Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что люди играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве – персонала организации – они нуждаются в управлении.
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом 5
1.1. Концепция и методы управления персоналом 5
1.2. Развитие персонала в системе управления персоналом 6
1.3. Значение мотивации в процессе управления 10
2.Анализ системы управления персоналом ОАО «Пермдорстрой» 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Состав и структура персонала предприятия 17
2.3. Кадровая политика и развитие персонала предприятия 20
2.4. Система мотивации и аттестации персонала 21
3.Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления персоналом ОАО «Пермдорстрой» 25
3.1. Оптимизация системы мотивации 25
3.2. Оптимизация системы аттестации 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Анализ системы управления персонала организации»
Выполнил студент группы ФК-13 В |
Пермь 2014
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом 5
1.1. Концепция и методы управления персоналом 5
1.2. Развитие персонала в системе управления персоналом 6
1.3. Значение
мотивации в процессе
2.Анализ системы
управления персоналом ОАО «
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Состав
и структура персонала
2.3. Кадровая политика и развитие персонала предприятия 20
2.4. Система
мотивации и аттестации
3.Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления персоналом ОАО «Пермдорстрой» 25
3.1. Оптимизация системы мотивации 25
3.2. Оптимизация системы аттестации 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Актуальность выбранной темы заключается в том, что люди играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве – персонала организации – они нуждаются в управлении.
Пo свoим свoйствaм люди сущeственно oтличaются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Спeцифика человеческих ресурсов состоит в следующем.
Вo-первых, в oтличие oт мaшин и сырья люди наделены интеллектом и соответственно их реакция на внешнее воздействие (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.
Вo-втoрых, вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. Приходя на работу, человек приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его карьеры. В современных условиях научно-технического прогресса, когда технологии а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации1.
В-трeтьих, трудoвая жизнь челoвека прoдoлжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации предоставления возможности для реализации этих целей.
В-пятых, важнейшая особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельного человека. Реакция разных членов организации на один и тот же метод управления, на одну и ту же ситуацию, возникающую в организации и за ее пределами, может быть совершенно различной.
Таким образом, управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид управленческой деятельности, который требует выполнения специфических функций и наличия особых качеств у людей, занимающихся этой деятельностью2.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации управления персоналом предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль системы
- дать общую характеристику предприятия;
- проанализировать персонал
предприятия, эффективность
- проанализировать систему управления персоналом;
- разработать рекомендации
по оптимизации управления
Объектом исследования является ОАО «Пермдорстрой», предметом исследования является персонал предприятия.
На настоящий момент существует
множество точек зрения и моделей
управления персоналом. Роберт Куинн,
автор модели конкурирующих ценностей
показал, что основные модели менеджмента:
модель рациональных целей, модель внутренних
процессов, модель человеческих отношений
и модель открытых систем являются
составными частями одного целого.
Анализируя их, можно выделить следующую
хронологическую
Таблица 1. Концепции развития управления персоналом
Концепция |
Время |
Характеристика |
Основоположники |
Использование трудовых ресурсов |
Конец 19 в. - 60-е гг. 20 в. |
Вместо человека рассматривается его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. |
Тейлор |
Управление персоналом |
30-е гг. 20 в. |
Человек рассматривается через формальную роль - должность. Управление осуществляется через административные механизмы |
Файоль, Вебер |
Управление человеческими ресурсами |
Конец 20 в. |
Человек - невозобновляемый ресурс в единстве трёх основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника) |
Маслоу |
Управление человеком |
Конец 20 в. |
Человек является главным
субъектом в организации и
особый объект управления. Исходя из желаний
и способностей человека должны строиться
стратегия и структура |
Мацусита, Морита |
В таблице 1 можно видеть, значимость человеческого фактора в организации с течением времени возрастает. Поскольку развитие организации невозможно без развития составляющих её элементов, то можно сделать вывод, что роль развития персонала в современной организации выходит на передний план. Например, «система сбалансированных показателей» (BSC) выделяет четыре ключевых фактора, влияющих на успешность компании: финансы, клиенты, производственная технология и персонал. При этом до 70% содержания в последнем факторе уделяется развитию персонала3.
1.2. Развитие персонала в системе управления персоналом
Развитие персонала
Рисунок 1. Место развития персонала в системе управления персоналом
Как видно из рисунка, развитие персонала выступает в роли одной из основных составляющих системы управления персоналом и является связующим звеном между коррелирующими друг с другом остальными элементами системы.
Качественно проведённый отбор сотрудников на основе сформированнных требований к последним позволяет, с одной стороны, обеспечить готовность и способность нанимаемых сотрудников развиваться со скоростью развития компании и достигать поставленных бизнес-целей, а с другой стороны, сделать вложения в развитие пероснала максимально эффективными. Для этого необходимо учесть индивидуальные особенности будущих сотрудников. Приведённая ниже матрица может помочь в этом4 (см. рис. 2).
Рисунок 2. Матрица готовности сотрудников к обучению
Данная матрица учитывает две составляющие готовности сотрудников выполнять возникающие в ходе профессиональной деятельности задачи: ось абцисс детерминирует людей по уровню мотивации, ось ординат – по уровню имеющихся у них знаний и навыков.
Сотрудник R1 находится в состоянии умеренной готовности. Он очень старается, но не может стать звездой из-за ограниченных способностей. Если причиной являются недостаточные знания и навыки, тогда вложение усилий в развитие сотрудника может помочь. Если причина в отсутствии направленности на развитие, то, возможно, в обучении и развитии нуждается его руководитель.
У сотрудника R2 низкая готовность: не хватает ни способностей, ни мотивации. Возможно, проблема в мотивации, настрое напрямую связана с неспособностью справиться с задачами, в результате чего снижается самооценка. Если причина в недостатке знаний или конкретных навыков, необходимых для выполнения работы, то профессиональное развитие может помочь, но сотруднику необходима поддержка, чтобы тот смог поверить в то, что ситуация исправима. Если проблема возникла с сотрудником, который в прошлом работал хорошо, надо действовать быстро. Возможно, у сотрудника ухудшилось здоровье или он не справляется с домашними проблемами.
Сотруднику R3 – высокая готовность. У него достаточно знаний и навыков, чтобы успешно справляться с задачами, но у него нет полной лояльности и приверженности компании. В данной ситуации, прежде чем пытаться улучшить эффективность, необходимо выявить причины такого отношения.
Сотрудник R4 пребывает в состоянии очень высокой готовности. Он имеет высокую мотивацию и высокие способности, поэтому может нуждаться в дальнейшем развитии для сохранения мотивации и повышения эффективности. Например, в обучении использованию новых технологий.
Система развития персонала неоднородна и включает в себя профессиональное обучение, планирование личного развития, повышение квалификации руководителей и управление карьерой (см. рис. 3).
Рисунок 3. Составляющие элементы системы развития персонала5
В данной структуре под профессиональным обучением понимается имеющее определённую форму, систематическое изменение поведения сотрудника через формирование новых навыков для повышения эффективности работы. Поскольку, с одной стороны, в мировой практике уже существуют апробированные и приносящие превосходные результаты системы организации продаж, а с другой стороны, успешное продвижение продукции требует, специфических знаний своего положения на отраслевом рынке (например, используя SWOT-анализ) для торговой организации основным инструментом развития своих сотрудников является именно профессиональное обучение, в первую очередь корпоративное.
Преимущества корпоративного профессионального обучения заключаются в его вытекании из специфики деятельности конкретного предприятия, отрасли, оно легко копируемо для всех подразделений фирмы и позволяет совершенствоваться в рамках установленных стандартов деятельности.
Профессиональное обучение является фундаментом для планирования личного развития сотрудника, последнее служит полем его дальнейшего роста, призвано стимулировать обучение, а также дать ему новые знания и навыки, которые можно было бы использовать на практике и которые способствовали бы его карьерному росту6.
Карьерный рост сотрудника,
с одной стороны, является косвенным
подтверждением признания его роста,
а с другой, требует дальнейшего
профессионального
Помимо этого, планирование
карьеры позволяет сформировать
кадровый резерв, который необходим
для замещения вакантных
Таким образом, развитие персонала
является ключевым компонентом системы
управления персоналом, напрямую определяет
способность организации
1.3. Значение мотивации в процессе управления
Вне зависимости от уровня
разделения труда в управлении и
особенностей организации (назначение,
размер, форма собственности и
т.п.) выделяют общие функции
Мотивация ставит целью воздействие на человека для осуществления им определенных действий путем пробуждения в нем тех или иных мотивов (стимулов). Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развивать свои способности, навыки и умения. Внешняя мотивация обусловлена воздействием на человека внешних факторов, связанных с условиями оплаты труда, социальными гарантиями занятости, возможностями служебного продвижения и т.п. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Задачами функции мотивации на достижение высоких результатов труда является умелое сочетание использования всей системы факторов, одновременно влияющих и на внешнюю, и на внутреннюю мотивацию персонала.
Любой руководитель всегда
должен помнить, что главной производительной
силой его фирмы является персонал.
Главная особенность персонала
как фактора производства заключается
с том, что он состоит из отдельных
людей, которые обычно действуют
субъективно исходя их своих интересов
и потребностей. Чтобы добиться от
работника нужных действий, система
менеджмента должна согласовывать
его интересы с интересами организации.
Такая согласованность
Информация о работе Анализ системы управления персонала организации