Анализ ситуации. Подготовка к разработке управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:49, лабораторная работа

Краткое описание

Цель данной работы: сбор, структуризация информации об ОАО «МегаФон», анализ ситуации для разработки проблемного поля организации.
Задачи данной работы:
1. составить оптимальный набор методов (диагностический портфель), необходимый и достаточный для анализа внутренней и внешней среды предприятия;
2. осуществить сбор необходимой информации о предприятии;
3. провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «МегаФон»;
4. сделать вывод о ситуации в ОАО «МегаФон».

Вложенные файлы: 1 файл

лаба 1 котегова.docx

— 788.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный университет имени  Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Институт  экономики и менеджмента

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

Управленческие  решения

 

 

 

 

Лабораторная  работа № 1 по теме:

«Анализ ситуации. Подготовка к разработке управленческого решения»

 

 

 

Выполнила: Рахимова Д. Р.

гр.  МНг - 109

Проверила: доц. Котегова Л.А.

 

 

Владимир 2013

Объект исследования: Центральный филиал ОАО «МегаФон.

Генеральная цель работы: повысить эффективность бизнеса ОАО «МегаФон».

Цель данной работы: сбор, структуризация информации об ОАО «МегаФон», анализ ситуации для разработки проблемного поля организации.

Задачи данной работы:

  1. составить оптимальный набор методов (диагностический портфель), необходимый и достаточный для анализа внутренней и внешней среды предприятия;
  2. осуществить сбор необходимой информации о предприятии;
  3. провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «МегаФон»;
  4. сделать вывод о ситуации в ОАО «МегаФон».

 

Практическая  работа посвящена  первому блоку схемы процесса ПРУР по Литваку: «Определение существования  проблемы. Подготовка к разработке УР».


11  


 

Для анализа внешней и  внутренней среды ОАО «МегаФон»  использовались следующие методы:

    • статистический метод
    • метод концептуального моделирования
    • метод экспертных оценок
    • модель Портера
    • экспертно – аналитический (метод тайного покупателя)

Для анализа ситуации была собрана комплексная информация об ОАО «МегаФон»:

- нормативно – инструктивной

- планово – прогнозной (стратегия развития)

- отчетной информации 

- справочно-аналитической  (рейтинговые показатели).

 

Аналитическая записка «Результаты ситуационного  анализа ОАО «МегаФон»

  1. Общая характеристика деятельности ОАО «МегаФон»

Сегодня «МегаФон» – один из трех крупнейших сотовых операторов России. Более того, единственная компания, развернувшая собственную сеть и  оказывающая полный спектр услуг  мобильной связи на всей территории страны. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. В июне 2010 года «МегаФон» приобрел 100% акций  компании «Синтерра», что позволило  укрепить собственную сетевую инфраструктуру и усилить позиции на рынках дальней  связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в Интернет, а также конвергентных услуг. Число активных абонентов нашей  компании превышает 63 млн. человек. Впрочем, привлекательность бренда «МегаФон» объясняется не только не имеющей аналогов в России зоной покрытия. Оправдывая слоган «Будущее зависит от тебя», компания стараемся всегда быть на шаг впереди – рынка, конкурентов, желаний их клиентов.

«МегаФон» традиционно внедряет самые  передовые технологии. В свое время  компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. А сегодня «МегаФон» –  первая в России компания, запустившая  в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения – 3G – в самом перспективном  стандарте связи UMTS, делающую мобильный  Интернет удобным и эффективным  инструментом для пользователей. Это  позволило  стать лидерами по числу  пользователей сетей третьего поколения, а также по объему выручки от реализуемых  в них услуг.

 Развитие сетей 3G будет приоритетом  для компании в обозримом будущем.  При этом «МегаФон» не стоит  на месте, осваивая новые технологии: в апреле 2012 года «МегаФон» первым  среди сотовых операторов предложил  клиентам услуги 4G. К осени 2012 года сети 4G развернуты в регионах, где проживает более 20% населения  России (Москва и Московская область,  Новосибирск, Самара, Владивосток,  Уфа, Краснодарский край, Сочи, Санкт-Петербург,  Казань, Кострома). К концу 2012 года  этот показатель достиг 30%.

Запас прочности, полученный «МегаФоном»  за годы работы, и предельно консервативная политика управления финансами и  заимствованиями позволили компании не только уверенно пережить пик финансового  кризиса, но и укрепить свои позиции  на рынке, ответив на новые вызовы.

В 2009 году сразу несколько авторитетных международных рейтинговых агентств повысили инвестиционный и кредитный  рейтинги «МегаФона». К примеру, международное  рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило международный долгосрочный кредитный рейтинг компании с  ВВ+ положительного на ВВВ стабильный.

В 2010 году «МегаФон» стал победителем  в категории «Оператор сотовой  связи» по результатам всенародного голосования «Марка № 1 в России – 2010», а генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков был признан  лучшим руководителем телекоммуникационной компании России в ежегодном рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров».

Кроме того, «МегаФон» получил общественное признание, став генеральным партнером  и официальным мобильным оператором ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

 

«МегаФон» – это  второй по числу абонентов и выручке  мобильный оператор России с сильным  брендом и сервисом европейского уровня. Тем не менее, цели и планы простираются гораздо дальше.

Краткая история:

  • Точкой отсчета в истории «МегаФона» можно считать 17 июня 1993 года, когда в мэрии Санкт-Петербурга было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Северо-Западный GSM». 
  • В коммерческую эксплуатацию сеть GSM в Санкт-Петербурге была запущена в январе 1995 года. За первые 12 месяцев работы компания подключила 8 тысяч абонентов (сотовый телефон в те годы весил до трех килограммов и при стоимости несколько тысяч долларов, безусловно, был доступен весьма ограниченному кругу клиентов). 
  • С 1997 года компания начала экспансию в регионы северо-западной части России. Популярность услуг мобильной связи была настолько высока, что даже экономический кризис 1998-го не привел к снижению темпов развития оператора. Уже в 1999 году сотовая связь впервые заработала на трех узловых станциях питерского метро: Санкт-Петербург стал пятым городом в мире, где мобильная связь спустилась под землю. 
  • В начале 2002 года компания отпраздновала подключение миллионного абонента, после чего акционеры решили дать компании новое имя – ОАО «МегаФон». 
  • В 2003 году «МегаФон» для сохранения интенсивных темпов роста и внедрения новых технологий связи вышел на рынок публичных заимствований, успешно разместив облигации на сумму 1,5 млрд рублей.
  • 2006-й стал годом победных показателей не только для команды «МегаФона», но и для рынка в целом. В этот период чистая прибыль «МегаФона» составила 812,8 млн долларов, увеличившись более чем в два раза. Темпы роста компании по всем ключевым финансовым показателям превысили результаты прямых конкурентов. 
  • В 2007 году сеть «МегаФона» охватила всю территорию страны, и компания стала первым федеральным оператором сотовой связи. В декабре 2008 года собрание акционеров ОАО «МегаФон» приняло решение о реорганизации компании путем присоединения дочерних обществ. Число абонентов превысило 43,2 миллиона.  А пять месяцев спустя, в январе 2011 года, «МегаФон» первым среди операторов мобильной связи Сибирского региона внедрил в эксплуатацию технологию HSPA+.
  • В результате по итогам 2010 года «МегаФон» занял второе место среди сотовых операторов России по количеству активных абонентов (более 57 млн.) и по выручке. И сохранил эту позицию в 2011 году, нарастив абонентскую базу до 62 млн.
  1. Анализ внешней среды ОАО «МегаФон».
    1. Общие тенденции развития рынка операторов сотовой связи.

За последнее десятилетие  рынок услуг сотовой связи  в России получил очень высокое  развитие. На протяжении нескольких лет, на начальных этапах роста, наблюдалось  ежегодное удвоение числа абонентов  сотовой связи за счет постоянного  расширения целевых сегментов и  охвата все более широких слоев  населения, а также снижения уровня цен, как на услуги, так и на абонентское  обслуживание. С 2006 года наблюдается снижение темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи. Это связано, в первую очередь, с постепенным насыщением рынка. Вследствие этого операторы вместо привлечения новых абонентов прилагают усилия для обеспечения лояльности и повышения доходности существующих абонентов, а также пытаются привлечь в свою сеть абонентов операторов-конкурентов.

Стоит выделить ключевые показатели рынка сотовой связи России за 2 квартал 2009 года:

  • во II квартале 2009 года количество активных абонентов сотовой связи в России составило 97,1 млн. человек, активных сим-карт - 113,5 млн. штук;
  • на 1 активного абонента во II квартале 2009-го приходилось в среднем 1,17 активных сим-карт;
  • показатели прироста абонентской базы, количества активных сим-карт и степени проникновения сотовой связи в нашей стране по сравнению с I кварталом выросли вдвое;
  • относительно аналогичного периода 2008 года прирост количества активных абонентов уменьшился на 11%, а активных сим-карт – на 29%.

 

Таблица 1

Абонентская база и степень  проникновения сотовых операторов РФ по итогам I квартала 2009 года

Абонентская база

 

Абонентская база на конец II квартала 2009 года, млн.

Прирост абонентской базы во II квартале 2009 года, млн.

По учитываемым операторами  сим-картам

196,6

+5,8

По активным сим-картам

113,5

+1,1

По активным абонентам

97,1

+0,7

Степень проникновения

 

Степень проникновения на конец II квартала 2009 года

Рост степени проникновения  во II квартале 2009 года

По учитываемым операторами  сим-картам

135,4%

+4,0%

По активным сим-картам

78,2%

+0,8%

По активным абонентам

66,8%

+0,5%


 

Объем рынка сотовой связи  в 2009 году составляет около 20 млрд. долларов (рис.1). Объем абонентской базы в  декабре 2009 года составляет 204,99 млн. абонентов.

 

Рис. 1. Динамика объемов рынка  и годовой прирост объемов  рынка

 

Стоит отметить, что на данном рынке присутствуют достаточно высокие  барьеры входа:

  • административные ограничения, например, сертификация на соответствие установленным стандартам, и иным нормам и техническим требованиям;
  • барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок, а также высокий уровень капиталовложений;
  • экономические и организационные барьеры, например, высокие проценты по банковским кредитам.

Кроме того, необходимо назвать  и такие проблемы, связанные с  предоставлением услуг мобильной  связи, как недостаточное количество передающих станций, высокие сборы  за оформление разрешений на право  эксплуатации радиостанций.

На данном рынке ярко выражена экономия от масштаба. Компания, желающая прийти на рынок, окажется в проигрыше, так как на этом рынке:

  • функционируют компании федерального масштаба;
  • выход на данный отраслевой рынок связан со значительными инвестициями и вложениями.

Кроме того, важным фактором на данном рынке является высокий  темп технологических изменений, связанных  в первую очередь с модернизацией  мобильной связи путем развертывания  сетей третьего поколения на основе европейского стандарта UMTS, укрупнение существующих и создание новых сетей, способных предоставлять высокоскоростные услуги.

Основными потребителями услуг "МегаФон " являются частные пользователи сотовой связи. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающееся  направление деятельности компании. Кроме этого, "МегаФон" успешно работает с большим количеством корпоративных пользователей, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу. Кроме этого, начиная с 2004 г., в России стал выделяться сегмент корпоративных клиентов, оперирующих и имеющих представительства более чем в одном Федеральном округе Российской Федерации. Специально для таких крупных знаковых клиентов (Blue Chips) МегаФон разработал и успешно реализует Федеральную корпоративную программу, предлагающую клиенту по всей России унифицированные выгодные тарифы, единый информационно-справочный счет и выделенное универсальное обслуживание.

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт "МегаФон" своих услуг, можно отнести:

  • ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  • снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  • поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов.

Для снижения рисков ухудшения сбыта  вследствие описанных выше факторов "МегаФон" будет разрабатывать  и внедрять специальные программы  лояльности для удержания абонентской  базы, продолжать строить сильную  торговую марку, разрабатывать эффективную  маркетинговую политику.

    1. Анализ движущих сил в отрасли

Данный анализ необходим  для определения движущих сил, под  влиянием которых может меняться ситуация и конкуренция в отрасли. Рассматривая компанию «МегаФон», представляющую свои услуги на рынке сотовой связи, необходимо определить движущие силы отрасли «Телекоммуникации». Факторов, которые можно считать движущими силами довольно много, но для анализа необходимо определить самые значительные из них.

  1. Благоприятная экономическая ситуация

Экономическое положение  и общее благосостояние населения  являются самым важным фактором, так  как от этого напрямую зависит  уровень потребления предоставляемых  отраслью услуг. По итогам прошлого года Россия заняла второе место в мире по приросту числа сотовых абонентов, уступив лишь Китаю. Три крупнейшие российские компании представили свои результаты:

  • МТС (23,53 млн. абонентов)
  • Билайн (16,3 млн.)
  • МегаФон (10 млн.)

Результаты продемонстрировали, что деньги у народа есть — количество новых подключений к мобильным  сетям быстро растет. Аналитики не видят в этом больших заслуг операторов и объясняют благоприятной экономической  ситуацией. Однако рост количества абонентов  и доходов сотовых операторов связан прежде всего с макроэкономическими  условиями.

  1. Государственное регулирование

Государственное регулирование  в отрасли, которое регулирует систему  функционирования субъектов, работающих в данной отрасли через специфические  механизмы государственного контроля (лицензирование). Изменение правового  регулирования – ужесточение  антимонопольного законодательства.

  1. Развитие технологий и инноваций

Информация о работе Анализ ситуации. Подготовка к разработке управленческого решения