Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью написания курсовой является комплексное изучение и анализ условий рынка молока и продуктов из него.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проведения комплексных исследований и составляющие данных исследований.
2) Провести анализ рынка молока и молочных продуктов, который включает собственно анализ рынка, анализ товара и анализ потребителей.
Для принятия взвешенных управленческих решений необходимы определенные знания о целевом рынке, без которых планируемые преобразования нельзя считать обоснованными.
Изучение рынка стали использоваться в Беларуси в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы.
Производство – сбыт – обращение - покупка - потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и Потребителями (Покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором этой маркетинговой системы.
Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:
· анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии;
· поиске критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке.
Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а поиск методов для решения насущных для предприятия проблем. В качестве предпосылки здесь выступает не техника проведения, а получение ответов на вопросы "для чего это нужно?" и "что является проблемой?".
В последнее
время упростилось
Практически любой анализ рынка должен дать ответ на очень простой вопрос: "Сможем ли мы успешно, т.е. с прибылью обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию?".
Актуальность темы определяет тем, изучение и анализ рынка - основной и наиболее эффективный инструмент, служащий информационной базой для принятия стратегических решений. Оно является важной составляющей информационного обеспечения деятельности организации, а комплексное изучение рынка – это основа коммерческой деятельности.
Целью написания курсовой является комплексное изучение и анализ условий рынка молока и продуктов из него.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть
теоретические аспекты проведен
2) Провести анализ
рынка молока и молочных
3) Изучить тенденции
развития рынка молока и
Работа состоит из трех глав. В первой главе представлены теоретические выкладки по рассматриваемой теме. Во второй главе рассматривается состояние рынка молока и молочных продуктов, данная глава состоит из двух пунктов. В первом дается общая характеристика рынка молока и молочных продуктов, во втором – анализ экспорта и импорта как формирования предложения молочных продуктов. В третьей заключительной главе анализируются факторы влияющие на спрос молочной продукции и собственного говоря сам спрос на данный вид продукции.
1.Сущность, значение, методы комплексного исследования товарного рынка
Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций коммерческой деятельности. Это – ее основа.
Товарный рынок – категория коммерческой деятельности, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции [10, c.217].
Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей.
Существуют различные классификации товарных рынков. Различают местный (региональные), национальный (отдельно взятой страны) и мировой рынки.
Кроме того, различают рынки свободные, где функции государства предельно ограничены, либо отсутствуют вовсе; деятельность которых жестко регламентируется органами государственной законодательной и исполнительной власти.
Целью исследования рынка является получение информации о состоянии, конъюнктуре и динамике рынка. Сбор информации позволяет, после ее анализа и обработки получить достаточно ценные сведения об особенностях потребностей отдельных групп потребителей, деятельности конкурентов, уровне цен, политике местных властей по регулированию рынков.
В рыночно развитых странах люди привыкли к тому, что их могут остановить на улице и задать вопросы о том, нравится ли им тот или иной товар, какой обуви они отдают предпочтение, какие телевизионные каналы чаще смотрят и т.д. Сведения о вкусах потребителей позволяют фирме иметь неоценимое преимущество по сравнению с конкурентами на рынке.
В настоящее время исследование рынка, как составная часть коммерческой деятельности, стало полноправной профессией и является серьезным бизнесом.
Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы.
Если показатели сбыта плавно растут и нет изменений в выпускаемой продукции и методах сбыта, то достаточно учесть только обобщенные показатели фактической реализации без проведения структурного анализа. Во всех же остальных случаях необходимо выяснение причин, проблем и определение путей их преодоления.
С чего нужно начать? С анализа показателей сбыта, но его изначально необходимо рассматривать в комплексе с анализом внешней информации. Следует отметить, что нет особой необходимости использовать излишне сложные методы математического анализа или проводить большой по объёму многоцелевой анализ. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.
Различают три вида анализа рынка:
Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим способами.
создается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с выбором сочетаний факторов и показателей. В сжатой форме описываются: Потребитель и его запросы, продаваемая продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом.
в соответствии с целями выбираются соответствующие характеристики для откладывания их по вертикальной и горизонтальным осям и определяется место предприятия на рынке по каждой группе продукции.
Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с новой точки зрения. В качестве возможных критериев могут быть:
Анализ с использованием временных рядов есть по существу метод , при котором происходит сравнительный анализ данных за долговременный период и выявление тренда в изменении этих показателей с течением времени.
Под трендом понимается тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления во времени.
Существует 3-основных вида тренда: долговременный (долговременные колебания), сезонный (сезонные колебания) и периодический (периодические колебания). Для прогнозирования и создания планов сбыта, наиболее часто используется долговременный и сезонный тренд.
Используют следующие типичные методы анализа долговременного тренда: метод критериев, метод двух средних, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов и корреляционный анализ.
При анализе рынка нет смысла пользоваться всеми методами подряд и без разбору. Необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные.
Для того чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев:
В тоже время не стоит в процессе анализа увлекаться и анализом результатов в абсолютном изолированном значении. В этом случае существует опасность одностороннего взгляда. Например, если рассматривать в чистом виде объём продаж какого-либо вида продукции, имеющего абсолютные показатели, даже при низких темпах роста, может создаться впечатление, что свою стратегию надо связывать именно с ним. Для того чтобы избежать этой опасности надо вводить в расчёт весовые коэффициенты по каждому показателю и использовать произведения параметров, а не их абсолютные значения.
Изучение рынка может быть классифицировано в зависимости от выбранных для этого критериев: способа сбора данных, цели изучения и метода анализа. Для анализа рынка в рамках коммерческой деятельности выделим следующие основные направления, цели и задачи.
Таблица 1.1 - Основные направления изучения рынка.
Направление изучения |
Основные вопросы |
Изучение продукции |
Какую продукцию и с какими потребительскими свойствами выпускать? Какую продукцию необходимо улучшить, а какую снять с производства? Как организовывать коммерческую деятельность? |
Изучение Потребителей |
Составление социально-демографического портрета Потребителя, выявление возможных мотивов приобретения или отказа в приобретении продукции. |
Изучение ценовой политики |
Какую цену установить на продукцию? Какую ценовую политику проводить в отношении Потребителей, дилеров и дистрибьюторов? |
Изучение организации товародвижения |
Какую сбытовую политику проводить? Как организовать/развивать свою собственную дилерскую и агентскую сеть? |
Изучение рекламной политики |
Какую рекламную
политику выбрать и какова должна
быть смета расходов на её проведение?
Как оценить эффективность |
Изучение имиджа предприятия |
Как создать
корпоративный стиль на предприятии?
Как сформировать/ |
Изучение новых направлений деятельности |
Осваивать ли новые сферы деятельности? Какие методики разработки стратегий по освоению новых рынков и обеспечения коммерческими ресурсами использовать? |
Изучение направлений глобальной стратегии |
Каковы должны быть исследовательская и политика в отношении культурного и ценностного мировоззрения, структуры обращения и системы товародвижения, кадров? |
Изучение направлений управленческой стратегии |
Как распределять управленческие ресурсы? Как вырабатывать технологическую стратегию? Как сегментировать рынок, организовать учёт и прогноз запросов Потребителей и их жизненных ценностей? |