Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа
Основной целью настоящей курсовой работы является анализ демократического стиля управления, а также анализ стиля управления на предприятии – Читинский филиал ОАО «ВымпелКом».
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть основные стили управления, их характеристики;
проанализировать сложившийся стиль руководства;
провести оценку эффективности управления
Введение 3
1 Стили руководства, их влияние на эффективность менеджмента 5
1.1 Понятие стиля управления. Основные разновидности стилей, их характеристика 5
1.2 Демократический стиль управления и его влияние на развитие предприятия 13
2 Анализ деятельности ОАО «ВымпелКом» и стиля управления на предприятии Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности компании 19
2.2 Миссия, цели, ценности и видение предприятия 20
2.3 Показатели деятельности компании за 2009-2010 гг. 21
2.4 Структура управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 22
2.5 Анализ сложившегося стиля руководства 24
3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства 27
3.1 Основные недостатки сложившегося стиля 27
3.2 Предложения по разработке наиболее эффективного
стиля руководства 29
Заключение 32
Приложение А 34
А.1 Тест: «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» 34
А.2 Ключ к тесту 37
Список использованных источников 40
Однако руководитель
этого типа может просто «не управлять»,
что создает серьезные
В жизни трудно встретить представителей этих стилей в «чистом виде». Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку. Тем не менее каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Психологический тип личности находится в определенной связи со стилем управления (рис. 1).
Холерики Авторитарный
Сангвиники
Флегматики
Меланхолики
Рисунок 1 – Связь психологического типа личности со стилем управления
Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства. Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от изменений ситуаций и объектов руководства. Например, авторитарный стиль руководства в наибольшей степени отвечает чрезвычайным ситуациям, уместен в острой обстановке. Демократический стиль более предпочтителен в спокойной обстановке, при разработке долгосрочных программ, крупных нововведений. Авторитарный стиль нормально воспринимается в производственных коллективах, где демократический стиль может быть воспринят как признак нерешительности. В то же время научных, исследовательских, проектных организациях, в учебных заведениях авторитарный стиль может быть воспринят как признак низкой культуры руководителя. Либеральный стиль вполне допустим, когда подчиненные по уровню своей квалификации не уступают руководителю и при этом не хуже него знают основные задачи организации, что вполне может быть в таких творческих коллективах, как изобретатели, писатели и т.д., в промышленности, строительстве такой стиль может быть воспринят как безвольный, слабый.
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Автократичный лидер стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, полагается на законные полномочия, власть, основанную на вознаграждении и принуждении. Демократичный лидер делегирует властные полномочия сотрудникам, способствует их участию в управлении и при воздействии на подчиненных полагается на референтную и экспертную власть.
Первые исследования в этом направлении были проведены Куртом Левиным и его коллегами в Университете штата Айова. Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, они обнаружили интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на таком же высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые менеджером демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно поэтому в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней.
Поэтому умение руководить – это умение владеть разными стилями, менять руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре
1.2 Демократический стиль управления и его влияние на развитие предприятия.
Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением.
Основные проявления демократического стиля руководства:
- распределение функций руководства посредством делегирования отдельных видов полномочий, прав принятия решений подчиненным;
- учет советов, рекомендаций со стороны подчиненных и других компетентных лиц;
- способность руководителя соглашаться с мотивированным мнением, утверждениями других лиц, отличающимися с точки зрения руководителя;
- доверие к подчиненным, расположение к ним, контактность, общительность, сдержанность в обращении с персоналом;
- подбор квалифицированных и грамотных специалистов по деловым признакам;
- самокритичность руководителя, самосовершенствование, повышение квалификации;
- разумность дисциплинированных требований, подчинение их интересам достижения успеха организации;
- стимулирование работников в соответствии с их трудовым вкладом.
Выделяют две разновидности демократического стиля: консультативную и партисипативную. В консультативной – руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
Партисипанская разновидность демократического стилям управления предполагает, что руководители полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и использует все конструктивные предложения, организуют всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю над их достижением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, иногда даже лучше руководителя разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и выгоды, которую могут получить сотрудники. При этом первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненным от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Руководитель при осуществлении контроля ценит конечный результат, не обращая особого внимания на мелочи. Условия и формы использования демократического стиля приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Условия и формы использования демократического стиля
Функции управления |
Условия и формы |
1 |
2 |
Принятие решения |
Коллегиальное (консенсус), детальное рассмотрение всех предложенных альтернатив за исключением простых и рутинных решений |
Определение и формулирование целей |
Вовлечение всех участников коллектива в обсуждение целей с задачей добиться их уяснения и понимания |
Распределение обязанностей |
Руководитель совместно с работниками определяет их роли в общей работе, намечает личные цели |
Рабочее время |
Руководитель согласовывает дополнительные объемы работы, сверхурочную занятость, время и величину отпусков |
Стимулирование и мотивация |
Руководитель использует все формы материального и морального вознаграждения, поддерживает и поощряет сотрудников; обеспечивает справедливую оценку личного и коллективного труда; стремится определить личные потребности и мотивационные предпочтения подчиненных для их коррекции; выясняет потребности повышения квалификации |
Контроль |
Руководитель согласовывает с подчиненными стандарты качества, добивается понимания необходимости следования им работников; способствует ускорению в работу правила «каждый контролирует и контролируется» |
Подбор и работа с кадрами |
Обсуждает с коллективом увольнение или вывод из него; поощряет развитие наставничества; совместно планирует и поддерживает ротацию кадров |
Распределение инвестиций |
Консультируется с подчиненными и формирует единое мнение по поводу инвестиций |
Как правило, обстановка, создаваемая руководителем - демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинства и умение. Это формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях может резко снижать эффективность управления.
Демократический стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество.
Демократический стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания. Руководство ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может не опасаясь свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений он не перекладывает ответственность на подчиненных. Стремление прислушаться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемы и получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений.
Демократический менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Э то создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис. 2)
Рисунок 2 – Место руководителя-демократа при проведении деловых совещаний.
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:
- работа считается естественной обязанностью;
- сотрудник способен к самоуправлению;
- стремится к ответственности;
- наделен чувством рационализма;
- проявляет стремление к труду.
В данной ситуации менеджер полностью доверяет подчиненным, привлекает их к участию в работе по определению целей организации и контролю за их достижением.
Такой стиль руководства многие специалисты считают оптимальным. Вместе с тем исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства, не всегда этот стиль является наиболее продуктивным. Дело в том, что все стили имеют как положительные, так и отрицательные черты, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. И до сих пор не определена прямая зависимость между стилем и эффективностью руководства.
По достигаемым результатам – это наиболее эффективный стиль руководства, ибо он воспитывает у работников инициативу, творческое отношение к труду, чувство ответственности, сопричастность общему делу.
Преимущества демократического стиля: хороший психологический климат коллективе и эффективное освоение идей сотрудников;
Недостатки:
- как показывает практика, эффективность работы такой группы вопреки ожиданиям обычно меньше, чем при строгом руководстве;
- не всегда, конечно, мнение и решение большинства людей лучше, чем мнение и решение руководителя. Целая группа едва ли вынесет непопулярное решение, как это должен при необходимости сделать руководитель;
- установление ответственности неоднозначно. Член группы несет ответственность за групповое решение не в такой степени, как за индивидуальное решение.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, присутствие творчества будут на такой же порядок ниже.
2 Анализ деятельности ОАО «ВымпелКом» и стиля управления на предприятии Читинского филиала ОАО «ВымпелКом»
Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (ОАО «ВымпелКом») является юридическим лицом в форме открытого акционерного общества, образованного 15 июня 1993 в соответствии с решением учредителей. ОАО "ВымпелКом" входит в группу компаний "ВымпелКом Лтд", включающую операторов связи, предоставляющих услуги голосовой связи, телематические услуги связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет. Телекоммуникационная компания Vimpelcom Ltd (штаб-квартира в Амстердаме, управляет операторами «Вымпелком» и «Киевстар» — совместными активами «Альфа-групп» и норвежской Telenor)
Информация о работе Анализ стилей управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом»