Анализ состояния предприятия ООО «Дикон-Волга »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выработка рекомендаций по разработке антикризисной финансовой стратегии предприятия.
Задачи данной работы:
-Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;
-Анализ финансового состояния предприятия и констатация факта кризисного положения;
-Выяснение причин и факторов, обусловивших появление кризисного состояния;
-Определение путей улучшения финансового состояния предприятия;
-Определение содержания и обоснование стратегии выхода предприятия из кризиса.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Дикон-Волга».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы антикризисной финансовой стратегии…………….5
1.1 Понятие, задачи и роль финансовой стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………………….5
1.2 Антикризисная финансовая стратегия предприятия……………………...7
1.3 Разработка антикризисной финансовой стратегии организации………..11
2 Анализ состояния предприятия ООО «Дикон-Волга »…………………….18
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………...18
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ……………………………19
2.3 SWOT-анализ ООО «Дикон-Волга»………………………………………23
2.4 Разработка антикризисной финансовой стратегии……………………….27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб..docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Антикризисные  стратегии предприятия.

 

Показатели

                                   Стратегии

           общие

      антикризисные

Цели

Сбалансированное прогрессирующее  функционирование

Быстрый выход из нестабильного  состояния

Основное внимание

Долгосрочным программам

Секторам и этапам работ  для преодоления в них недоборов

Средства

В основном из внешних ресурсов

В основном из внутренних ресурсов

Бизнес

Магистральные производства, ориентированные на крупные сегменты

Диверсификация, создание малых (мелкосерийных) производств для множества малых сегментов рынка

НИОКР

Фундаментальные исследования и разработки

Быстрая отдача при малых  дополнительных затратах

Производство

Расширение массовости и  крупносерийности, лидерство по издержкам

Диверсификация, повышение  качества традиционных изделий, ориентация на товарно-дифференциальный маркетинг


 

        Одной из постоянных функций антикризисной стратегии фирмы является оценка и прогнозирование возможности ее вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании фирмы такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченной по срокам, а зачастую и краткосрочной стратегии.[2]

        В кризисной фирме, как правило, присутствуют и внутренние, и внешние причины кризисности. Тем не менее для раннего обнаружения кризиса первостепенное значение имеет оценка состояния внешней среды и составление на этой основе ее вероятностного состояния в близкой и дальней перспективе. Это обусловлено тем, что именно метаморфозы внешней среды оказывают решающее воздействие на воспроизводственную динамику фирм, так как они сильно зависимы от спроса на их продукцию и финансовой политики на макроуровне.

        Особенностью кризисного предприятия является жесткая ограниченность в ресурсах. На основе принятых решений в отношении освоенной продукции и инноваций руководство фирмы наполняет выбранную модель антикризисной стратегии ресурсным содержанием. Для этого прорабатываются несколько вариантов бизнес-стратегий, на основе чего и составляются общая модель антикризисной стратегии и опирающийся на нее перспективный план выхода организации из кризиса.[8]

 

            1.3 Разработка антикризисной финансовой стратегии

              организации

        Формирование путей и проектов решения проблем – это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия.

На фазе диагностики основной целью является предварительная  оценка и выделение наиболее важных(приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.

Наиболее простым способом является отнесение каждого направления  к разным по важности группам. Затем  рассматривается наиболее приоритетная группа проектов.[26]

         Рыночное поведение как признак выделения стратегии опирается на ряд характеристик организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества.

Ключевыми выступают размеры  организации, вид продукции и  тип рынка.

Главная особенность стратегии  рыночного поведения мелких фирм заключается в гибкости, адаптивности, позволяющей эффективно действовать  при небольшом ресурсном потенциале, но с высокопрофессиональным персоналом.[24]

        Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды слишком большой или слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа: – анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение; – анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители. Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью метода создания сценариев – реалистического описания того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.          Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые из них будут находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользовался появившейся возможностью). Однако будут сущее топать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, – и в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.[16]

 Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют внимание на выяснении угроз и возможностей, которые таит в себе внешняя среда. Довольно популярным при этом является метод SWOT – анализа, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Имея результаты этого исследования и видение того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.[22]

           Кризисная ситуация на предприятии – это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того, и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих моментах:

1. Эффективность текущей  стратегии. Нужно попытаться определить, во-первых, место предприятия среди конкурентов; во-вторых – границы конкуренции (размер рынка); в-третьих – группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; в-четвертых – функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей дает более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем, оценка проводится на базе количественных показателей: доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Как уже говорилось, самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании – это SWOT-анализ.

Сила предприятия – это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения (совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки и т.д.).

Слабость – это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению с другими.

После выявления сильных  и слабых сторон они тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия срочно должны создать базу этой стратегии. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации.

Рыночные возможности  и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все  возможности отрасли, которые могут  обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, которые отрицательно влияют на предприятие. Возможности  и угрозы не только влияют на состояние  предприятия, но и указывают, какие  стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые  соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз.

Важной частью SWOT – анализа является оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, а также выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек с помощью метода «цепочка ценностей»

Рис. 1 Цепочка ценностей

 

 

 

Вспомогательные виды деятельности

Инфраструктура компании

Прибыль

Управление людскими ресурсами

Технологическое равновесие

Закупки

Материальное обеспечение

Производство

Товародвижение

Маркетинг и продажи

Обслуживание


 

 

      Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара / услуги и включает различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности по созданию ценностей могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Кроме того, на цены и издержки предприятия влияет деятельность поставщиков и конечных потребителей. Менеджерам должен быть понятен весь процесс стоимости, поэтому необходимо принимать во внимание цепочку ценностей поставщиков и конечных потребителей. Процесс определения издержек по каждому виду деятельности утомителен и сложен, но дает возможность лучше понять структуру затрат предприятия. Кроме того, необходимо провести сравнительную оценку издержек предприятия и издержек его конкурентов по основным видам деятельности. Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.[28]

        Второй этап стратегического антикризисного планирования – корректировка миссии и системы целей предприятия.

        Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:

1) провозглашение убеждений  и ценностей;

2) продукцию или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);

3) рынки, на которых  будет работать предприятие:

– способы выхода на рынок;

– технологии, которые будет использовать предприятие;

– политику роста и финансирования.[6]

Затем наступает процесс  корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и  внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и  вносит изменения в систему целей.

       Каждое предприятие имеет определенную систему целей, которые возникают как отражение целей различных групп:

– собственников предприятия;

– сотрудников предприятия; покупателей;

– деловых партнеров; общества в целом.

       Если миссия – это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) – это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.[9]

       Цели являются исходным пунктом системы стратегического планирования, системы мотивации и системы контроля, используемых на предприятии. Цели более высокого уровня имеют широкий характер и ориентированы на долгосрочную перспективу; они позволяют менеджерам взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Цели более низкого уровня ориентированы на кратко- и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня. Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем, определяют скорость развития предприятия и уровень показателей деятельности, который надо достичь в ближайшее время. Ориентация высшего руководства предприятия на определенный уровень целей может служить причиной кризисной ситуации.[1]

Информация о работе Анализ состояния предприятия ООО «Дикон-Волга »