Анализ системы управления организации на примере Мебельпром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Бурное развитие экономических преобразований в России выдвигает немало сложных теоретических и практических проблем. Среди этих проблем важное место занимает совершенствование методов управления производством. В свою очередь центральным и важнейшим (базовым) компонентом понятия «управление» является организация производства. Поэтому повышение научного уровня специалистов в области управления производственными предприятиями, студентов экономических специальностей — залог успеха рыночных реформ.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Теоретические основы анализа системы управления……….…...…...6
Понятие «системы управления»…...…………………..…….6
Анализ внутренней среды организаций………..…………..14
Анализ внешней среды организаций ………….………...…24
Методы совместного изучения внешней и внутренней среды организации…………..…...………………………………………….34
Глава 2. Анализ системы управления ООО «Мебельпром»………...………..41
2.1 Краткая характеристика организации………………...…...41
2.2 Анализ основных элементов внутренней среды………….42
2.3 Анализ основных элементов внешней среды ……...……..56
2.4 SWOT – анализ……………………………..……………..59
2.5 Основные рекомендации по совершенствованию системы управления………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы……………………………………………………………....70
Приложения……………………………………………………………………...72

Вложенные файлы: 1 файл

Управление организацией.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

Необходимым элементом  структуры управления является информация. Информация — столь же важный элемент производства, как люди, машины, сырье, деньги. Она составляет предмет и содержание управленческой деятельности, так же как сырье является объектом деятельности производственных систем. В настоящее время происходит существенное изменение роли информации, она приобретает преобразующий характер. Этот процесс осуществляется на вполне определенной материальной основе, которая включает компьютеры, видеоинформационные системы связи и передачи связи, банки данных, базы знаний, математические модели, программные средства, информационные технологии, специалистов и другие составляющие информационного обслуживания.

Основным объектом управления являются процессы или, как их еще называют, бизнес-процессы.

Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, а в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. В цепочку бизнес-процесса входят различные операции, которые выполняются структурными элементами различных уровней организационной структуры предприятия.

Все названные элементы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимодействии (рис. 1). От того, насколько  эффективно обеспечиваются связь и взаимодействие, зависит и эффективность управления.

 

 

Рис 1. Схема взаимосвязи элементов, реализующих процесс управления предприятием

 

 

Принципы управления

 

 

Принципы управления — это важнейшие руководящие правила, которым должна соответствовать система управления. Они определяют требования к системе, структуре организации и процессу управления, направления и рамки принятия решений Принципы, в соответствии с которыми должна формироваться функционировать и развиваться система управления предприятием в целом, называются общими, или основными, принципами управления. Принципы управления отдельными элементами или сферами деятельности управления называются частными, или локальными, принципами управления. Частных принципов много, например принципы хозяйственного расчета, принципы формирования потоков информации, принципы организации заработной платы и т.д.

Основной принцип управления, определяющий всю структуру предприятия, — это принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации — это проблема распределения полномочий принятия конкретных решений на каждом уровне управления. Оптимальным считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке стратегии предприятия в целом, а децентрализованными — решения, относящиеся к оперативному управлению.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену — производственным службам, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это обеспечивает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления предприятием, выступающим как единое целое.

Принцип сочетания централизации  и децентрализации в управлении предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю предприятия или подразделения полноты власти, необходимой для принятия решений, и установления персональной ответственности за результаты работы.

Коллегиальность — это выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений — руководителей производственных подразделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации.

Разновидностью коллегиальности  является коллективность. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

Другим важным принципом  управления является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Реализация этого принципа тесно связана с принципом единства команды. Каждый член команды должен выполнять поставленные перед ним задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый менеджер в иерархии управления наделяется конкретными правами, выполняет определенные функции и несет полную ответственность за возложенные на него обязанности.

Принцип демократизации управления предполагает корпоративную организацию собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

 

Формы управления

 

Централизованная  форма управления — руководство хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткая регламентация и координация их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Организация управления считается централизованной, когда:

на предприятии имеется  значительное число функциональных служб (отделов);

функциональные подразделения  играют более важную роль, чем производственные отделения;

исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании.

При мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится  в подчинении у центрального отдела сбыта; функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями.

Децентрализованная  форма управления предполагает полную хозяйственную самостоятельность производственных отделений, наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность на коммерческой основе и вступает в партнерские отношения с любой третьей стороной.

Важнейшая организационная  проблема управления — определение оптимальных соотношений централизации руководства и децентрализации оперативной деятельности предприятия. Это означает ориентацию одних функций управления в основном на выполнение задач централизованного управления, других — децентрализованного.

К функциям централизованного управления относятся: планирование, контроль, финансовая и техническая политика (включая разработку схем специализации и кооперирования производства), материально-техническое обеспечение и руководство политикой фирмы в целом. К функциям децентрализованного управления относятся маркетинг, включающий выработку политики поступлений на рынке, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой технологии, а также материально-техническое снабжение отдельных предприятий, решение кадровых вопросов, взаимоотношений с партнерами и т.п.

Механизм управления крупными компаниями построен на гибком сочетании принципов централизации  и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенности предприятий, диверсификации выпускаемой продукции объективно вызывает необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с научно-техническим прогрессом, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.

 

 

 

    1. Анализ внутренней среды организации

 

Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации.[1, c.102] Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой организации, которые  требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. [1, c.102]

Цели

 Организация, по определению, это по крайней мере 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Основной целью работы большинства  организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

  • ее максимизацию;
  • получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  • минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

  • удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
  • позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
  • условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  • публичная ответственность и имидж организации;
  • техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;
  • минимизация издержек производства и т.д.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так  же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью  финансового подразделения может  быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Структура

Структура организации  отражает сложившееся в организации  выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями  и объединение подразделений  в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.[1, c.103]

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре  является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

Информация о работе Анализ системы управления организации на примере Мебельпром