законом от 26 марта 1982 г.» была одобрена программа курсов профессиональной подготовки молодежи 16-18 лет, предусматривающих ее обучение на предприятиях с одновременной работой на них путем чередования работы и обучения. В июне 1982 г. правительство одобрило план профессиональной подготовки в социальной адаптации для молодежи 16-25 лет. Законом от24.02.1984 одобрена программа альтернативной профессиональной подготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне. 26 сентября 1984 г. правительством была принята программа действий по поддержанию занятости, имеющая целью интеграцию молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление профессиональной подготовки молодежи. В 1985 г. была законодательно создана система общественных работ для молодежи, содействующая найму молодежи до 21 года на неполное рабочее время – до 80 часов в месяц в течение 3-12 месяцев.
Так же агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проходящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место.
Ордонанс от 17 июля 1986 г. ввел
чрезвычайные меры по обеспечению занятости
молодежи в возрастной группе 18-25 лет,
у которой безработица в 2,5 раза
превышает средний уровень по
стране. Ордонанс освобождает от взносов
в фонды социального
В Италии в 1985 г. был принят 10-летний план содействия занятости населения, подготовленный министерством труда. План предусматривал разработку и проведение комплекса мер по содействию гибкости рынка, куда входят новые модели управления рабочим временем и программы профессиональной подготовки, и по содействию занятости. План реализуется с учетом требований Закона о занятости молодежи, принятого в 1977г., который, в частности, предусматривает заключение контракта на профессиональную подготовку. Согласно контракту молодые люди работают в компании, но часть времени обязаны посещать курсы профессиональной подготовки, созданные региональными органами власти. Закон предусматривает льготы для предпринимателей в виде освобождения от налога в систему социального страхования.
Законодательства стран-членов
Международной Организации
В США предприниматели, участвующие в программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом «О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы», сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.
В других странах – ФРГ, Швеции – программы содействия занятости молодежи предусматривают для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников, занятых на аналогичных работах.
Страны-члены МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях политику в области подготовки своих граждан, безработных и иных, не имеющих работу, к профессиональной трудовой деятельности. Она различается лишь в формах ее проведения.
Существенной особенностью политики в области профессиональной подготовки граждан, нуждающихся в трудоустройстве, является ее четкая ориентация на защиту в первую очередь интересов молодежи как наименее защищенной в социальном плане части населения, не готовой занять свое достойное место в обществе самостоятельно, без поддержки государства. Акцентируя внимание на защите интересов молодежи, государство тем самым снимает с будущего поколения зрелых граждан и самого себя необходимость решения уже в ближайшем будущем, и даже в настоящее время, чрезвычайно острых социальных проблем. Этому хорошо бы поучиться и российской власти. И надо сказать. Что она уже активизировалась в этом направлении.
ВЫВОД
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и
функционировании человеческого общества. Безработица – явление,
свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно
вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в
частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица,
как свидетельствуют многие
психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний,
производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Исследованиями зафиксированы основные психологические качества
безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость,
конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно
быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда
Глава 2. Мониторинг рынка труда Российской Федерации
1.1 Статистика безработицы в России
Формирование рынка труда для молодежи страны – серьезная экономическая и социальная проблема. Процессы экономической нестабильности приводят к возникновению безработицы. В настоящее время обсуждается современное состояние рынка труда в России, рассматривается работа административных органов по обеспечению граждан рабочими местами и возможности их переквалификации в соответствии с проблемами страны.
Товар, которым обладает каждый. Как падают и защищаются на рынке труда. Где начинается нищета? Каждому труду своя цена. Безработные – лишние люди? Фирмы. Мониторинг рынка труда в России.
Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости